ТЕМА УРОКА «ЗАКОНЫ НЬЮТОНА»
Тип урока: обобщающий.
Цели:
Образовательные:
создать условия для обобщения и закрепления знаний, полученных по теме «Законы Ньютона»
совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач
научится использовать знания на практике понять значимость полученных знаний в повседневной жизни
Развивающие:
создавать условия для развития исследовательских и творческих навыков; учить находить главное в потоке информации, анализировать, выдвигать гипотезы и проверяя их, делать выводы.
Воспитательная: создавать условия для повышения интереса к
изучаемому материалу, к активации мыслительной деятельности, развивать
коммуникативные качества учащихся, развитие умения оценивать свои достижения.
Здоровьесберегающая цель – на протяжении всего урока следить за посадкой учащихся, выстраивать их работу на уроке так, чтобы систематически менялась деятельность учащихся, провести физкультминутку
Планируемые результаты обучения
Личностные: участвовать в обсуждении проблем; формировать умение слушать и вступать в диалог, развитие логического мышления.
Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение работать в коллективе; умение учиться в общении со сверстниками; умение высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные:закрепить знания обучающихся по законам Ньютона, формировать навыки в решении расчетных графических задач по данной теме.
Необходимое техническое оборудование мультимедийный проектор, экран, компьютеры для учащихся.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас.
(На доске в столбик записаны слова: хочу, могу, умею, делаю) учитель, показывая на каждое из этих слов, даёт расшифровку. Сегодня на уроке я:
ХОЧУ: ………… я хочу пожелать вам, ребята, увеличить объём своих знаний; хочу пожелать вам «Ни пуха, ни пера!».
МОГУ: …………
я могу быть вашим консультантом
на уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться.
УМЕЮ: …………….
прийти на помощь
применять рациональные способы для решения задач.
ДЕЛАЮ: ………….
делаем каждый себе установку «Понять и быть тем первым, который увидит
ход решения».
В истории есть немного имен и книг, пронизывающих века и даже тысячелетия и непрестанно влияющих на развитие культуры, техники и науки.
Есть научные открытия, которые оказываются пригодными для решения современных практических задач, и это означает, что они достоверны, ибо они прошли самое жесткое испытание – испытание временем. Именно таким великим законам физики посвящен наш урок. Как вы думаете, о каких законах сегодня будем говорить?
Ньютон – величайший ученый не только своего времени, но и истории. Он изучал природу света, построил зеркальный телескоп, но самая главная заслуга Ньютона в том, что он вывел три закона механики, которые управляют движением тел во Вселенной.
Ученики сами формулируют тему урока
Итак, сегодня наш урок посвящен законам Ньютона. Поэтому эпиграфом к нашему уроку являются слова …
Тысячи неразгаданных тайн таит в себе наука и, без вас, без вашей молодости, смелости, энтузиазма они не будут разгаданы. Наука ждет вас, друзья.
2. Актуализация знаний
Учитель демонстрирует три видеосюжета (school--collection.edu.ru), организует работу учащихся в трех группах
Задание: определить какому закону Ньютона соответствует сюжет
Группа Видеофрагмент «Наблюдение явления инерции движения на примере катания на роликах»
Группа Эксперимент по наблюдению взаимодействия двух тележек различной массы и зависимости ускорения этих тележек при взаимодействии от их массы тележек
Группа Иллюстрация к третьему закону Ньютона
3. Этап первичной проверки понимания изученного
Виртуальные лабораторные работы. "Прибор Атвуда. Проверка Второго закона Ньютона".
Ученики заполняют таблицу
Особенности законов Ньютона.
1-й закон Ньютона | 2-й закон Ньютона | 3-й закон Ньютона |
Справедлив для любых сил; Силы уравновешиваются, т.к. приложены к одному телу; Если результирующая сила равна 0, то ускорение тоже равно 0 | | Силы возникают только парами и всегда при взаимодействии; Силы не уравновешивают друг друга; Силы одной природы; Верен для всех сил в природе. |
4. Физкультминутка.
Учитель: Прежде чем приступить к решению задач проведем физическую паузу. Представим что мы с вами пассажиры автобуса…
– автобус резко трогается с места – ученики должны наклониться назад,
– автобус тормозит – отклониться вперед,
– автобус поворачивает направо – наклоняются влево,
– автобус поворачивает налево – наклоняются вправо.
Учитель: Какое физическое явление вы изображали?
Ученики: Инерция – явление сохранения скорости тела, когда на это тело не действуют внешние силы.
5.Закрепление знаний и способов действий
Учитель: Переходим к следующему этапу нашего занятия – научимся применять
полученные знания для решения задач.
Учитель контролирует работу учащихся, оказывает необходимую помощь
Ученики решают интерактивные задачи в паре (самоконтроль)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c909a4f3-590d-47ff-8711-9fdc5532944a/9_199.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3dfc6db6-e6bd-4b23-aa32-de90befca620/9_221.swf
6. Контроль знаний
Ученики выполняют интерактивный тест
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/438d9ceb-3492-4dbb-bb97-2043428bc69d/175.swf
VI. Рефлексия.
Учитель: Что ж, наш урок подходит к завершению.
Ребята, чем запомнился вам этот урок? Какое значение он для вас имеет?
На закрепление каких знаний были направлены задания? (перечислить)
В каких заданиях были допущены ошибки? (причины)
Что помогло Вам исправить ошибки, преодолеть затруднения?
Над чем нужно поработать дома?
Где пригодятся полученные знания?
Учитель:
предлагает обучающимся оценить собственную деятельность на уроке;
поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
Оцените свою деятельность ( на листочках)
Надеюсь, что знания, умения, навыки, полученные на уроке, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, а физические явления станут для вас более понятными и привлекательными.
7. Заключительный этап.
Учитель: Большое спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать!
Домашнее задание подготовить творческие работы на одну из тем:
а) Законы Ньютона в литературе
б) Законы Ньютона в природе и технике