Дата:_____________
Группа: _____________
Специальность: Организация обслуживания общественного питания
Тема программы: Прикладные программные средства
Тема урока: Создание и оформление документов с помощью таблиц в программе Exsel
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Форма урока: практическая, урок-презентация
Цели урока:
1) обеспечить:
а) понимание содержания учебного материала всеми учащимися;
б) уровень его усвоения;
в) применение знаний на практике в стандартной, нестандартной или творческой ситуации;
2) продолжить формирование общеучебного умения по созданию и оформлению документов с помощью таблиц;
содействовать развитию у учащихся познавательного интереса
и самостоятельности мышления;
а) прививать интерес к предмету Информационно-информационные технологии, к специальности «: Организация обслуживания общественного питания»;
б) воспитывать бережное отношение к материальным ценностям.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
КМО урока: Интерактивная доска, презентация на тему «Создание документов с помощью таблиц в программе MS WORD», персональные компьютеры, раздаточный материал: алгоритм для практической работы, образец оформленного меню, листы для фиксирования результатов работы учащихся на уроке, буклет со справочной информацией к уроку, диск «Русская кухня», диск «Учимся поварскому искусству». Видеоинструктаж . Профессиональная работа на ПК. (С) ЭКОНАВТ. Москва.
Межпредметные связи: русский язык, история, информатика, ПМ.02 Организация обслуживания в организациях общественного питания, ПМ.03 Маркетинговая деятельность в организациях общественного питания, ПМ.04 Контроль качества продукции и услуг общественного питания, организации производства и обслуживания на предприятиях общественного питания,.
Литература:
Макарова Н.В. Информатика. 10-11 класс /Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 205. – 300с.; ил.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 512 с.: ил .
Информатика. Задачник-практикум в 2т./Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том. 2. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000 с.: ил.
Усов В.В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: Учеб. Для нач. проф. образования. – М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2002 – 416 с.
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий. Нормативная документация для предприятий общественного питания: Учебно-методическое пособие /Сост. А.В. Румянцев – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 1016 с.
Методическая газета для учителей информатики №13 2006 г. Издательский дом «Первое сентября».
Агафонова Н. Н., Белавин А. М., Крыласова Н. Б.: Страницы истории земли Пермской: Прикамье с древнейших времен до начала 17 века. – Пермь: Книжный мир, 1995 г. – 162 с.
Ковалев Н. И. Рассказы о русской кухне. – издательство «ИСИДА», 2002 г. – 196 с.
Видеоинструктаж . Профессиональная работа на ПК. (С) ЭКОНАВТ. Москва.
Видеоинструктаж . По профессии «Повар». (С) ЭКОНАВТ. Москва.
Ход урока
1.Организационный момент (слайд 1)
Преподаватель информатики:
–Добрый день. Урок информационно-коммуникационных технологий.
– Преподаватель - Лаврёнова Людмила Юрьевна преподаватель
Преподаватель информатики: (слайд 1)
Вам хотелось когда-нибудь знать,
Что значит менеджером в жизни стать?
Сноровка, фантазия здесь быть должна,
Эта профессия очень сложна. (видеоролик)
– Профессия менеджера стала известна сравнительно недавно, но уже довольно плотно вошла в нашу жизнь. Сегодня без менеджера не обходится ни одно серьёзное заведение, будь то ресторан или магазин, компьютерная фирма или склад.
Одно из требований стандарта по специальности менеджер: использовать информационно-коммуникационные технологии, различные виды программного обеспечения в своей профессиональной деятельности,.
Преподаватель информатики:
– Компьютерные вирусы испортили слова необходимые на нашем уроке. Расшифруйте эти слова (таблица, WORD, документ).
– Правильно (слайд 8)
– Какова тема сегодняшнего урока?
Учащиеся:
– «Создание документов с помощью таблиц в программе MS WORD» (слайд 9)
– Изучение этой темы окажется весьма полезной в повседневной жизни и вашей профессиональной деятельности.
( открывается Слайд – сеть кафе в городе)
– В нашем городе Соликамске широко развивается сеть столовых, кафе и ресторанов. В настоящее время открылось новое кафе «Москва», в котором объявлен конкурс на замещение должности менеджер. Одним из условий конкурса – создать и оформить меню тематических мероприятий (вариант меню для банкета с указанием стоимости). Главная задача меню — предоставить информацию в интересной и оригинальной форме, раскрыть стиль кафе. Помнить о правильном питании и калорийности блюд.
