Урок литературного чтения 3 класс.
Тема: И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений
Цели: познакомить детей с биографией и творчеством И.А.Бунина; раскрыть идею и смысл стихотворений И.А. Бунина; продолжить знакомство с литературоведческими терминами; учить читать и понимать стихи;
Педагогические задачи: создать условия для обучения выразительному чтению лирических произведений, анализу, выделению главной мысли стихотворения; способствовать развитию умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, привитию любви к поэзии; содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе, окружающему нас миру.
Планируемые результаты:
Предметные:
научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; осмыслять специфику лирического стихотворения, понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму.
Метапредметные:
познавательные: замечают в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализируют их назначение в тексте, используют авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с поставленной задачей; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;
коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции.
Личностные:
совершенствовать духовно-нравственные качества личности, формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию, развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с произведениями Бунина; воспитывать морально-этические представления: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и умение сопереживать чувствам других людей.
Образовательные ресурсы: портрет И. А. Бунина, презентация , карточки.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок, начинается урок!
Улыбнитесь, подтянитесь и тихонечко садитесь!
Я вам желаю успешной работы и приятного общения, а нашим гостям получить хорошее настроение от урока.
2. Актуализация знаний. Речевая разминка.
- Над каким разделом учебника мы работали на предыдущих уроках ? (Над поэтической терадью 2)
Что мы изучаем в этом разделе?(произведения)
- Чему учитесь на уроках поэзии?
- Стихотворения, каких поэтов понравились больше всего? Почему?
Прочитайте на доске слова «Мир везде исполнен красоты...»
- Как вы их понимаете?
- Прочитайте эти строки, начиная шепотом, затем усиливая голос.
Прочитайте:
с повествовательной интонацией,
с вопросительной интонацией,
с восклицательной интонацией.
- Прочитайте, расставляя логическое ударение на каждое слово поочередно.
3. Сообщение темы урока (Учитель читает стихотворение.)
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.
– Это красивое стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого мы сегодня познакомимся.
- А узнать автора этого стихотворения вам поможет кроссворд, который лежит у вас на столах.( В этом кроссворде вы должны зачеркнуть буквы английского алфавита)
QWEИRTYВHJKLАCVMНZHJA БLKJУZQLНMJRGИPOVXН RYGDVN
- Прочитайте слово, которое у вас получилось. С каким писателем мы познакомимся сегодня на уроке. ( С Иваном Алексеевичем Буниным).
- Предположите тему нашего урока. Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке? Что бы вы хотели узнать? (Познакомиться с биографией писателя, с произведениями этого писателя , будем учиться понимать их и читать выразительно.)
- Правильно, на этом уроке будем учиться читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня: «У каждого из слов душа своя…»
ролик « Биография И.А.Бунина»
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870–1953)
Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в России стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые выдающиеся достижения в области науки и литературы. Так высоко было оценено творчество нашего соотечественника, его художественное мастерство, умение проникать в глубины человеческой души, передать красоту окружающего мира. Что же помогло ему достичь таких высот?
И. А. Бунин родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. Здесь впервые открывается будущему писателю «скромная» красота русской природы. Еще в раннем возрасте пробуждается в нем художнический талант, и он пытается найти нужные цвета, образы, чтобы передать пленительное очарование летнего ржаного поля, березовой рощи на полотне с помощью красок и кисти. Притягательную силу, врачующее воздействие природы прочувствовал мальчик, когда умерла его младшая сестренка. От глубокой душевной боли спасался он, убегая в лес, обращаясь в молитвах к небу и солнцу. В 11 лет он поступил в Елецкую уездную гимназию, но через 4 года из-за финансовых затруднений семьи возвратился домой, где продолжил образование под руководством старшего брата. Бунин с увлечением читал Пушкина, Лермонтова, а в 17-летнем возрасте начал писать стихи сам. Когда Бунину исполнилось 21 год, выходит его первый сборник стихотворений. Но признание пришло к нему после выхода в свет его рассказов. Бунин не только писал, он еще и активно занимался переводами английских и французских поэтов. Писатель уехал в 1918 г. из Москвы и поселился в Одессе. А затем, после долгих скитаний, в 1920 г. Бунин приезжает во Францию.
