СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории в 11 классе.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Россия оставалась единственной из главных капиталистических держав, в которой не было ни парламента, ни легальных политических партий, ни правовых свобод граждан.

            Создание условий для правового государства являлось одной из главных задач, от решения которой во многом зависело решение остальных противоречий в России.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 11 классе.»

Урок 1, 2. Россия на рубеже XIX-XX вв. (2 часа)

Цель:

- дальнейшее формирование представлений у учащихся об определяющей роли государства в экономической жизни страны, знакомство с особенностями российского монополистического капитализма, с реформами С. Ю. Витте.

Задачи:

- охарактеризовать геополитические особенности Российской империи и установить их влияние на дальнейшее развитие Российской империи,

- составить тезисы по теме «Этнический и религиозный состав населения Российской империи»,

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.


Тип урока - комбинированный, с опорой на знания, полученные ранее.


Основные понятия и термины: протекционизм, империя, трест, синдикат, картель, концерн, самодержавная монархия, сословный строй, многоукладная экономика. (Приложение 1).


Исторические персонажи: Николай II Александрович (1896-1917гг правления), Сергей Юрьевич Витте, Алексей Иванович Путилов.


Оборудование: карты «Российская империя в нач. 20 в.», «Экономическое развитие России в нач. 20 в.», проектор, экран, элементы ЭОР, презентация.


Структура урока.

1. Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Изучение нового материала. Постановка проблемного вопроса.

4. Первичное усвоение новых знаний с использованием ранее изученного материла с занесением основных понятий и дат в тетрадь.

5. Первичное закрепление.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)


Ход урока

1., 1 Здравствуйте, ребята!

2.1. Сегодня мы начинаем изучать историю России конца 19 - начала 21 веков. Наша задача, достичь дальнейшего формирования представлений об определяющей роли государства в экономической жизни страны, знакомство с особенностями российского монополистического капитализма, с реформами С. Ю. Витте.


3.1. План

1. Территория и население Российской империи.

2. Буржуазия и рабочие.

3. Российская модель экономической модернизации.

4. Экономическая политика правительства.

5. Сельское хозяйство: особенности развития.



3.1. Территория и население Российской империи.

Учитель ставит проблемный вопрос. Что из себя представляет Россия на рубеже 19-20 вв? Какова была модель экономического развития? Какие особенности развития сельского хозяйства мы можем наблюдать?


Обращаем внимание на карту « Российская империя в нач.20 в», работаем с ней.


Беседа с учащимися:

- Каким цветом на карте обозначена граница Российской империи к началу 20 века?

- Назовите территории, которые вошли в состав Российской империи к началу 20 века (кроме Великоросии)

- Укажите, какие территории находились в зависимости от России.

- На какие административные округа делилась территория Российской империи в начале 20 в?


Далее учитель сообщает о самостоятельной работе учеников с текстом учебника. Параграф 1-2 с последующим выполнением заданий на стр. 6-8.Дается 7 мин. на выполнение данной работы.

Беседа по прочитанному тексту:

- Какое место в мире занимала Россия к кон.19в по размеру своей территории?

- Назовите общее количество населения Российской империи согласно данных первой всеобщей переписи населения в 1897г.

- Назовите общее количество сельского и городского населения Р.империи согласно данных первой всеобщей переписи.

- Опираясь на данные таблицы «Национальный состав населения Р. Империи» и текста параграфа, стр 7-8, назовите количество народов и народностей, которые проживали на территории Р.имп.

- Объясните, почему Россия была поликонфессиональным государством.

- Какая религия была официальной?


Отвечаем на вышеуказанные вопросы. Записывают тезисно в тетрадь.


3. 2. Буржуазия и рабочие.

