Конспект урока-исследования по окружающему миру
Учитель: Николаева И.Ю.
Предмет: Окружающий мир (3 класс, УМК «Школа России»)
Тема: «Вода.Свойства воды».
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: познакомить учащихся с физическими свойствами воды.
Задачи урока:
в процессе практической работы изучить свойства воды;
формировать у учащихся исследовательские умения;
развивать память, мышление, кругозор учащихся, умение работать в парах, группах;
прививать экологическую культуру.
Планируемые результаты обучения, в т. ч. и формирование УУД:
Личностные УУД:
• формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
• воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
• вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
• быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные УУД.
Регулятивные УУД:
формирование умения ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно;
планирование и прогнозирование собственной деятельности;
• формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
собственной деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
формулирование проблемы;
решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование;
уметь извлекать информацию из схем, иллюстраций;
формировать умение представлять информацию в виде схемы;
формировать умение делать выводы.
Коммуникативные УУД:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
• владение монологической и диалогической формами речи;
Технологии:
- технология деятельностного метода,
- технология проблемно-диалогического обучения,
- здоровьесберегающая технология.
Методы обучения:
- Проблемно-поисковые
- Практические
- Словесные
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
Оборудование:
Ватман, маркеры, клей, карточки с заданиями;
Мультимедийный проектор, презентация к уроку.
У учащихся: стакан с чистой питьевой водой, сахар, речной песок, фильтр, пустой стакан, воронка, полоски цветной бумаги, ложка.
ХОД УРОКА
I. Введение в тему урока
– Ребята, отгадайте загадку, отгадка подскажет вам тему урока.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
– Какая сегодня тема урока? (Вода)
– Постарайтесь поставить учебную цель урока. (Открыть новое знание о воде)
II. Актуализация знаний
– Давайте подумаем, какое значение вода имеет в природе.
1. Чтобы вырастить 1 кг картофеля, нужно 30 вёдер воды. Чтобы вырастить 1 кг яблок, нужно 100 вёдер воды. Что происходит с растениями, если их не поливать? (Растения увядают) Что происходит с человеком, животными без воды? (Они умирают). Человек и животные без еды могут прожить больше месяца, а без воды – всего лишь несколько дней.
– Какое значение имеет вода для живых организмов? (Вода необходима для жизни всех живых организмов)
Карточка с выводом закрепляется на доске.
2. Где прячется капелька воды? Тело человека и животных больше чем на половину состоит из воды. Вода есть во всех частях растения.
Вывод. Вода входит в состав живого организма.
3. Посмотрите на слайд «Морские обитатели» Что можете сказать о значении воды для них? (Рыбы, некоторые растения живут в воде). Вывод. Вода – среда обитания.
– Итак, какое значение имеет вода в природе? (Вода необходима для жизни всех живых организмов. Вода входит в состав живого организма. Вода – среда обитания.)
III. Постановка проблемы
Вода – это уникальное вещество, которое играет огромную роль в природе. Без неё нет жизни.
Как вы думаете, что определяет уникальность, необычность этого вещества? (Дети затрудняются ответить)
– Чтобы ответить на этот вопрос, давайте изучим свойства воды. Посмотрите в Толковом словаре, какое значение имеет слово «свойство» (Свойство – качество, признак, составляющий отличительную особенность чего-нибудь)
– Чтобы изучить свойства воды, мы проведём исследование.
IV. Определение темы исследования, цели.
– Сформулируйте тему исследования (Свойства воды)
– Поставьте цель исследования (Изучение свойств воды)
V. Выдвижение гипотез
– Выдвиньте гипотезы исследования, начните со слов «Мы предполагаем, что вода обладает свойством …(Учитель записывает все выдвинутые детьми гипотезы на доске)
VI. Определение методов исследования
– Какими методами исследования можем воспользоваться? (Наблюдение, эксперимент)
VII. Ознакомление с планом исследования
– Посмотрите на план исследования, подходит ли он нам? (План напечатан на доске)
1. Проведение опыта.
2. Формулирование вывода
3. Отчёт о результатах исследования
Физминутка.
VIII. Проведение исследования
– Что нам предстоит сделать? (Исследовать свойства воды)
Проводить исследование свойств воды вы будите самостоятельно в парах. В дневнике наблюдений «Свойства воды» вам нужно познакомиться с заданием, провести опыт, зафиксировать результат наблюдения и сформулировать вывод
Учащиеся самостоятельно проводят 6 опытов, затем выводы озвучиваются и карточками фиксируются на доске.
- 7 опыт проведём вместе. Соберите установку для опыта (в стакан поставьте воронку, в воронку установите фильтр) Медленно налейте загрязнённую воду в фильтр. Наблюдайте за водой. Заполните дневник наблюдений. Сделайте вывод (Воду можно очистить)
- 8 опыт демонстрирует учитель. Учащиеся наблюдают, делают вывод. (Вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается) Итак, что мы исследовали? Перечислите свойства воды.
Проведение физминутки.
IX. Отчёт о результатах исследования
– Посмотрите на план исследования, какие пункты мы выполнили? К какому пункту плана мы переходим?(Отчёт о результатах исследования)
– Работать будете в группах. У каждой группы своё задание. Внимательно прочитайте задание, выполните его, выберите выступающего. (Учащиеся объединяются в группы и работают самостоятельно)
1 группа. Составьте схему «Свойства воды» (Учащимся выдаётся ватман, маркеры)
2 группа. Прочитайте загадки. Какие свойства воды описаны в загадках?
Что в руках не удержать.
В гору не выкатить,
В решете не унести?
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
Я была грязна, черна
Через фильтр я пробежала,
Чистая опять я стала.
Я без вкуса и прозрачна,
Но всем и всегда нужна,
Больше, чем еда.
Составьте свою загадку о свойствах воды.
3 группа. Составить из ключевых слов схемы-опоры «Свойства воды» (Учащимся выдаются карточки с опорными словами: грязная вода, вода, нагрели, вода, охладили, фильтр, чистая вода, расширилась, сжалась; клей – карандаш, ватман)
4 группа. Составить схему-модель «Частицы воды при охлаждении» «Частицы воды при нагревании» (Учащимся выдаётся ватман, клей - карандаш, бумажные молекулы воды)
Представление отчётов об исследовании.
X. Итог
– Какая у нас была цель исследования? (Изучение свойств воды) Достигли мы её?
– Сравните гипотезы и выводы исследования. Какие гипотезы мы подтвердили? (Учащиеся зачитывают подтвержденные гипотезы)
– На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока? (Что определяет уникальность, необычность воды?) Как вы сейчас ответите на этот вопрос? (Уникальность воды определяется её свойствами)
XI. Рефлексия
– Какая учебная цель стояла у нас на уроке? (Открыть новое знание о воде) Кто считает, что он достиг этой цели, хлопните в ладоши.
XII. Домашнее задание
– Составьте кроссворд «Свойства воды».