СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для учащихся 7 класса. Цель урока: сформировать умение правильно писать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени. Познакомить с правописанием суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.Развивать логическое мышление и языковое чутье.Воспитывать умение слушать собеседника.Урок будет интересен детям с разным уровнем подготовки.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени"»

Тема: Гласные в суффиксах

действительных и страдательных причастий настоящего времени

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: доска, компьютер, сборники заданий по подготовке к ЕГЭ, дидактический материал.

Цель урока: Сформировать умение правильно писать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени.

Задачи:

  • Познакомить с правописанием суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.

  • Воспитывать умение внимательно слышать и слушать другое мнение.



  1. Актуализация знаний

-Сегодня на уроке мы будем изучать явление, которое можно назвать «близкие родственники», и исследовать будем «родственные связи». Наше исследование так и называется «Родственные связи».

-Какую часть речи мы изучаем? (причастие)

-Предположите, о каких родственниках пойдёт речь? (глагол, прилагательное и причастие)

2.Исследование языкового материала

-Как образуются причастия? –

(От глагола суффиксальным способом)

(Обозначили суффиксы) Проблема с гласными или согласными? (Подчеркнули гласные) Итак, что мы будем изучать?(Начало записи темы: Гласные в суффиксах…, сдвигается штору)

-Что между данными словами общего и чем различаются? (Причастия настоящего времени, страдательные и действительные).

-Чему должны научиться на уроке? Что понять?

(Выбирать гласную в суффиксах.Узнать, от чего зависит.)

3.Определим вид причастий.

(Разносим в столбики на доске и выполняем запись в тетради).

действительные страдательные

Белеющий, гонимый, любимый, говорящий, лающий, спиленный, расфасованный, слышащий, бреющий, любящий.

В центре нашего внимания действительные причастия.

Чем различаются? (Суффиксами)(Выясняем и снова расписываем в 2 столбика)

- У действительных причастий настоящего времени могут писаться суффиксы –ущ-(-ющ) или –ащ- (-ящ-).Где встречается такое же сочетание гласных?(У глаголов в 3 лице мн. числе) (Спряжение глагола. У глаголов 1 спр. в 3 лице мн числе окончание –ут - -ют, во втором –ат - ят)

-А сейчас главный вопрос. От чего зависит правописание гласных в этих суффиксах? (ОТ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА) Найдём глаголы, от которых образовались причастия, определим спряжение.

-Сделаем вывод. Действительные причастия настоящего времени, образованные от глагола 1 спряжения, имеют суффикс –ущ-, -ющ- . Действительные причастия настоящего времени, образованные от глагола 2 спряжения, имеют суффикс –ащ-, -ящ- .

4.Закрепление.

Определите спряжение глаголов, образуйте от них действительные причастия настоящего времени.

Стелить, держать, доить, колоть, сеять, говорить, держать, дышать, выть, полоть, строить, печатать, писать, смотреть, страдать, ненавидеть.

5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Мы разобрались с правописанием суффиксов действительных причастий настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глагола 1 спряжения, имеют суффикс –ем-, -ом- . Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глагола 2 спряжения, имеют суффикс –им-)

Закрепление.

Определите спряжение глаголов, образуйте от них страдательные причастия настоящего времени.

Любить, передавать, хранить, облекать, возводить, стирать, читать, называть, заменять.


Подведём итог. Как выбрать гласную в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени?

5.Закрепление. Тесты ЕГЭ (Задание 10)

-Предлагаю рассмотреть 1 типичное задание из вариантов ЕГЭ по русскому языку.

Учащиеся выполняют задания ЕГЭ по русскому языку. (Самопроверка)

Отвечают на следующие вопросы:

1. Правописание каких частей речи проверяется в данных заданиях?

2. Правописание каких морфем проверяется в задании?

3.Почему правописание личного окончания глаголов и правописание суффикса действительных и страдательных причастий проверяется в одном задании?

(потому что гласные в суффиксах причастий настоящего времени зависят от спряжения глагола, от которого образовано причастие)

6. Рефлексия. Для чего вам нужны полученные знания? Чему вы сегодня научились? Что было интересным?

7.Итог урока. Оценивание.

 

Домашнее задание: П.16,18, упр. 100,106






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!