Следующий этап работы. На основе прочитанного материала составляем схему деления на сословия, классы и состав политической власти





(по ходу рассказа учитель ставит стрелки от сословной к классовой структуре, обозначая тем самым направление изменений в социальной структуре)




Буржуазия:

- немногочисленна, в нач. 20 в. лиц с годовым доходом более 10 тыс.р. насчитывалось вместе с членами семей 250-350 тысяч - это 0,1% населения России;

- имела огромный экономический потенциал;

- источник формирования буржуазии - это российское купечество, мещанство и представители второго и третьего поколения разбогатевшего крестьянства;

Ребята, в данном контексте необходимо отметить, особенности социально-правового статуса предпринимателей в России:

- малочисленность,

- зависимость от государственной власти,

- идеализация аристократического сословия и стремление стать его частью,

- ограниченность в освоении рынков сбыта, рабочей силы,

- незаинтересованность во внедрении технических новшеств и достижений науки,

- недостаток капиталов


Рабочие - лица ручного труда, постоянно проживающие с семьями в городах; источник пополнения - крестьянский отход. Крестьяне, отправляясь в город на заработки, оставались там на всю жизнь.

В данном контексте необходимо отметить особенности социально-правового положения рабочих в России:

- малочисленность,

- тесня связь с деревней,

- общинное мировоззрение,

- низкий уровень заработной платы, условий труда и бытовых условий,

- слабый социально-юридический механизм защиты прав и интересов.

К 1913 г. численность лиц частного труда достигла 18,2 млн.человек (11% населения страны).


3. 3. Российская модель экономической модернизации.

Ребята, мы с вами не раз уже говорили о том, что Россия вступила на путь индустриального роста позже других ведущих стран Западной Европы и США.

При изучении вопроса используется раздаточный материал «Особенности Российской модернизации»:

- К 20 веку Россия превратилась в аграрно-индустриальную державу.

- Освобождение крестьян от крепостной зависимости создало условие для развития рыночных отношений в стране.

- Основным податным сословием оставалось крестьянство, в среде которого росло социальное расслоение.

- Происходит ослабление экономических позиций дворянства, но сохраняется его господствующее положение в государственном управлении.

- Сохраняются привилегированные сословия: духовенство и дворянство.

- Социальной основой буржуазии оставалось купечество.

- Активно формируется финансовая олигархия, но она еще достаточно слаба в политическом аспекте и, следовательно, бесправна.

- Образование монополий.

- Повышение жизненного уровня людей, миграции стимулировали развитие промышленности.

- В начале 20 века усиливается рост численности рабочего класса, возросла урбанизация (процесс повышения роли городов в развитии общества).

- Медленное улучшение условий труда на производстве при высоких темпах его развития усиливало рост противоречий между рабочими и работодателями.

- Преобладал ввоз товаров, что было менее эффективным по сравнению с вывозом товаров. Широкому вывозу товаров мешали: относительная ограниченность национальных капиталов; потребности национальной промышленности, возможность получения сверхприбылей внутри страны, международная конкуренция.

- Индустриализация в России усугубила старые проблемы и породила новые, в результате чего образовался узел противоречий.
- Вера в самобытность и исключительность России определенной части населения страны сдерживали восприятие новых ценностей и образа жизни.

- В политической сфере стало очевидным противоречие между властью и формирующимся гражданским обществом.



Россия оставалась единственной из главных капиталистических держав, в которой не было ни парламента, ни легальных политических партий, ни правовых свобод граждан.

Создание условий для правового государства являлось одной из главных задач, от решения которой во многом зависело решение остальных противоречий в России.

Учитель совместно с учениками вспоминает главные события и основные процессы социально-политической модернизации 60-70-х гг 19 в.

Важно обратить внимание на следующий факт: Россия, оставаясь аграрной державой, стремилась в очень короткие сроки за счет преобразований в сфере экономики и производства удержать статус великой державы. К концу 19 века Россия превратилась в аграрно-индустриальную державу с многоукладной экономикой, в которой завершился промышленный переворот в некоторых сферах.

Вспоминаем понятия: модернизация - усовершенствование, отвечающее современным требованиям; промышленный переворот - переход от традиционного общества к индустриальному. Слайд 26


3.4. Экономическая политика правительства.

