Методическая разработка урока
в 1 классе
Сказка «Курочка Ряба»
Тема: Сказочная страна
Автор: Петрочук Елена Александровна
2016г
Цель: Формирование у детей первоначальных представлений о взаимосвязи музыки, сценического движения и сценической речи.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с жанром музыкальный спектакль на примере сказки «Курочка Ряба» М. Магиденко
Приобщение детей к выразительной передаче музыкального образа.
Определить тембровое значение голоса персонажей как неотъемлемой части их характера.
Разучить и исполнить песню «Курочка- рябушечка»
Формировать певческие навыки, петь слаженно в ансамбле, четко произносить слова песни;
Формировать навыки игры на музыкальных инструментах;
Развивающие:
развивать эмоциональную отзывчивость, звуковысотный слух; развивать чувство ритма;
формировать певческий голос и выразительность движений
Воспитательные:
Пояснительная записка.
Урок проводится в первом классе общеобразовательной школы по программе Т. И. Баклановой «Музыка». На примере образов различных сказочных героев, изображенных композиторами и художниками, дается первоначальное представление о «художественном образе» в искусстве.
Оборудование
1.Компьютер.
2. Проектор
3. Доска.
4. Фортепиано.
Форма проведения:
Урок – сказка.
Ход Урока
Орг. момент. Приветствие.
Учитель - Ребята, как вы думайте, куда ведет эта дверь?
СЛАЙД1
Дети - В сказку.
Учитель - Правильно. Мы не только с вами попадем в сказочную страну, но и станем героями сказок.
Я не буду называть вам героев нашей сказки, а предлагаю самими по первым буквам сказать название .
Что за герои будут в нашей сказке? На букву «Д» , «Б», «К.р.» и «М»?
СЛАЙД 2 ( первые буквы каждого героя )
Дети - Это герои из сказки «Курочка Ряба»
Учитель - Совершенно верно. С каких слов начинается сказка?
Дети - Жили – были….
Учитель – Каждого героя сказки мы должны будем не только изобразить, но и при помощи музыкальных звуков дать каждому характер и образ.
Что за герой на букву» Д»?
Дети - дедушка.
Учитель – какие звуки для деда подойдут?
Дети – Плавные, потому что он старенький и медленно ходит. Отрывистые – иногда ворчит, часто повторяет слова, потому что плохо слышит. Низкие – звуки могут сказать, что дедушка старый.
Учитель – давайте попробуем изобразить дедушку .
(исполнение на «ОХ» любых нот низкого или среднего регистра)
Учитель – Какой герой на букву «Б»
Дети – Это бабушка.
Учитель – Расскажите, какая в нашей сказке будет бабушка?
Дети – Бабушка добрая, ласковая. Звуки у неё будут плавные, средний регистр, звучать будут медленно и тихо.
Учитель – Молодцы. Изобразим как дед и баба работали. Баба – пекла пироги, а дед рубил дрова, баба заводила тесто для пирогов, а дед мёл двор.
( изображения движений)
Что же произошло у бабы с дедом? Кто помнит?
Дети – Снесла курочка яичко не простое, а золотое.
Учитель - Как звали курочку?
Дети – Ряба.
Учитель. – Курочка это третий герой нашей сказки. Попробуйте подобрать к ней звуки, какие подойдут?
(учитель играет любые звуки)
Дети. – У курочки звуки должны быть отрывистые, высокие, короткие.
Учитель – Давайте выучим песенку Рябы.
(Разучивание песни «Курочка - рябушечка» русская народная песня)
Учитель – А что дед и баба пытались с яичком сделать?
Дети – Разбить!
Учитель. – У них получилось?
Дети, - Нет.
Учитель –Какие в сказке были слова?
Дети -Дед бил, бил не разбил. Баба била, била – не разбила.
Учитель - Давайте с вами изобразим, как баба с дедом били яичко.
(Изображают дети, как пытаются разбить яйцо)
Учитель - Остался последний герой нашей сказки кто это? Послушайте загадку?
Серый, маленький и ловкий
Хлебную нашёл он корку
И грызёт её малыш.
Кот идёт. Спасайся…
Дети – Мышь.
Учитель – Что она сделала?
Дети –Мышка побежала, хвостиком махнула яичко упало и разбилось!.
Учитель – Какая музыка должно быть у мышки?
Дети - быстрая, высокие звуки, отрывистая.
Учитель – Вот мы с вами и разобрали образ всех героев, осталось только сыграть. Вы готовы стать актерами?
Дети – Да.
Учитель – В каждой сказке есть музыкальное сопровождение. Мы с вами играть будем на музыкальных инструментах. И конечно актеры – а это будите именно вы, ребята. Для сказки нам надо выбрать рассказчика, который будет рассказывать нам сказку, а мы с вами будем её играть.
(выбор рассказчика)
Рассказчик - Жили были …
Слайд 3 (звучит музыка на слайде избушка деда и бабы)
Рассказчик - дед и баба.
(СЛАЙД4) (изображение деда и бабы)
(Игра на музыкальных инструментах русская народная песня. «Ах. вы сени мои сени»)
Рассказчик - И была у них курочка Ряба
СЛАЙД 5 ( Физ минутка)( «Цып, цып мои цыплятки»движения под музыку)
Рассказчик – Снесла курочка яичко
СЛАЙД 6 (изображения яичко)
Рассказчик – не простое, а золотое. Дед бил, бил не разбил.
СЛАЙД 7 (изображение картины дед пытается разбить яйцо)
Рассказчик – баба била, била – не разбила.
СЛАЙД 8 (изображение картины баба пытается разбить яйцо)
Рассказчик – Мышка побежала, хвостиком махнула… Яичко упало и разбилось.
СЛАЙД 9 (Картинка мышки и разбитого яйца)
Рассказчик – Плачет баба, плачет дед..
СЛАЙД 10
Рассказчик - А курочка и говорит « Не плачь баба, не плачь дед! Я снесу вам яичко не золотое, а простое.
Учитель - Какие слова говорят в конце каждой сказки?
Дети -Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!.
Учитель – Получилась у нас с вами сказка?
Дети – Да.
Учитель – Всех героев получилось нам сыграть?
Дети – Ответ.
Учитель – А как вы думайте тяжелый труд актера? Почему?
Дети – Да, тяжелый. Надо выучить роль, музыку.
Учитель – В конце каждого представления актерам всегда аплодируют, давайте поаплодируем друг другу.
Дети – Хлопают.
Учитель – курочка Ряба дарит вам в подарок мультфильм.
( Просмотр музыкального мультфильма М. Магиденко)
Используемая литература:
Обучение в первом классе «музыка» Т. И. баклановой. М. 2005 г.
Музыка для детей «Музыкальные звуки и образы.Т. И. Бакланова.
Интернет источники.