– Вам, предлагается принять участие в этом конкурсе.
Преподаватель информатики:
– Как вы считаете? Какова цель урока?
Учащиеся:
– Научиться создавать и оформлять меню с помощью таблиц в программе MS WORD. (слайд 10)
– Согласно ПМ.02 менеджер должен уметь: составлять и оформлять меню.
– С помощью каких программ можно создавать меню.
2. Актуализация знаний
- Успех – нельзя поймать, успех можно только привлечь становясь лучше» Джим Рон , всемирно известный философ бизнеса.
Также и вы можете пройти ступеньки карьерного роста по своей специальности от официанта и бармена до инженера технолога. Выпускник нашего техникума Первушин Алексей в настоящее время получает высшее образование в Московском университете по специальности инженер-технолог, работает начальником кондитерского отдела в торговом центре Парковый города Соликамска. Проводит многочисленные мастер-классы в организациях города и края.
Победитель краевых, российских и международных конкурсов.
– На уроке предлагаю вам «Лестницу успеха», состоящую из трех ступеней – трех этапов урока. Переходя от ступени к ступени необходимо выполнить определенные задания, которые представлены в пакете документов.
– Первое задание Мониторный винегрет – проверочный тест «В чем соль?», задание №2 – «Компьютерный рассольник» – фронтальный опрос, задание №3 – салат «Мышь под шубой», где необходимо выполнить практическую работу».
(слайд 11)
Преподаватель информатики:
– Фиксировать свои результаты работы на уроке вы будете в Карточке учета знаний и умений, которая находится в образовательном кейсе. Приготовьте, пожалуйста и подпишите ее.
–Экспертом на уроке по учету знаний и умений студентов предлагаю Маше. Маша будет фиксировать ваши результаты в сводной таблице. При подведении итогов Маша сообщит нам полученные результаты.
– Желаю всем успеха не только на сегодняшнем уроке, но и в жизни. Будьте успешными!
Преподаватель информатики:
– Перейдем к выполнению первого задания. В своей карточке вам необходимо отметить правильные номера ответов на вопросы или вписать правильный ответ. За каждый правильный ответ присуждается один балл. Затем подсчитать количество набранных баллов и записать в карточку.
Вопрос 1: В чем соль?:
Объект, с помощью которого можно оформить красивый заголовок?
1) Объект Текст,
2) Объект Рисунок,
3) Объект Диаграмма,
4) Объект Фигурный текст.
Учащиеся:
– Объект Фигурный текст. (слайд 13)
Вопрос 2: В чем соль?
Панель инструментов, которая используется для оформления эффектных заглавий.
1) ClipArt,
2) WordArt,
3) Формы,
4) Таблицы и границы.
Учащиеся:
– WordArt (слайд 14)
Вопрос 3: В чем соль?
Свойство, которым обладают три объекта: Текст, Фигурный текст, Рисунок.
1) размер,
2) наклон,
3) масштаб,
4) форма текста.
Учащиеся:
– Размер (слайд 15)
Вопрос 4: В чем соль?
4. Свойство, которым обладают оба объекта Фигурный текст и Рисунок.
1) форма,
2) наклон,
3) масштаб,
4) размещение на странице.
Учащиеся:
– Размещение на странице (слайд 16)
Вопрос 5:
Найти слово, которое, кроме трех приведенных вариантов, имеет вариант его использования в информатике.
Кухонный …
Письменный …
3. Обеденный …
4. ….
– Учащиеся:
– Рабочий стол (слайд 17)
Вопрос 6: Что бы это значило?
1. Изображаемый на экране список вариантов, из которых пользователь выбирает необходимый вариант.
2. Нормативный документ, включает в себя ассортимент закусок, блюд, напитков, имеющихся в продаже на данный период, с указанием нормы выхода и цены.
Учащиеся:
– Меню (слайд 18)
Преподаватель информатики:
– 1.Строчка верхняя – МЕНЮ.
РАЗМЕТКА СТРАНИЦЫ, ВСТАВКА, ВИД…
О чем все это говорит? Мы учим на уроках информатики.
