СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока - исследования по окружающему миру в 3 классе по теме "Вода. свойства воды".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Вода. Свойства воды.

Цель: познакомить со свойствами воды.

Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный -голубой. А всё потому, что этой краски на нём больше всего.Голубой краской на глобусе изображена вода - моря и океаны нашей планеты. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша.

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать бумагу для книжек и тетрадок - ничего не сделаешь без воды!

Вот какая она - вода!

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока - исследования по окружающему миру в 3 классе по теме "Вода. свойства воды".»

Конспект урока-исследования по окружающему миру

Учитель: Николаева И.Ю.

Предмет: Окружающий мир (3 класс, УМК «Школа России»)

Тема: «Вода.Свойства воды».

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока:  познакомить учащихся с физическими свойствами воды.

Задачи урока:  

  • в процессе практической работы изучить свойства воды; 

  • формировать у учащихся исследовательские умения;

  • развивать память, мышление, кругозор учащихся, умение работать в парах, группах;

  • прививать экологическую культуру.

Планируемые результаты обучения, в т. ч. и формирование УУД:

Личностные УУД:

• формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

• воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

• вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

• быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

  • формирование умения ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно;

  • планирование и прогнозирование собственной деятельности;

• формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке.


Познавательные УУД:

  • формулирование проблемы;

  • решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование;

  • уметь извлекать информацию из схем, иллюстраций;

  • формировать умение представлять информацию в виде схемы;

  • формировать умение делать выводы.

Коммуникативные УУД:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

• владение монологической и диалогической формами речи;

Технологии:

- технология деятельностного метода,

- технология проблемно-диалогического обучения,

- здоровьесберегающая технология.


Методы обучения:

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные


Формы организации познавательной деятельности:

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая


Оборудование:

  1. Ватман, маркеры, клей, карточки с заданиями;

  2. Мультимедийный проектор, презентация к уроку.



У учащихся: стакан с чистой питьевой водой, сахар, речной песок, фильтр, пустой стакан, воронка, полоски цветной бумаги, ложка.



ХОД УРОКА

I. Введение в тему урока

– Ребята, отгадайте загадку, отгадка подскажет вам тему урока.

В морях и реках обитает, 
Но часто по небу летает. 
А как наскучит ей летать, 
На землю падает опять.  (Вода)

– Какая сегодня тема урока? (Вода)
– Постарайтесь поставить учебную цель урока. (Открыть новое знание о воде)

II. Актуализация знаний

– Давайте подумаем, какое значение вода имеет в природе.

1. Чтобы вырастить 1 кг картофеля, нужно 30 вёдер воды. Чтобы вырастить 1 кг яблок, нужно 100 вёдер воды. Что происходит с растениями, если их не поливать? (Растения увядают) Что происходит с человеком, животными без воды? (Они умирают). Человек и животные без еды могут прожить больше месяца, а без воды – всего лишь несколько дней.

– Какое значение имеет вода для живых организмов? (Вода необходима для жизни всех живых организмов)

Карточка с выводом закрепляется на доске.

2. Где прячется капелька воды? Тело человека и животных больше чем на половину состоит из воды.  Вода есть во всех частях растения.

Вывод.  Вода входит в состав живого организма.

3. Посмотрите на слайд «Морские обитатели» Что можете сказать о значении воды для них? (Рыбы, некоторые растения  живут в воде). Вывод. Вода – среда обитания.

– Итак, какое значение имеет вода в природе? (Вода необходима для жизни всех живых организмов.  Вода входит в  состав живого организма.  Вода – среда обитания.)

III. Постановка проблемы

Вода – это уникальное вещество, которое играет огромную роль в природе. Без неё нет жизни.
Как вы думаете, что определяет уникальность, необычность этого вещества? (Дети затрудняются ответить) 
– Чтобы ответить на этот вопрос, давайте изучим свойства воды. Посмотрите в Толковом словаре, какое значение имеет слово «свойство» (Свойство – качество, признак, составляющий отличительную особенность чего-нибудь)
– Чтобы изучить свойства воды,  мы проведём исследование.

