СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Изменения, происходящие с веществами»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по химии в 8 классе на тему «Изменения, происходящие с веществами».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Изменения, происходящие с веществами»»

Методическая информация

Дата


Учитель

Непомящев А.А.

Школа

ГКОУ РО школа-интернат № 28 г. Новочеркасска

Предмет

Химия

Класс

8

Название учебного пособия

и образовательной программы

Габриелян О.С. Химия. 8 класс – М.: Дрофа, 2010

Программа «курс химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (авт. Габриелян О.С. – М.:Дрофа, 2010)

Название темы и раздела

учебного курса

Название раздела «Изменения, происходящие с веществами»

Тема урока «Типы химических реакций на примере свойств воды»

Тип урока

Комбинированный (Усвоение новых знаний на основе раннее полученных предметных умений)

Цели урока

Закрепить знания и умения учащихся по составлению уравнений химических реакций и определению типов химических реакций.

Задачи урока

Образовательные: закрепить знания о типах химических реакций, продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, текстом, тестами.

Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся.

Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.

Формируемые химические знания, умения, навыки учащихся:

систематизация знаний учащихся о распространенности воды в природе, физических и химических свойствах, областях применения воды, о типах химических реакций, расширение знаний учащихся об экологических проблемах, связанных с охраной воды.

Формируемые компетенции:


учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды, выдвижение своих идей по охране водных ресурсов родного края; информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться интернетом для поиска учебной информации;

коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.

Формы организации работы детей:

групповая (просмотр презентации, работа с текстом), индивидуальная (беседа, работа с тестом), проблемное обучение (решение проблемных вопросов).

Формы организации работы учителя:

организует эмоциональный настрой учащихся, вводит детей в тему урока, обобщает ранее полученные знания, организует беседу по слайдам и опытам, анализирует и дополняет ответы детей, создает проблемные ситуации.

Оборудование,

дидактический материал

Компьютер, презентация, видеоопыты

тексты, тесты





Ход урока.

Этапы урока

Методы

Содержание этапов

1.Орг. момент

Приветствие. Давайте послушаем стихотворение, сочиненное вашей подругой:

Удивительные свойства
Открывает нам вода :
Лишь она одна вся в мире
В жидком виде и плотна,
В виде газа, в виде льда,
Поразительна она!

В химии важны не только
Все физические свойства,
Состояния воды,
Но химические свойства,
Все реакции важны,
С неметаллами, солями
И раствором кислоты.

Этих свойств довольно много
И, перечисляя их,
Получаем мы законы
Всех взаимодейств воды.

Как бы вы сформулировали цели нашего сегодняшнего урока? Почему систематизировать материал о типах химических реакций мы будем изучая химические свойства воды? Молодцы! Ответить на мой вопрос вам помогли знания, полученные на других уроках. Знания едины и деления их на различные дисциплины условно. Запишите тему сегодняшнего урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды».


2. Проверка знаний

Фронтальный опрос учащихся


Мы уже изучили 4 основных типа химических реакций в неорганической химии. Давайте вспомним эти типы:


  1. Реакции разложения

  2. Реакции соединения

  3. Реакции замещения

  4. Реакции обмена

Запишите схемы основных типов реакций.

3. Активизация познавательной деятельности (проблемная ситуация)

Кейс: Все вы слышали и, я знаю, уже обсуждаете проблему кислотных дождей в нашем городе. Последняя публикация идеально подходит к сегодняшнему уроку: «По словам экспертов, работа ГРЕС может привести к выпадению не только кислотных, но и щелочных дождей». Давайте разберемся, насколько грамотно это высказывание с химической точки зрения.


4.Изучение нового материала




































Как вы думаете, какие химические реакции могут лежать в основе образования кислотного дождя? Молодцы! А каков тип таких реакций? Правильно, это реакции соединения. Оксиды неметаллов, взаимодействуя с водой, образуют кислоты, в которых неметалл будет иметь ту же степень окисления, что и в соответствующем оксиде.

SO3 + H2O = H2SO4

Могут ли выбросы ГРЭС привести к образованию кислотных дождей? Согласен. Тогда идем дальше. Давайте попробуем написать реакцию взаимодействия щелочного оксида с водой:

Li2O+H2O=2LiOH

Тип реакции – тоже реакция соединения. Реакция оксида металла с водой происходит в том случае, если образуется растворимое основание – щёлочь.

Теперь давайте подумаем, может ли ГРЭС стать причиной щелочного дождя? Молодцы! А что общего между этими реакциями? Правильно! Теперь вы знаете, что гидроксидами называются кислородосодержащие кислоты и основания. Также надо помнить, что вода реагирует с оксидами металлов и оксидами неметаллов только в том случае, если в результате взаимодействия образуется растворимый гидроксид (щелочь или кислородосодержащая кислота).

Но мы с вами рассмотрели только один тип химических реакций, а вода легко вступает в химические реакции и для нее характерны все 4 типа химических реакций.

Реакции разложения.

Посмотрите видеоопыт. Что вы наблюдали? Запишем уравнение реакции.

2H2O2H2+ O2

Что является условием для протекания данной реакции? Укажем это в уравнении. К какому типу относится данная реакция?

Таким образом, вода может разлагаться под действием постоянного электрического тока на водород и кислород. Данная реакция называется электролизом. Запишите определение электролиза.

Кроме того, из курса биологии вам известно, что растения разлагают воду на кислород и водород в процессе фотосинтеза. Эта реакция происходит под действием света и называется фотолизом. Кислород в данном случае выделяется в свободном виде, а образующийся водород, соединяясь с оксидом углерода (IY), образуют органическое вещество – глюкозу. Запишите суммарное уравнение фотосинтеза в тетрадь.


Щелочные и щелочноземельные металлы с водой могут образовывать щёлочи не только с помощью своих оксидов, но и при непосредственном взаимодействии. Только это будут уже реакции замещения.



Если вы обратите внимание на уже знакомую вам таблицу растворимости гидроксидов и солей в воде, то заметите, что в некоторых клетках этой таблицы стоят прочерки, которые обозначают, что данное вещество в водной среде разлагается, или как говорят, гидролизуется.

Посмотрим последний видеофрагмент.

Запишем уравнение реакции.

CaC2 + 2HOH = Ca(OH)2↓ + C2H2

Гидролиз может быть обратимым и необратимым. Мы рассмотрели пример необратимого гидролиза.

Подведение итогов

Подведём итоги урока.

  1. Какие типы химических реакций характерны для воды?

  2. С какими химическими веществами взаимодействует вода?

  3. Какие продукты реакции могут образовываться при реакциях воды с различными веществами?

Домашнее задание

§ 33, упр 1, стр 172

Доклад : «Меры защиты от кислотных дождей»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!