СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока химии и презентация "Типы химических реакции"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Типы химических реакций. Урок химии в 8-м классе

Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления полученных знаний.

Цель урока: изучить классификацию химических реакций, деления их на типы.

Задачи:

  • Образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.
  • Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.
  • Воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств - коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.

Оборудование и реактивы:

  • компьютер
  • проектор
  • презентация "Типы химических реакций" (Приложение1.)
  • на столах у учащихся инструктивная карточка для проведения исследования
  • набор соответствующих реактивов, пробирки, спиртовка и т.п.
  • карточки с тестом для проверки знаний по теме: "Типы химических реакций"
  • смайлики для оценки эмоционального состояния учащихся во время урока.

Парты в классе расставлены так, чтобы весь класс был разделен на 2 группы, в каждой группе есть ассистент, он отмечает в учетных карточках группы положительные ответы учеников.

Образец карточки:

Учетная карточка ответов.

Задание

Оценка за работу

Баллы за самостоятельную работу

 оценка за задание:

   

5

 

 

1.

Лабораторная работа

 0 ошибок

 1

ошибка

 2

ошибки

 3

ошибки

 

 

 2

 Сравни и оцени

 0 ошибок

 1-2

ошибки

 3

ошибки

 4

ошибки

 

 

 3

Тест 

 0 ошибок

 1

ошибки

 2

ошибки

 3

ошибки

 

 

 

 Итоговая оценка за урок

 

 

 

 

 

 

Методы: словесный, проблемно-поисковый, наглядный, практический, исследовательский.

 

I. Организационный этап (1 слайд) Приветствие Проверка присутствующих на уроке

II. Мотивационный этап (2 слайд)

Учитель:

Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром химических реакций.

О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? (3 слайд)

Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте отгадать загадку: " Она идет, она прошла, никто не скажет, что пришла. Она (химическая реакция).

III. Актуализация опорных знаний. (беседа)

Учитель:

  1. Так о чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О химических реакциях)
  2. А что такое химическая реакция? (4 слайд) (Это явление, при котором из одних веществ образуются другие)
  3. Как много химических реакций окружает нас в жизни? (Великое множество различных реакций окружает нас в жизни )
  4. Что может помочь нам в изучении многообразия химических реакций? (Классификация химических реакций) (7 слайд)
  5. Что такое классификация? (Деление на группы)
  6. Верно. Так что же будет являться целью нашего сегодняшнего урока? (Изучение типов химических реакций и их классификация)

Запишите тему урока в тетрадь (8 слайд)

IV. Этап выявления существенных признаков для определения типов химических реакций.

На экране появляется 9 слайд, на котором представлены несколько химических реакций:

2H2 + O2 -> 2H2O;

CaO + H2O -> Ca(OH)2

Cu(OH)2 -> CuO + H2O;

2HgO -> 2Hg + O2

- можно ли выделить признак, по которому эти реакции, возможно, разделить на группы?

- различаются ли между собой реакции одной группы?

В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что одним из признаков, по которому можно классифицировать химические реакции является число и состав вступающих и образующихся в результате реакции веществ.

Введение понятия реакции соединения.

На экране появляется слайд № 10, на котором представлены реакции:

(1) 2H2 + O2-> 2H2O;

(2) 4P + 5O2 -> 2P2O5;

(3) Na2O + SO3 -> Na2SO4;

(4) CaO + H2O -> Ca(OH)2

Обсуждаются вопросы:

- что объединяет все эти реакции?

- в чём их отличие?

- как одним словом мы можем назвать процесс, который протекает?

Учащиеся приходят к выводу, что идет процесс соединения веществ (реакции соединения), но в первом и втором случаях вступают в реакцию простые вещества, в третьем и четвертом - сложные вещества. Во всех реакциях образуется одно сложное вещество.

Учитель предлагает учащимся попытаться вывести определение этого типа реакций (наиболее подготовленные учащиеся делают это легко) и, используя буквы А, В, С, вывести уравнение реакции соединения в общем виде:

A + B -> AB

AB + CB -> AB2C

Введение понятий реакции разложения, замещения, обмена.

По такой же схеме, как и реакции соединения, изучаются реакции разложения, замещения, обмена (слайды №,11,12,13).

После изучения всех типов реакций появляется слайд № 14 и проводится обобщение материала.

Итак, мы узнали, как классифицируют химические реакции.

V. Самостоятельная работа по группам. (слайд №15)

А теперь проведем лабораторные исследования и определим, к какому типу принадлежит реакция проведенная вами.

  • 1 группа - лабораторный опыт по реакции замещения,
  • 2 группа - лабораторный опыт по реакции обмена,

Образец инструктивной карточки для проведения опыта 1 группы

Железный гвоздь опустите в раствор сульфата меди (II). Через 2 минуты выньте гвоздь. Что наблюдаете? Кирпично-красный цвет налета на гвозде говорит об образовании чистой меди. Спрогнозируйте, что образовалось еще? Запишите уравнения реакции. Определите тип реакции. Укажите признаки, по которым вы определили, что реакция прошла?

По одному человеку от группы отчитываются. Зачитывают уравнения реакций с комментарием. Затем на экране высвечивается правильная соответствующая запись уравнения. (слайд №16)

Образец инструктивной карточки для проведения опыта 2 группы

Смешайте раствор хлорида меди (СuCL2 ) и гидроксида калия (КОН) Что наблюдаете? Запишите уравнения реакции. Определите тип реакции. Укажите признаки, по которым вы определили, что реакция прошла?

По одному человеку от группы отчитываются. Зачитывают уравнения реакций с комментарием. Затем на экране высвечивается правильная соответствующая запись уравнения. (слайд №16)

VI. Проверка знаний. (Рефлексия) (слайд №17)

Каждый ученик в группе получает карточку с заданием тестом и выполняет ее в течение 5 минут.Ассистенты делают анализ работы их групп.

VII. Домашнее задание. Итоги урока. Выставление оценок. (слайд №18.)

 

Типы химических рекции.

Вариант 1.

   1. Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное  

         вещество в реакции:

          А) замещения;

          Б) соединения;

          В) разложения.

   2. Уравнение реакции обмена:

         А) CaO + SiO2= CaSiO3;

         Б)  2 KClO3= 2KCl+3O2;

         В) FeS+2HCl=FeCl2+H2S;

  3. Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции, схема которой

         Al+Cl2 → AlCl3, равна:

          А) 7;    Б)  5    В) 4.

  4. Схема химической реакции, в которой правильно расставлены коэффициенты:

         А)Ca+O2=2CaO;

         Б) H2+Cl2=2HCl;

         В)Zn+HCl=ZnCl2+H2.

 Вариант 2.

1. Из одного сложного вещества образуется несколько простых или сложных  

         веществ в реакции:

          А) замещения;

          Б) разложения;

          В) соединения.

 2. Уравнение реакции разложения:

         А) CaO + SiO2= CaSiO3;

         Б) FeS+2HCl=FeCl2+H2S

         В) 2 KClO3= 2KCl+3O2;

    3. Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции, схема которой

         Fe+Cl2 → FeCl3, равна:

          А) 7  Б)  5; В) 4.

 4. Схема химической реакции, в которой неправильно расставлены   

         коэффициенты:

         А) 2Ca+O2=2CaO;

         Б) Zn+HCl=ZnCl2+H2;

         В)  H2+Cl2=2HCl.