- развивающие (формирование регулятивных УУД) умение обрабатывать информацию, выбирать способы решения задач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Основные понятия: дробь, приведение дробей к общему знаменателю, сложение и вычитание десятичных дробей.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов |
Мотивация | Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой урока. Девиз урока: Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные» | Настраиваются на работу, концентрируют внимание | «Знание есть сокровище, но хранитель его – разум» Пенн Вильям Прочитайте слова Пенна Вильяма. Как вы понимаете это изречение? -Сокровище, потому что знание играет очень важную роль в нашей жизни. -«Хранитель» - производное от слова «хранить, что означает обеспечить неприкосновенность, держать под защитой, поддерживать в неизменном виде… -Что нужно сделать, чтобы сокровище не иссякло, не растратилось со временем? (Нужно пополнять его, преумножать и т.д.) -Верно. Сегодня на уроке мы вы будете пополнять свои сокровища новыми знаниями. |
Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном действии. Цель этапа: актуализация знаний, повторение ранее изученного, обсуждение незнакомой ситуации. | Предлагает выполнить устно задания Предлагает выполнить задание Выполните сложение и вычитание натуральных чисел Выполните сложение и вычитание десятичных дробей | Выполняют задания, повторяют известные алгоритмы: При сложении обыкновенных дробей, при сравнении десятичных дробей, при переходе от обыкновенных дробей к десятичным и наоборот Учащиеся выполняют вычисления, проверяются ответы Предлагают способ: -перевести дроби в обыкновенные и выполнить действия; -считать также как и натуральные числа столбиком -я не знаю, как это делать | Расположите в порядке возрастания числа: 22,86; 23,01; 22,80; 21,99 Есть ли среди чисел равные числа? А) 3,001; 3,1; 3,01 Б) 6,8; 6, 80; 6,080; 6.08 В) 5,4; 5,040; 5,004; 5,400 Запишите в виде десятичных дробей частные 8206:100 345:100 61:1000 2459:10 345:1000 Выполнить задание по карточке №1 (по группам) 360 + 133 129 + 631 1042 - 677 9637 – 763 8405 – 23 Выдается карточка №2 3,6 + 13,3 12,9 + 6,31 10,42 - 6,77 96,37 –0, 763 84,05 – 0,23 |
3.Выявление места и причины затруднения | Наводящими вопросами помогает учащимся выявит причину и место затруднения. -Я соглашусь с вами, что можно переводить десятичные дроби в обыкновенные и выполнять сложение (вычитание) по известному правилу. Но всегда ли это удобно? | Учащиеся соотносят свои действия с изученным способом, фиксируют, какого знания им недостает для выполнения последнего задания | Как сложить и вычесть десятичные дроби? Что необходимо сделать? ( Составить план действий по реализации сформулированной цели). У вас в группах лежат «шаги» будущего плана. Прочитайте эти шаги и расставьте по порядку. План 1.Представим дроби в виде обыкновенных 2.Сложить обыкновенные дроби 3.Ответ записать в виде десятичной дроби |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Посоветуйтесь в группах в течение 1 минуты. Сформулируйте тему и цель нашего урока. Но всегда ли это удобно? А если я ограничу вас во времени. Сможете ли вы быстро посчитать указанным способом? Попробуем вывести правило, как сложить (вычесть) десятичные дроби, не переводя их в обыкновенные дроби | Формулируют тему и цель урока. Выбирают способ построения нового знания Решают пример в течение 1 минуты Учащиеся предлагают другие способы сложения и вычитания десятичных дробей | Почему вы не смогли выполнить сложение и вычитание десятичных дробей быстро? Какова тема и цель сегодняшнего урока? (Научиться складывать и вычитать десятичные дроби) Как будет звучать тема урока? 3,015 + 2,1 Работают в группах над выявлением способа сложения и вычитания десятичных дробей столбиком. Анализируем результаты по образцу ( учебник стр. 73) Итак, сформулируем алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей: Записать дроби в столбик – разряд под разрядом, запятую под запятой; Если количество десятичных знаков различно, уравнять их число, записав справа нули; Выполнить действие, не обращая внимания на запятые; Поставить в результате запятую под запятой в данных дробях. Обратите внимание на 4 пункт алгоритма: «Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях». Это важно, так как от того, где стоит запятая, зависит правильность высказывания. Например: «Казнить нельзя, помиловать!» или «Казнить, нельзя помиловать!». Смысл высказываний разный. |
5.Реализация построенного проекта и решение исходной задачи | Организует деятельность учащихся по реализации правила сложения и вычитания десятичных дробей | На основе правила сложения и вычитания десятичных дробей решают примеры | Вернемся к пробному заданию и решим примеры (карточка №2) |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Организует работу в парах по решению типовых задач; обращает внимание учащихся на запись десятичных дробей в столбик при сложении и вычитании; организует работу учащихся по алгоритму | Решают в парах типовые задачи. На сложение и вычитание десятичных дробей | № 245 (д, е) , 246 (г, д), 248 (а,б) (проверяем по эталону, анализируем) - решаем в парах - проговариваем новый способ вслух |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия с самопроверкой | Учатся самостоятельно применять правило сложения и вычитания десятичных дробей, выполнять самопроверку | 5,2 + 2,4 3.7 +6.1 4.3 + 7,5 8 + 14,6 5,8 + 2,2 4,9 + 6.1 3,5 + 4,5 5,9 + 7 3,5 + 7 8 + 2,97 15 + 2.08 21 + 4,6 3,75 – 2,25 4,65 -3,05 12, 69 – 10,1 1 – 0.32 0,8 – 0,6 0,9 – 0,5 6,5 – 0,4 5 – 0, 45 0,09 – 0,03 0,17 – 0,02 0, 86 – 0,46 3 – 0,6 ТЕСТ 1. Вычислите : 3,34 + 28, 7 А ). 32,4 К ).32,04 Р ). 32,41 Б ). 62,1 2. Уменьшите число 6 на 0,3 Н ). 6,3 И ). 5,7 Я ). 3 С ). 9 3. Увеличьте число 3,7 на 0,3 Ф ). 3,1 Ю ). 4,1 Г ). 4 ; З ). 3,01 4. Что получится при уменьшении 43,7 на 8,73 Д ). 34,34 Е ). 34,97 А ). 35,03 В ). 35,97 5. Что получится при сложении 3,571 и 4,429 Ж ). 7 О ). 7,9 П ). 7,99 Л ). 8 6. Вычислите : 2,75 – 1,2 Б ). 1,73 И ). 1,55 З ). 1,5 Э ). 1,53 7. Какое число представлено в виде суммы разрядных слагаемых : 0,7 + 0,08 + 0,003 Ю ). 0,7083 Н ). 0,7803 Я ). 0,783 Р ). 0,70803 |
8.Включение в систему знаний и повторение | Организует работу в парах на выполнение заданий на сложение и вычитание десятичных дробей | Решают в парах тест на применение нового и ранее изученных правил |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Организует беседу с учащимися, связывая результаты урока с его целями; инструктирует по поводу выполнения домашнего задания | Формулируют основные позиции нового материала, и как они их усвоили; соотносят цель и результаты своей учебной деятельности | Какова была тема урока? Какую цель ставили? Что нового узнали? В конце урока каждый ученик цветными карандашами рисует смайлик, который соответствовал его настроению на уроке. Д/з № 253 (в,г), 257 (б) |