Несмотря на широкую известность Бунина как писателя, его жизнь на чужбине была нелегкой. Последний сборник рассказов «Темные аллеи», написанный в мрачные дни нацистской оккупации Франции, был опубликован в Нью-Йорке (1943 г.) Предложения вернуться на родину, которые делались в послевоенные годы, Бунин отвергал. Умер в Париже, похоронен на Русском кладбище.
4.Работа над стихотворением «Детство»
Учитель: для начала представьте, что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство? Свои размышления о детстве мы будем записывать или рисовать на лучиках солнышка, которое лежит у вас на столе пока одинаковое у всех.
Работа в группах: художники, поэты
На столах лежат конверты с заданием для каждой группы.
Предлагаю вам открыть конверты и прочитать задания.
Карточка с заданием для художников:
Уважаемые художники, представьте слово “ детство” в цвете.
Какие бы вы выбрали цвета, если бы вас попросили нарисовать это слово?
У вас на столах цветные карандаши, выбирайте тот, которым вы бы нарисовали детство.
Рисуйте цветной лучик (на белые лучи) к своему солнышку. Если какие-то цвета вам не нужны, вы можете их не использовать.
Почему вы выбрали именно эти цвета?
Какие цвета не использовали, почему?
Карточка с заданием для поэтов:
Уважаемые поэты, подберите к слову “детство” эпитеты.
Вспомните, что такое эпитет? Эпитетом в литературе называют яркое и образное прилагательное
Напишите цветными фломастерами эти слова на лучиках.( Беззаботное, счастливое, весёлое, радужное)
Уважаемые поэты, подберите существительные, которыми бы вы рассказали о детстве. Напишите цветными фломастерами эти слова на лучиках. (Игрушки, мультики, конфеты, манная каша)
(А теперь, чтобы нам видеть не только свои солнышки, но и работы друг друга, закрепим их на доске. Закрепляю таким образом: один круг на другой. Круг будет один. А лучиков будет становиться всё больше.)
Проверка.
Учитель: Художники, несите свои солнышки, прочитайте своё задание всем.
А теперь я приглашаю поэтов, читайте своё задание.
– Какое яркое, цветное детство! Какие добрые, радостные впечатления живут в нём!
Показываю рукой на солнышки: Ребята, это ваши ощущения детства, а вам интересно узнать каким остаётся детство в памяти взрослых людей?
- Сейчас услышите стихотворение «Детство» (звукозапись).
- Прочитайте стихотворение так, как вы его поняли. (Чтение учащихся в слух.)
- Какие непонятные слова вам встретились?
бор – сосновый лес
аромат – запах
палаты – помещения
зной - жара
сладостный – приятный, доставляющий удовольствие
прильнуть – прислониться
- Ребята, почему стихотворение называется «Детство»? В нём что, рассказывается о маленьком Бунине? (Нет, в стихотворении говорится о сосновом боре. Автор вспоминает, как и что он чувствовал и ощущал, когда бродил в этом бору в детстве.)
- Прочитайте, какие моменты детства навсегда остались в памяти Бунина?
(Чем жарче день, тем сладостней в бору
дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Автор вспоминает, как он гулял там, как легко ему было дышать даже в жару.
Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжёлый, величавый.)
- Прочитайте строки, в которых автор описывает кору.
(Кора груба, морщиниста, красна.
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.)
5. Выразительное чтение стихотворения.
- Прочитайте стихотворение выразительно.
6. Физкультминутка
О ком шла речь в нашей физминутке? (Об олене)
Первичное чтение
- Послушайте еще одно стихотворение И.А. Бунина и постарайтесь понять внимательное и бережное отношение поэта к миру природы.
(Выразительное чтение стихотворения учителем)
- Вам понравилось это стихотворение? Почему?
- Какое настроение вызвало в вас это стихотворение?
(радость, чувство восхищения)
- Что вызывает в вас эту радость?
- Откройте учебники на странице 176.
- Какие слова помогли поэту передать это настроение?
О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной
Он красоту от смерти уносил!
Чтение детьми и работа нал словарем
- Прочтите самостоятельно стихотворение, найдите трудные для вас слова и подчеркните их.