– В обычном МЕНЮ выбирают еду.. (слайд 19)
Преподаватель информатики:
– Подсчитайте количество набранных баллов и запишите в карточку.
3. Объяснение нового материала
Преподаватель информатики:
– Перейдем ко второму этапу урока.
– Какие виды меню и требования к меню подготовила студентка _____________.
– Основным нормативным документом для составления меню служит - Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий. (слайд 21)
– Слово меню происходит от французского «menu» – включает ассортимент блюд и закусок на определенный период, с указанием нормы выхода и цены. Меню составляет заведующий производством, а в ресторанах и кафе — с участием менеджера, затем передает калькулятору для определения продажных цен на блюда и директору ресторана для утверждения. (слайд 22)
Различают виды меню:
1.со свободным выбором блюд
2.заказных блюд
3.дневного рациона
4.комплексных обедов (завтраков, ужинов)
5.дежурных блюд и закусок
6.банкета
7.для специальных видов обслуживания
8. диетического и детского питания. (слайд 23)
– В международной практике различают меню:
1.* а-ля карт (a la carte) — используется в очень дорогих ресторанах с указанием индивидуальной цены на каждое порционное блюдо;
2.* табльдот (table d’hote) — предлагает выбор одного или более вариантов каждого блюда по фиксированным ценам, что особенно удобно в условиях проживания в гостинице;
3.* дю жур (du jour) — меню дежурных (дневных) блюд;
4.* туристское меню —для туристов за невысокую цену блюд, а для иностранных туристов печатают на иностранных языках (русском, английском, немецком, французском). (слайд 24)
– Требования к меню:
ясность для потребителя формулировок;
без сокращения в названиях блюд, нормы выхода и стоимости;
каждое фирменное блюдо имеет конкретное название. (слайд 25)
– Требования к оформлению меню:
визитная карточка - средство рекламы и отражает стиль и специфику предприятия;
художественное оформление;
отпечатано четким, ясным шрифтом;
находится на видном месте, в хорошем состоянии. (слайд 26)
– Блюда в меню должны располагаться в следующем порядке:
1.фирменные блюда и закуски;
2.холодные и горячие закуски;
3.первые блюда — прозрачные бульоны, заправочные супы, пюреобразные и холодные супы и т.д.;
4.вторые блюда — рыбные; мясные, из овощей, яиц, молочных продуктов;
5. сладкие блюда и напитки – горячие и холодные;
6.мучные кондитерские изделия;
7.хлеб (слайд 27)
4. Подготовка к практической работе
Преподаватель информатики:
– Переходим ко третьему этапу работы – Подготовительному.
– Рассмотрите образец оформленного меню и скажите, какие объекты использованы при оформлении меню?
Учащиеся:
– Фигурный текст, рисунок, таблица.
Преподаватель информатики:
– Как оформить заголовок фигурным текстом? (Учащаяся у доски рассказывает алгоритм действия и выполняет команды алгоритма).
Преподаватель информатики:
– Как вставить рисунок в документ? (Учащаяся у доски рассказывает алгоритм действия и выполняет команды алгоритма).
– Как вставить таблицу в документ? (Учащийся у доски рассказывает алгоритм действия).
– Как оформить таблицу? (Учащаяся у доски рассказывает алгоритм действия и выполняет команды алгоритма).
Преподаватель информатики:
– Перед выполнением практической работы вспомните правила техники безопасности. (слад 30)
– Оказывается, есть правила, которые нужно соблюдать и в кабинете информатики и повару, кондитеру на рабочем месте.
Преподаватель информатики:
– Рассмотрите кадры на слайде и сформулируйте правило.
Учащиеся:
– Соблюдай чистоту и порядок на рабочем месте. (слайд 31)
Преподаватель информатики:
– Рассмотрите кадры и сформулируйте правило.
Учащиеся:
– Соблюдай расстояние в целях сохранения здоровья. (слайд 32)
Преподаватель информатики:
– Рассмотрите кадры и сформулируйте правило.
Учащиеся:
– Помни о напряжении в электрических цепях. (слайд 33)
Преподаватель информатики:
– Рассмотрите кадры и сформулируйте правило.
Учащиеся:
– Соблюдай правила личной гигиены. (слайд 34)
Преподаватель информатики:
– Рассмотрите кадры и сформулируйте правило.
