СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока И.А. Бунин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению И.А. Бунин

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока И.А. Бунин»

Урок литературного чтения 3 класс.

Тема: И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений

Цели: познакомить детей с биографией и творчеством И.А.Бунина; раскрыть идею и смысл стихотворений И.А. Бунина; продолжить знакомство с литературоведческими терминами; учить читать и понимать стихи;

Педагогические задачи: создать условия для обучения выразительному чтению лирических произведений, анализу, выделению главной мысли стихотворения; способствовать развитию умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, привитию любви к поэзии; содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе, окружающему нас миру.

Планируемые результаты:

Предметные:

научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; осмыслять специфику лирического стихотворения, понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму.

Метапредметные:

познавательные: замечают в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализируют их назначение в тексте, используют авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с поставленной задачей; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;

коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции.

Личностные:

совершенствовать духовно-нравственные качества личности, формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию, развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с произведениями Бунина; воспитывать морально-этические представления: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и умение сопереживать чувствам других людей.

Образовательные ресурсы: портрет И. А. Бунина, презентация , карточки.


Ход урока

  1. Организационный  момент.

Прозвенел уже звонок, начинается урок!

Улыбнитесь, подтянитесь и тихонечко садитесь!

Я вам желаю успешной работы и приятного общения, а нашим гостям получить хорошее настроение от урока.

2. Актуализация знаний. Речевая разминка.

- Над каким разделом учебника мы работали на предыдущих уроках ? (Над поэтической терадью 2)

Что мы изучаем в этом разделе?(произведения)

- Чему учитесь на уроках поэзии?

- Стихотворения, каких поэтов понравились больше всего? Почему?

Прочитайте на доске слова «Мир везде исполнен красоты...»

- Как вы их понимаете?

- Прочитайте эти строки, начиная шепотом, затем усиливая голос.

Прочитайте:

с повествовательной интонацией,

с вопросительной интонацией,

с восклицательной интонацией.

- Прочитайте, расставляя логическое ударение на каждое слово поочередно.

3. Сообщение темы урока (Учитель читает стихотворение.)

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.


– Это красивое стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого мы сегодня познакомимся.

- А узнать автора этого стихотворения вам поможет кроссворд, который лежит у вас на столах.( В этом кроссворде вы должны зачеркнуть буквы английского алфавита)

QWEИRTYВHJKLАCVMНZHJA БLKJУZQLНMJRGИPOVXН RYGDVN

- Прочитайте слово, которое у вас получилось. С каким писателем мы познакомимся сегодня на уроке. ( С Иваном Алексеевичем Буниным).

- Предположите тему нашего урока. Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке? Что бы вы хотели узнать? (Познакомиться с биографией писателя, с произведениями этого писателя , будем учиться понимать их и читать выразительно.)

- Правильно, на этом уроке будем учиться читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня: «У каждого из слов душа своя…»

ролик « Биография И.А.Бунина»

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870–1953)

Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в России стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые выдающиеся достижения в области науки и литературы. Так высоко было оценено творчество нашего соотечественника, его художественное мастерство, умение проникать в глубины человеческой души, передать красоту окружающего мира. Что же помогло ему достичь таких высот?

И. А. Бунин родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. Здесь впервые открывается будущему писателю «скромная» красота русской природы. Еще в раннем возрасте пробуждается в нем художнический талант, и он пытается найти нужные цвета, образы, чтобы передать пленительное очарование летнего ржаного поля, березовой рощи на полотне с помощью красок и кисти. Притягательную силу, врачующее воздействие природы прочувствовал мальчик, когда умерла его младшая сестренка. От глубокой душевной боли спасался он, убегая в лес, обращаясь в молитвах к небу и солнцу. В 11 лет он поступил в Елецкую уездную гимназию, но через 4 года из-за финансовых затруднений семьи возвратился домой, где продолжил образование под руководством старшего брата. Бунин с увлечением читал Пушкина, Лермонтова, а в 17-летнем возрасте начал писать стихи сам. Когда Бунину исполнилось 21 год, выходит его первый сборник стихотворений. Но признание пришло к нему после выхода в свет его рассказов. Бунин не только писал, он еще и активно занимался переводами английских и французских поэтов. Писатель уехал в 1918 г. из Москвы и поселился в Одессе. А затем, после долгих скитаний, в 1920 г. Бунин приезжает во Францию.