Словарно-лексическая работа (работа в парах)
- Сейчас вы будете выполнять здание на карточках. Вам предлагается соотнести новое трудное слово, которое встретилось в тексте с его лексическим значением.
- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
Ельник – лес, в котором растут ели.
Тонконогий олень – олень, у которого тонкие ноги.
Тяжкие рога – тяжёлые рога
Зубом скрёб – зубом грыз
Остинка – уменьшительно – ласкательная форма слова «ость»: тонкая длинная щетинка на колосе у злаков; в данном случае речь идёт о хвойных иголочках.
Макушка ёлки – верхушка ёлки
Размеренный след – определённая мера для следа
Собачий гон – (гнать – охотиться, загонять.)
Долина – открытая местность
Бешено – изо всех сил
В избытке свежих сил – много новых сил
Стремительность – быстрота
- Кто из вас выполнил задание без ошибок? Оцените работу своей пары.
- Придумайте название этому стихотворению.
(«Красавец олень», «Красота побеждает смерть», «Густой зелёный ельник у дороги…», «Красота»)
- Как вы думаете, почему сам автор не дал никакого названия своему стихотворению?
(Оно лишает читателя возможности самому проникнуться чувством восхищения перед красотой зверя.)
Анализ стихотворения
- Почему стихотворение начинается с описания густого зелёного ельника?
- Перед нами разворачивается спокойная жизнь леса, прекрасная в свой обыденности.
Густой зелёный ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
- Как вы думаете, действительно ли герой - рассказчик этого стихотворения наблюдал события, которые он описывал?
- Как он понял то, что произошло в лесу? (По следам.)
- Какие следы он увидел? Чьи это были следы? (Следы оленя.)
- Как изменяются оленьи следы? («И вдруг – прыжок!»)
- Чьи ещё появляются следы на снегу? (Охотничьих собак)
- Чем закончилась погоня? (Олень спасается.)
- В чём красота оленя?
(«Могучий, тонконогий, к спине откинув тяжкие рога»)
- Что можно сказать о рассказчике, который по следам смог восстановить происшедшие события? (Он наблюдательный человек.)
- Умение читать следы на снегу – большое искусство, которое доступно только очень наблюдательным людям. Таков автор этого стихотворения.
- Любит ли он природу?
- Где и почему происходит перелом настроения? («И вдруг – прыжок!» - смысл поединка жизни и смерти, красоты и смерти.)
Работа над выразительным чтением стихотворения
– Всё ли стихотворение мы будем читать в одном темпе?
– Какие строки читаются медленнее, а какие – быстрее?
– С какой интонацией читать последнюю строфу? Почему?
Выразительное чтение стихотворения
VII. Подведение итогов урока.
- Что вы узнали о жизни и творчестве И.А. Бунина?( Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в России стал обладателем Нобелевской премии)
- Какое стихотворение вам больше всего понравилось? Почему?
- Ребята, а какой вывод можно сделать исходя из тех стихотворений, с которыми мы с вами сегодня познакомились.
Вывод.
— Природа для Бунина — живое существо. Еще мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой соснового бора. А ведь этот мальчик ваш ровесник. А в таком юном возрасте познание мира начинается с восхищения красотой.
-Видеть и чувствовать природу – величайшая радость для человека.
-Бунинское слово теперь распахивает свою неповторимую «душу».
– Удалось ли вам проникнуть в душу поэта, узнать его чувства?
VIII. Рефлексия
- Ребята, а давайте создадим свою елочку настроения, посмотрите у вас на столах лежат предновогодние шарики настроения, вы берете шарик с тем настроением, которое у вас после нашего урока. Давайте прикрепим ваши шарики на елочку. (Дети рядами выходят и крепят шарики).
- у вас отличное настроение.

- вас хорошее настроение

- настроение плохое
- Ребята посмотрите, какая нарядная у нас получилась елочка. Я тоже ухожу с нашего урока с отличным настроением и поэтому я тоже прикреплю шарик на елочку.
Домашнее задание
Я вам предлагаю три варианта:
1.выучить наизусть
2.придумать вопросы к стиху
3.нарисовать рисунок к тексту
Выставление оценок за работу на уроке.