Учащиеся:
– Правильно завершай окончание работы. (слайд 35)
5. Практическая работа
Преподаватель информатики:
– Приведите в порядок рабочее место и перейдите к выполнению практической работы. (Самостоятельно по образцу, пользуясь алгоритмом работы, учащиеся оформляют меню за компьютером). После окончания работы преподаватель комментирует и оценивает работу каждого учащегося. (слайд 36)
6. Подведение итогов
Преподаватель информатики:
– Подсчитайте количество набранных баллов и поставьте себе оценку за работу на уроке.
– Поднимите руки те, кто получил оценку «пять».
– Поднимите руки те, кто получил оценку «четыре».
– Поднимите руки те, кто получил оценку «три».
Эксперт фиксирует результат в заранее подготовленной электронной таблице, после чего автоматически выстраивается соответствующая диаграмма, которая показывает итоги работы на уроке. (слайд 37)
7. Домашнее задание
Преподаватель информатики:
Домашнее задание на выбор:
Оформить меню на 1 день для своей семьи – оценка «5»
Оформить меню праздничного обеда для своей семьи – оценка «5»
Творческое задание:
Оформить титульный лист для меню – оценка «5».
Преподаватель:
– Ежегодно в Соликамске проходит конкурс «Лучший завтрак». Наши учащиеся и выпускники принимают участие и занимают призовые места. Конкурс проходит под девизом:
Я, как художник создаю, прекрасные картины,
В картины эти я вложу сплошные витамины.
Перед вами представлен творожный десерт, который можно предложить на МАСЛЯНИЦУ или сырную неделю, так как в этот период запрещается употреблять мясную пищу.
Желаем удачи! (слайд 38)
Демонстрация фрагмента «Русская кухня» в целях рекламы.
Преподаватель информатики:
– Спасибо за урок. Урок окончен.
Литература:
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий. Нормативная документация для предприятий общественного питания: Учебно-методическое пособие /Сост. А.В. Румянцев – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 1016 с.
Агафонова Н. Н., Белавин А. М., Крыласова Н. Б.: Страницы истории земли Пермской: Прикамье с древнейших времен до начала 17 века. – Пермь: Книжный мир, 1995 г. – 162 с.
Ковалев Н. И. Рассказы о русской кухне. – издательство «ИСИДА», 2002 г. – 196 с.
Макарова Н.В. Информатика. 10-11 класс /Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 205. – 300с. ; ил
Усов В.В. Организации производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: Учеб. Для нач. проф. Образования. – М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2002 – 416 с.
Методическая газете для учителей информатики №13 2006 г. Издательский дом Первое сентября.
Видеоинструктаж . Профессиональная работа на ПК. (С) ЭКОНАВТ. Москва.
Видеоинструктаж . Правила по технике безопасности по профессии «Повар-кондитер. (С) ЭКОНАВТ. Москва.
Преподаватель информатики:_____________ /Лавренова Л.Ю./
Мастер производственного обучения:______________ /Матвеева В.Е./
Профессия «повар» уходит корнями в глубь веков. С появлением человека возникает потребность в еде. Мы знаем, что питание – это важнейший фактор воздействия внешней среды на организм человека. Пища, как отмечал Иван Павлов, олицетворяет весь жизненный процесс во всем его объеме, начиная от рецептуры до поварских приемов и способов приготовления пищи и видов ее обработки.
Любопытен и такой факт – многие блюда из меню патриарха Филарета по сочетанию продуктов почти полностью отвечают данным современной науке о питании.
Преподаватель информатики:
– Повар, кондитер – волшебник, делающий чудесные блюда и торты.
«Повар и художник и поэт,
Создает он настроенье людям,
И за вкусно сваренный обед
Мы ему признательными будем. (слайд 6)
Преподаватель информатики:
– Группа №8 «Повар, кондитер».
– Знания, умения и навыки, полученные на уроках информатики и на уроках по организации производства и обслуживания на предприятиях общественного питания важны и нужны повару, кондитеру.
– Повар, кондитер – волшебник, делающий чудесные блюда и торты. (слайд 7)
– В настоящее время жизнь не стоит на месте, рецепты обновляются, улучшаются вкусовые качества блюд, используются новые способы обработки продуктов, новые виды оборудования и формы обслуживания и конечно правильно составленное меню, которое оказывает благотворное воздействие на организм человека (слайд 5)
15