СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ИЗО «Средства художественной выразительности пейзажа»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход  урока по изобразительному искусству на тему:

«Средства художественной выразительности пейзажа»

 

Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы сегодня поделены на 4 группы. Каждая группа на уроке будет представлять одно из времен года и изображать в своих творческих работах определенное время года. Та  группа, которая будет работать лучше и убедительнее других, получит дополнительную наивысшую оценку за работу на уроке. Мы с вами продолжаем изучать тему четверти «Пейзаж  в   живописи», говорить о состояниях природы в разное время года, изображать пейзаж различными живописными техниками, используя разнообразные творческие методы художников..  И,  говоря  о  пейзаже,  я  еще  раз  хотела  бы  попросить  вас  подумать  о  том,  как  красива  наша  природа!  Близкая  родная  природа,  с  ее  лугами  и  пашнями,  оврагами  и  лесами,  большими  реками  и  маленькими,  заросшими  осокой, речушками, убегающими вдаль журчащими ручейками и заснеженными полями. Рассматривая картины нашего орловского художника Виктора Лупачева, передающие красоту природы весной, петом, осенью и зимой, опираясь на свой собственный жизненный опыт, давайте дадим характеристики определенному времени года, с точки зрения художников-пейзажистов, и прочтем стихи, подготовленные вами дома. Начнем с весны.

Весной: красота хрупкая и благоухающая, наполненная пением птиц и журчанием ручьёв, просыпающаяся, трогаемая лёгким шуршщим ветерком.

(Читают дети)

                                       Весенняя гроза.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

 

Гремят раскаты молодые,

 Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли пкрлы дождевые,

И солнце нити золотит…

                          Ф. Тютчев

 

Летом: красота торжественная утопающая в зелени, как бы пронизанная солнечным светом и радостью.

(Читают дети)

                *  *  *

В небе тают облака,

И лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное…

 

Час от часу жар сильней,

Тень ушла к немым дубравам, И с блеющих полей

Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века-

Также будут, в вечном строе

Течь и искрится река

И поля дышать на зное.

                                Ф. Тютчев

 

Осенняя красота-многоликая: покрытая золотом, написанная красками палитры художника и увядающая, омытая дождями и взъерошенная сильными ветрами, срывающими одинокие листья.

 (Читают дети)

              Листопад.

Лес, точно терем расписной,

 Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой…

                                        И. Бунин

 

Красота зимняя-неслышная, спокойная, обнажённая в то же время укрытая; украшенная блестящими на солнце сугробами и пушистым утренним инеем; бесцветная и ослепляющая.

(Читают дети)

*  *  *

Учись у них- у дуба, у берёзы,

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слёзы,

И треснула, сжимаяся, кора.

 

Всё злей метель и с каждою минутой

Сердито рвёт последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

 

Но верь весне. Её промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

                                  А. Фет

Эту красоту родной природы мы попытаемся с вами передать в своих работах с помощью известных уже вам изобразительных средств  живописи.

Тема нашего урока: «Средства художественной выразительности пейзажа».

Цель:Используя средства художественной выразительности и законы построения пространства, выполнить творческую композицию.

Посмотрите на репродукции и скажите: какие  живописные средства художественной выразительности используются художниками для передачи своего понимания красоты природы

Ответы: Художники используют  цветовой тон, насыщенность цвета, яркость. Во всех работах для пердачи пространства применяется законы линейной и воздушной перспективы. (Поясняют  суть  закона  линейной  перспективы.)

Учитель: На  предыдущих  уроках  вы  познакомились  с реалистическим пейзажем, с  изображением природы в творчестве художников различных направлений,например, кубистов и импрессионистов. А  сегодня    узнаете  еще  об  одном  творческом методе. Глядя  на   живописное   произведение, попробуйте   описать данный творческий метод.

 (Ответы учащихся)

 Учитель: В 1880-х гг. французский художник Жорж Сера разработал и научно обосновал живописный метод, получивший название дивизионизм. Изучая физические трактаты Эжена Шевреля и Огдена Руда и применяя их теоретические выводы на практике, он сделал важное художественное открытие: смешение цветов и появление многоцветья может происходить не на палитре, не на холсте, а при восприятии — в глазу и в сознании зрителя. Для этого была придумана специальная техника письмапуантилизм: на холст наносились отдельные точечные мазки спектрально чистого цвета с расчетом на оптическое слияние их в глазу зрителя при восприятии картины с определенного расстояния. Считалось, что оптимальной дистанцией для рассматривания картин, выполненных в пуантилистской манере, было их тройное расстояние по диагонали.

Точечные мазки накладывались на холст в соответствии с установленными физическими и математическими закономерностями взаимодействия чистых цветов.  Цвета смешивались только с белым и никогда между собой, дабы сохранить чистоту палитры и яркость цветов. К тому же каждый цвет, по мысли пуантилистов, нес и эмоциональную нагрузку: желтый и красный — радость, зеленый и синий — задумчивость и грусть и т. д.

Пуантилизм заменил спонтанность и беспорядочность импрессионистской манеры четкой организацией и систематичностью, что придавало картинам определенную строгость и устойчивость. Новая техника письма была очень сложной и трудоемкой и отнимала много времени и сил, лишая художников свободы выражения эмоций. Однако она привела к эффекту создания более интенсивных (хотя и достаточно сухих) цветов, тонов и света в живописи. 

 Сегодня мы с вами тоже попробуем выфполнить   задание «Красота родной природы». Ведь очень красива наша природа и зимой, илетом, и весной, и осенью.

 А изобразить окружающую   природу вам поможет  творческий метод художников-пуантилистов.

Самостоятельная работа учащихся

Подведение итогов.