Несмотря на широкую известность Бунина как писателя, его жизнь на чужбине была нелегкой. Последний сборник рассказов «Темные аллеи», написанный в мрачные дни нацистской оккупации Франции, был опубликован в Нью-Йорке (1943 г.) Предложения вернуться на родину, которые делались в послевоенные годы, Бунин отвергал. Умер в Париже, похоронен на Русском кладбище.


4.Работа над стихотворением «Детство»

Учитель: для начала представьте, что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство? Свои размышления о детстве мы будем записывать или рисовать на лучиках солнышка, которое лежит у вас на столе пока одинаковое у всех.

Работа в группах: художники, поэты

На столах лежат конверты с заданием для каждой группы.

Предлагаю вам открыть конверты и прочитать задания.

Карточка с заданием для художников:

Уважаемые художники, представьте слово “ детство” в цвете.

Какие бы вы выбрали цвета, если бы вас попросили нарисовать это слово?

У вас на столах цветные карандаши, выбирайте тот, которым вы бы нарисовали детство.

Рисуйте цветной лучик (на белые лучи) к своему солнышку. Если какие-то цвета вам не нужны, вы можете их не использовать.

Почему вы выбрали именно эти цвета?

Какие цвета не использовали, почему?


Карточка с заданием для поэтов:

  1. Уважаемые поэты, подберите к слову “детство” эпитеты.

Вспомните, что такое эпитет? Эпитетом в литературе называют яркое и образное прилагательное

Напишите цветными фломастерами эти слова на лучиках.( Беззаботное, счастливое, весёлое, радужное)


  1. Уважаемые поэты, подберите существительные, которыми бы вы рассказали о детстве. Напишите цветными фломастерами эти слова на лучиках. (Игрушки, мультики, конфеты, манная каша)


(А теперь, чтобы нам видеть не только свои солнышки, но и работы друг друга, закрепим их на доске. Закрепляю таким образом: один круг на другой. Круг будет один. А лучиков будет становиться всё больше.)


Проверка.


Учитель: Художники, несите свои солнышки, прочитайте своё задание всем.

А теперь я приглашаю поэтов, читайте своё задание.

– Какое яркое, цветное детство! Какие добрые, радостные впечатления живут в нём!

Показываю рукой на солнышки: Ребята, это ваши ощущения детства, а вам интересно узнать каким остаётся детство в памяти взрослых людей?


- Сейчас услышите стихотворение «Детство» (звукозапись).
- Прочитайте стихотворение так, как вы его поняли. (Чтение учащихся в слух.)

- Какие непонятные слова вам встретились?

бор – сосновый лес

аромат – запах

палаты – помещения

зной - жара

сладостный – приятный, доставляющий удовольствие

прильнуть – прислониться
- Ребята, почему стихотворение называется «Детство»? В нём что, рассказывается о маленьком Бунине? (Нет, в стихотворении говорится о сосновом боре. Автор вспоминает, как и что он чувствовал и ощущал, когда бродил в этом бору в детстве.)

- Прочитайте, какие моменты детства навсегда остались в памяти Бунина?

(Чем жарче день, тем сладостней в бору

дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Автор вспоминает, как он гулял там, как легко ему было дышать даже в жару.

Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол — гигант, тяжёлый, величавый.)

- Прочитайте строки, в которых автор описывает кору.

(Кора груба, морщиниста, красна.

Но как тепла, как солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.)

5. Выразительное чтение стихотворения.

- Прочитайте стихотворение выразительно.

6. Физкультминутка

О ком шла речь в нашей физминутке? (Об олене)

  1. Первичное чтение

- Послушайте еще одно стихотворение И.А. Бунина и постарайтесь понять внимательное и бережное отношение поэта к миру природы.

(Выразительное чтение стихотворения учителем)

- Вам понравилось это стихотворение? Почему?

- Какое настроение вызвало в вас это стихотворение?

(радость, чувство восхищения)

- Что вызывает в вас эту радость?

- Откройте учебники на странице 176.

- Какие слова помогли поэту передать это настроение?

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, в избытке свежих сил,

В стремительности радостно-звериной

Он красоту от смерти уносил!

