СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Корень слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: КОРЕНЬ

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать    однокоренные слова, развивать умение анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, обогащать словарный запас учеников, совершенствовать навыки каллиграфии. Формировать умение слушать и слышать, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату,  умение самоконтроля и самооценки,  умение ставить и решать учебные задачи.     

Ход  урока:

 

1. Организационный момент. (1 мин.)

2.Мотивация к учебной деятельности.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб оценки хорошие получать

– Итак, у нас урок русского языка. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения.

– Я верю в вас и знаю – у вас всё получится! Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.

3)Проверка домашнего задания

4) Минутка чистописания.  / см тетрадь/ 5.Словарный диктант СЛАЙД

Р__бина,             в__гон,         __бед,                   за__ц,            мес__ц,    

  п__года,           п__суда,        к__ридор,             завтр__к,          щ__нок.

 Актуализация знаний и умений.  

 

6. Введение в тему

            Ум да разум надоумят сразу.       

Что это? (пословица) Как вы понимаете смысл этой пословицы?

( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

-Запиши эту пословицу на доске, соблюдая правила каллиграфии.

- Пусть эта пословица сегодня послужит девизом нашего урока

II. Постановка учебных задач.

-Окунёмся в тайны русского языка. Мы сегодня на уроке будем исследователями.

-Давай исследуем пословицу, которую мы выбрали девизом нашего урока.   

а) Прочитай ещё раз и скажи:

-Какие слова имеют одинаковую часть? Какая общая или одинаковая часть в этих словах? Как называются такие слова? (однокоренные или родственные) Выдели эту часть в словах.

-Может быть вы назовете тему нашего урока? (Корень)

-А какие учебные цели, задачи нам необходимо решить на уроке?      

(Что такое корень слова? Какие слова называются родственными? Какие слова называются однокоренными?)

III. Планирование действий по решению учебных задач.

а) Чтобы дать ответы на эти вопросы, нам нужно выяснить, откуда же происходят такие слова?                                                                                                           

-Кого мы считаем родственниками?  

Итак, мы называем родственниками тех людей, которые произошли от одного и того же рода, из одной семьи, из поколения в поколение. Эти люди часто бывают похожи как внешне, так и внутренне.

-Но оказывается родственники бывают не только у людей, но и у слов. Вот такой загадочный наш великий русский язык!

б) Давай исследуем, какое же значение еще имеет слово «Корень»?

- узнаем подробнее лексическое значение этого слова?

- Где мы можем найти эту информацию? (в толковом словаре)   СЛАЙД 2

Корень:  Плитка Ручка   Кисть Каток Язык  Лук

1)                подземная часть растения;

2)    часть волоса, зуба, ногтя;

3)    начало, источник чего-либо;

4)    часть слова.

5)     В математике корень вычисления

-Так же как и у кустов, корень есть у слов       

в)  Понятие об однокоренных словах .

- Давай подытожим, с какими новыми понятиями мы познакомились.

-родственные слова,    

-корень слова,

-однокоренные слова

- Наше слово  «корень» имеет несколько значений. А как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные). Какие ещё многозначные слова ты знаешь, помнишь? (язык, кисть, лист)

- Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова» ?

( Общая часть родственных слов. )

       -Какие слова называются родственными ? (Слова, близкие по смыслу и с одинаковым    корнем)

3. Постановка темы урока, формулирование учебной задачи. (

– Молодцы! Вы прекрасно справились! Продолжаем наш урок.

– Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из ….. (капелек), лес – из …….. (деревьев), речь – из ………(предложений), предложения из ……(слов). Слова сделаны из своего «строительного материала». Каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку». А какая самая главная из них? – ……(корень).

 

– Кто из вас догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

– Правильно! Сегодня мы будем совершенствовать знания об однокоренных словах, и учиться выделять корень в словах.

– Самая главная часть слова – корень. – Как? – спросите вы.– Разве у слова может быть корень? Это же не растение! А вот послушайте: Много-много лет назад появилось на свете слово САД. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово САД и стало оно расти .Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова  Все они на него похожи, и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло! Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова, это самая важная часть слова. Т.к. общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные: у них один и тот же корень.

