Тема: "Русская народная сказка "Хаврошечка". Цели: Обучающие: учить правильному, выразительному, осознанному чтению; работать с текстом. Равивающие : развивать воображение, логическое и образное мышление , . расширять читательский опыт детей через знакомство с русскими народными сказками ; Воспитательные: формировать нравственные понятия о семье, о человеческих отношениях, о сути добра и зла; воспитывать интерес к чтению. Ход урока 1. Психологическая установка Прозвенел уже звонок И мы с радостью начнём урок. Сегодня у нас необычный урок. 2. Подготовительный этап к изучению нового материала: Учитель Много жанров есть на свете Басня, повесть и рассказ, Но с рожденья любят дети Волшебство и мир прекрас. – О каком жанре устного народного творчества спрашивается? (Сказка) – Сегодня на уроке продолжим сказочное путешествие. - А какая сказка нам в этом поможет? - На уроке мы будем не только читать, и работать с текстом. но и постараемся мыслить. делать логические выводы. Однокоренные слова к слову «сказка» (д.з. из всех слов выбираю два) - Сказывать – передавать устно. -Рассказывать- передавать и устно, и при помощи письма. - Какие сказки передавали из уст в уста. А какие сказки записывают? Дети делают вывод: -Передавали издавна из уст в уста народные сказки. -Литературные сказки записывали и записывают, их иначе называют авторскими. Г) Вывод: о сказке. жанр литературного повествования слово «сказка» произошло от слова «каза́ть», «сказывать» имело значение: перечень, список, точное описание Информация передаваемая из уст в уста Д) – Чем этот жанр отличается от других? – По авторству: на какие группы делятся сказки? Н/Д (Народная; авторская) – По содержанию, какие бывают сказки? Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки. Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства. Сказки про животных – главные герои – животные. Бытовые – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды Сказки | Авторские Народные | Волшебные | Бытовые | О животных | | | | - Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от народной. ( карточки) 1-й ученик. Летела стрела и попала в болото. А в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зеленою кожей Сделался мигом красивой, пригожей. (Царевна – лягушка. Народная сказка.) 2-й ученик. Появилась девочка, чуть больше ноготка. И жила та девочка в чашечке цветка. В ореховой скорлупке та девочка спала И маленькую ласточку от холода спасла. (Х.К. Андерсен. Дюймовочка. Авторская сказка) 3-й ученик. Козлятушки, детушки, Отопритеся, отомкнитеся. Ваша мать пришла, Молока принесла. Бежит молочко по вымечку, Из вымечка на копытечко, С копытечка на сыру землю. (Волк и семеро козлят. Народная сказка.) – Молодцы! Я убедилась, что вы хорошо знаете сказки и умеете их различат Попробуем предположить тему урока: - К какой группе принадлежит наша сказка? Почему? -Такой вид сказок сказывали. (Помогаю…) -Значит, сказка будет народная,- предполагают дети. И) Звуковая разминка -а е о ы у мачеха, отец, девочка , сестры ,человек, матушка - На какие две группы можно разделить эти слова? (главный герой , действующие лица) Наша задача сегодня на уроке создать словесные портреты героев. 3 Работа над текстом Прежде чем перейти к работе над текстом, проверим д\з Сколько заглавий получилось? Почему? Как озаглавили 1-3 часть? 1 Жизнь сиротки 2 Секрет Хаврошечки. 3 Яблонька счастья. 1 часть Расшифруйте и выберите начало сказки Жилибылистариксостарухой Водномцарстве Естьнасветелюдихорошие Жилибылидедибаба – Вот это начало сказки. Как оно называется? (Зачин.) _ Зачитайте начало сказки -Кого вам напоминает главная героиня? -Золушку из сказки Ш. Перро и Рукодельницу из сказки В. Одоевского. Найти отрывок и прочитать это место…(находят легко) -О какой черте характера это говорит?( трудолюбивая) Как относились люди к Хаврошечке ? ( зачитайте) ( злость, ненависть) _ Сейчас найдем еще некоторые предложения. которые помогут нам продолжить составление характеристик . - Я называю первое слово предложения, вы находите и читаете А Дочери……( лень - терпение) Б Выйдет ….( нежность .доброта ) В Меня…. (жестокость) Как вы думаете, почему девочка называет коровушку Матушкой (звучат предположения) Влезет….. -К какому миру принадлежит этот сказочный персонаж? -В чем ее волшебная сила? - Зачем Крошечка-Хаврошечка в одно ушко влезает, в другое вылезает? (дети вспоминают материал по сказкам, изученным на уроках литературного чтения) -Именно в этом эпизоде отразилась вера в животное покровителя племени, которое оказывало помощь человеку. И не нужно отправляться в тридесятое царство за волшебным предметом, который поможет. Можно просто влезть в одно ухо, а вылезти из другого. - Благодаря Коровушке-Матушке Крошечка-Хаврошечка выполняет работу ей порученную.( отзывчивость, забота) Та……( жадность) - Чем же закончилась 1 часть? 2 часть А сейчас мы выполним интересное задание, с помощью которого я проверю внимательно ли вы читали текст ( работа в парах по карточкам с деформированным текстом) - Ваша задача сразу по ходу чтения вставлять пропущенные слова. ( Одноглазка, сироте, прядет, катает, Хаврошечкой, на солнышке, травушке, наткала ,побелила , Двуглазка). - Как повела себя вторая сестра? (безответственность) – Какая же из сестер разгадала тайну Хаврошечки? (Триглазка.) (Инсценирование 3 части сказки.) Физкультминутка У дороги яблоня стоит, (Подняли руки вверх, потянулись). На ветке яблочко висит, (Покачали вверху руками). Сильно ветку я потряс- (Руки через стороны вниз, стряхивая кистями рук). Вот уж яблочко у нас. (Прыжок вверх. Хлопки в ладоши над головой). В сладко яблоко вопьюсь, (Вернулись в исходное положение). Ах, какой приятный вкус! -Узнала ли старуха секрет девочки? В какой части идет об этом речь? – Что же задумала злая мачеха? – Как же отблагодарила Коровушка Хаврошечку за ее доброту? – Предлагаю вам восстановить события по иллюстрациям и попробовать найти предложения ,которые им соответствуют. Гимнастика для глаз. – Какие черты характера соответствуют Хаврошечке, сестрам? Хаврошечка Сестры | трудолюбивая ленивые злые добрая | – Как различаются эти слова? (Эти слова противоположные по смыслу.) – Как называются слова противоположные по смыслу? (Слова противоположные по смыслу называются антонимы.) – Прочитаем (хором) последнее предложение. (В добре поживать, лиха не знать. – Это концовка сказки. – Как вы понимаете смысл пословицы. |