  1. Чтение детьми и работа нал словарем

- Прочтите самостоятельно стихотворение, найдите трудные для вас слова и подчеркните их.

Словарно-лексическая работа (работа в парах)

- Сейчас вы будете выполнять здание на карточках. Вам предлагается соотнести новое трудное слово, которое встретилось в тексте с его лексическим значением.

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

Ельник – лес, в котором растут ели.

Тонконогий олень – олень, у которого тонкие ноги.

Тяжкие рога – тяжёлые рога

Зубом скрёб – зубом грыз

Остинка – уменьшительно – ласкательная форма слова «ость»: тонкая длинная щетинка на колосе у злаков; в данном случае речь идёт о хвойных иголочках.

Макушка ёлки – верхушка ёлки

Размеренный след – определённая мера для следа

Собачий гон – (гнать – охотиться, загонять.)

Долина – открытая местность

Бешено – изо всех сил

В избытке свежих сил – много новых сил

Стремительность – быстрота

- Кто из вас выполнил задание без ошибок? Оцените работу своей пары.

- Придумайте название этому стихотворению.

(«Красавец олень», «Красота побеждает смерть», «Густой зелёный ельник у дороги…», «Красота»)

- Как вы думаете, почему сам автор не дал никакого названия своему стихотворению?

(Оно лишает читателя возможности самому проникнуться чувством восхищения перед красотой зверя.)

  1. Анализ стихотворения

- Почему стихотворение начинается с описания густого зелёного ельника?

- Перед нами разворачивается спокойная жизнь леса, прекрасная в свой обыденности.

Густой зелёный ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

- Как вы думаете, действительно ли герой - рассказчик этого стихотворения наблюдал события, которые он описывал?

- Как он понял то, что произошло в лесу? (По следам.)

- Какие следы он увидел? Чьи это были следы? (Следы оленя.)

- Как изменяются оленьи следы? («И вдруг – прыжок!»)

- Чьи ещё появляются следы на снегу? (Охотничьих собак)

- Чем закончилась погоня? (Олень спасается.)

- В чём красота оленя?

(«Могучий, тонконогий, к спине откинув тяжкие рога»)

- Что можно сказать о рассказчике, который по следам смог восстановить происшедшие события? (Он наблюдательный человек.)

- Умение читать следы на снегу – большое искусство, которое доступно только очень наблюдательным людям. Таков автор этого стихотворения.

- Любит ли он природу?

- Где и почему происходит перелом настроения? («И вдруг – прыжок!» - смысл поединка жизни и смерти, красоты и смерти.)

  1. Работа над выразительным чтением стихотворения

– Всё ли стихотворение мы будем читать в одном темпе?

– Какие строки читаются медленнее, а какие – быстрее?

– С какой интонацией читать последнюю строфу? Почему?

Выразительное чтение стихотворения

VII. Подведение итогов урока.

- Что вы узнали о жизни и творчестве И.А. Бунина?( Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в России стал обладателем Нобелевской премии)

- Какое стихотворение вам больше всего понравилось? Почему?

- Ребята, а какой вывод можно сделать исходя из тех стихотворений, с которыми мы с вами сегодня познакомились.

Вывод.

— Природа для Бунина — живое существо. Еще мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой соснового бора. А ведь этот мальчик ваш ровесник. А в таком юном возрасте познание мира начинается с восхищения красотой.

-Видеть и чувствовать природу – величайшая радость для человека.

-Бунинское слово теперь распахивает свою неповторимую «душу».

– Удалось ли вам проникнуть  в душу поэта, узнать его чувства?

VIII. Рефлексия

- Ребята, а давайте создадим свою елочку настроения, посмотрите у вас на столах лежат предновогодние шарики настроения, вы берете шарик с тем настроением, которое у вас после нашего урока. Давайте прикрепим ваши шарики на елочку. (Дети рядами выходят и крепят шарики).



- у вас отличное настроение.



- вас хорошее настроение





- настроение плохое

- Ребята посмотрите, какая нарядная у нас получилась елочка. Я тоже ухожу с нашего урока с отличным настроением и поэтому я тоже прикреплю шарик на елочку.

Домашнее задание

Я вам предлагаю три варианта:

1.выучить наизусть

2.придумать вопросы к стиху

3.нарисовать рисунок к тексту

Выставление оценок за работу на уроке.






Скачать

© 2018, 2576 48

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!