– А какой вывод из сказки мы можем сделать?

– Правильно! Слов без корня не бывает.

– Корень выделяется значком 

Интересная семья –

В ней живут одни слова.

Корень во главе идет

Всем значенье придаёт,

И в семействе все слова

Смыслом связаны всегда.

 

 

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

   Это слово – слово корень

   Разрастаться стало вскоре.

   И плоды нам принесло –

   Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод.

С ним садовник идёт.

Очень интересно гулять в саду словесном.

-Что за чудо-сад? (сад из слов)

-Что общего в словах вы заметили? (общая часть в словах)

-Как называется эта часть? (корень)

-Как называются слова в этом саду? (однокоренными или родственными)

-Назовите тему нашего урока. (Однокоренные или родственные слова).

 

 

– Спишите,обозначьте корень.

 

Демонстрация правильного написания на слайде 3.

4. Этап усвоения новых знаний и способов действия.

Формирование понятия «корень», однокоренные слова.

Слайд 4.

В слоновнике переполох:

«Слоненок заболел, оглох!»

Его зовет слониха,

Но, видно, слишком тихо.

И папа-слон ему трубит.

А может быть слоненок спит?

«Ну что с тобой, сынишка,

Наш маленький слонишка?»

Вдруг слоник потянулся,

Как будто бы проснулся.

Он просто замечтался

Вот и не отзывался.

(Е. Солдатова)

 

3) Работа по учебнику.

 

Упр. 127 Наблюдение над однокоренными словами.

– Прочитайте скороговорку . Найдите в нем однокоренные слова и выпишите их,выделите корень.

б) Чтение правила с. 84

 

а) Аналитический контроль над двумя признаками однокоренных слов. Упр. 128

– Прочитайте текст. Найдите однокоренные слова.

– Выпишите  однокоренные слова и выделите корень.

– Прочитайте правило—стр.84

в) Вопросы:

– Что такое корень?

– Приведите примеры однокоренных слов.

Молодцы! Вы хорошо поработали, а теперь пришло время отдохнуть!

              Физкультминутка. (2 мин.) СЛАЙДЫ+. Упражнение для снятия утомляемости с глаз.

6. Закрепление изученного.

1) Подбор однокоренных слов—упр. 130 СЛАЙД 20

– Следующая наша задача: проявить умение самостоятельно анализировать подбор однокоренных слов.

 

VI. Контроль с самооценкой.

а) Тест

Проверочное   задание-тест.

- У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики.

Послушай внимательно задание. Сейчас мы проверим, как ты усвоили тему нашего сегодняшнего урока.

Я буду читать вам группы родственных слов, а ты должна вычеркнуть  номер того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)

 

 

ТЕСТ

 Так же как и у кустов,

      Корень есть у разных слов.

     Будь внимателен к словам

     И проверь-ка ты все сам:

     Все ли слова родные – однокоренные?

     Белка, беленький, белить,

    Водяной, вода, водить,

    Лист, лиса, лисенок,

    Горный, горка, городок,

    Пес, песочный, песок,

    Моряки, морской, моржи,

    Корень, корневой, коржи.

    Все проверили слова? Отвечайте тогда!

-Давайте проверим , какие же слова оказались лишними.   Самопроверка!

1) 1,  2,  3.

2) 1,  2,  3.

3) 1,  2,  3.

4)  1,  2,  3.

5)  1,  2,  3.

6) 1, 2, 3.

7) 1, 2, 3 .

- Слов на свете нам не счесть,

 В каждом слове корень есть.

 Чтобы грамотно писать,

 Надо корень выделять.

 

VII. Итог урока.

-Вернемся к нашей теме и целям урока, которые мы исследовали на уроке.

Какие слова мы называем родственными?

Что такое корень слова?

Какие слова называют однокоренными? Как пишется корень в однокоренных словах?

-Добились целей?

VIII. Постановка

IX. Оценивание . Рефлексия.

Оцени свои знания, свою работу на уроке.

Если все поняла-желтый смайлик

Если считаешь, что надо еще над чем-то поработать-синий

Ничего не усвоила-красный

Спасибо за урок!

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!