Динамично развивалась металлургия, угле- и нефтедобыча.

Россия на рубеже Веков стала занимать 4-5 места в мире по добыче жел.руды, выплавке чугуна и стали, объему машиностроения, промышленному потреблению хлопка и производству сахара.

Россия стала мировым лидером в нефтедобыче (создан Бакинский нефтепромышленный район).

Россия заняла второе место (после США) по протяженности железнодорожной сети.

Произошла концентрация промышленного производства. В промышленных районах Р.империи, например, в Донбассе, в Бакинском нефтяном р-не, создавались крупные предприятия, на которых работали тысячи рабочих.

Шел процесс акционирования промышленных предприятий, переход от частнокапиталистической к совместной акционерной форме собственности.

В 1899-1903 г. Россию затронул мировой экономический кризис. Он сильно отразился на металлургии, металлообработке и машиностроении, добыче и переработке нефти. Закрылось около 3 тыс. фабрик и заводов, которые не смогли найти сбыта своей продукции на внутреннем рынке.

В результате происходивших экономических процессов меняется и организационная структура российской промышленности. Развившийся экон-ий кризис способствовал развитию монополий (объединения промышленников, контролирующих производство и сбыт продукции).

В 90-е гг. 20 в наблюдается переход от высокой концентрации промышленности к монополизации производства. В нач. 20в. в экономике России 66% промышленной продукции производилось в акционерных и других коллективных формах предпринимательской деятельности, 33% промышленной продукции производилось на предприятиях единоличной формы собственности. Монополии постепенно охватывали важные отрасли российского производства и прообразовывались в картели и синдикаты, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности.

Наиболее известные синдикаты: «Медь», «Кровля», «Проволока», «Гвоздь», «Продвагон», «Трубопродажа».

Накануне Первой мировой войны в России существовало 200 монополистических союзов (объединений). На 30 самых крупных монополистических союзов овладели внутренним рынком и стремительно искали пути выхода на мировой рынок.

В нач.20 в. в России действовала развитая банковская система. Главным ее стержнем стали акционерные коммерческие банки. Накануне Первой мировой войны насчитывалось 50 банков с 778 отделениями. Ведущим банком Р. Империи стал Русско-Азиатский банк.

Происходит активный процесс слияния капиталов банков и промышленных монополий. Возникшие финансово-промышленные группы стали контролировать огромную долю экономики России.

В 1909 г. наметился новый экономический подъем. Слайд 32

На данном этапе урока учащимся предлагается познакомиться с данными таблиц и выполнить задание.

Таблица 1, таблица 2 и таблица 3. Презентация, 22 слайд

Задание. Опираясь на данные таблиц презентации, покажите на примерах, что доля России в мировом промышленном производстве заметно увеличилась.

Развивая ответ учащихся, учитель подводит их к пониманию происходивших процессов. В результате интенсивного эк-го развития Россия вошла в пятерку крупнейших держав (Англия, Франция, США, Германия) и продолжала входить в мировую экономическую систему.



3. 5. Сельское хозяйство: особенности развития.

Учитель раскрывает обобщенно, в объеме учебника, особенности развития сельского хозяйства России в пореформенный период:

- Россия занимала 1 место в мире по общему объему сел.хоз-ой продукции.

- Вывоз зерна занимал лидирующие позиции в российском экспорте. Среди вывозных товаров преобладал лес. Лидирующее место во внешней торговле занимал лен.

- Развитие с.хоз-ва определялось реформой 1861 г..

- Пути развития российской деревни определяли два типа хозяйства - помещичье и крестьянское.


4. Витте С.Ю. и его реформы.

Слайд 25-27. По ходу обсуждения материала слайдов записываем в тетради основные направления.



5. Первичное закрепление.

Проверка понимания новых терминов и понятий.


6. Домашнее задание: параграф 1-2, карта в атласе «Российская империя в нач. 20 в.», контурная карта. Знать основные понятия, термины, даты.


7. Рефлексия (подведение итогов занятия).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!