IV. Определение темы исследования, цели.

– Сформулируйте тему исследования (Свойства воды)
– Поставьте цель исследования (Изучение свойств воды)

V. Выдвижение гипотез

– Выдвиньте гипотезы исследования, начните со слов «Мы предполагаем, что вода обладает свойством …(Учитель записывает все выдвинутые детьми гипотезы на доске)

VI. Определение методов исследования

– Какими методами исследования можем воспользоваться? (Наблюдение, эксперимент)

VII. Ознакомление с планом исследования

– Посмотрите на план исследования, подходит ли он нам? (План напечатан на доске)

1.  Проведение опыта.
2. Формулирование вывода
3. Отчёт о результатах исследования

Физминутка.

VIII. Проведение исследования

– Что нам предстоит сделать? (Исследовать свойства воды)
Проводить исследование свойств воды вы будите самостоятельно в парах. В дневнике наблюдений «Свойства воды» вам нужно познакомиться с заданием, провести опыт, зафиксировать результат наблюдения и сформулировать вывод

Учащиеся самостоятельно проводят 6 опытов, затем выводы озвучиваются и карточками фиксируются на доске.

  • Вода не имеет цвета.

  • Вода прозрачна.

  • Вода не имеет вкуса.

  • Вода не имеет запаха.

  • Вода текуча.

  • Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются


- 7 опыт проведём вместе. Соберите установку для опыта (в стакан поставьте воронку, в воронку установите фильтр) Медленно налейте загрязнённую воду в фильтр. Наблюдайте за водой. Заполните дневник наблюдений. Сделайте вывод (Воду можно очистить)


- 8 опыт  демонстрирует учитель. Учащиеся наблюдают, делают вывод. (Вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается) Итак, что мы исследовали? Перечислите свойства воды.

Проведение физминутки.

IX. Отчёт о результатах исследования

– Посмотрите на план исследования, какие пункты мы выполнили? К какому пункту плана мы переходим?(Отчёт о результатах исследования)
– Работать будете в группах. У каждой группы своё задание. Внимательно прочитайте задание, выполните его, выберите выступающего. (Учащиеся объединяются в группы и работают самостоятельно)

  • 1 группа.  Составьте схему «Свойства воды» (Учащимся выдаётся ватман, маркеры)

  • 2 группа. Прочитайте загадки. Какие свойства воды описаны в загадках?

Что в руках не удержать.
В гору не выкатить,
В решете не унести?   

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.


Я была грязна, черна
Через фильтр я пробежала,
Чистая опять я стала.


Я без вкуса и прозрачна,
Но всем и всегда нужна,
Больше, чем еда.

Составьте свою загадку о свойствах воды.

  • 3 группа. Составить из  ключевых слов схемы-опоры «Свойства воды» (Учащимся выдаются карточки с опорными словами: грязная вода, вода, нагрели, вода, охладили, фильтр, чистая вода, расширилась, сжалась; клей – карандаш, ватман)

  • 4 группа.  Составить схему-модель «Частицы воды при охлаждении» «Частицы воды при нагревании» (Учащимся выдаётся ватман, клей - карандаш, бумажные молекулы воды)

Представление отчётов об исследовании.

X. Итог

– Какая у нас была цель исследования? (Изучение свойств воды) Достигли мы её?
– Сравните гипотезы и выводы исследования. Какие гипотезы мы подтвердили? (Учащиеся зачитывают подтвержденные гипотезы)
– На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока? (Что определяет уникальность, необычность воды?) Как вы сейчас ответите на этот вопрос? (Уникальность воды определяется её свойствами)

XI. Рефлексия

– Какая учебная цель стояла у нас на уроке? (Открыть новое знание о воде) Кто считает, что он достиг этой цели, хлопните в ладоши.

XII. Домашнее задание

– Составьте кроссворд «Свойства воды».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!