План занятия
Тема программы Русская литература XIX века
Тема практического занятия Ф.И. Тютчев. Сведения из биографии поэта. Стихотворения
Цели урока: познакомить с лирикой Ф.И.Тютчева, изучить факты биографии, совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения, создать благоприятные условия для восприятия поэзии.
Планируемые результаты
- знаний: жизнь и судьба Ф.И.Тютчева; особенности поэзии поэта.
- умений: проникать в подтекст стихотворения, видеть в нём выражение авторской концепции мира; развивать навыки устной речи студентов; обучение умению анализировать, обобщать, соотносить восприятие художественного произведения со своими внутренними нравственными представлениями.
- сформированности компетенций: ОК 3 Способности к анализу и контролю, ОК 4 Способность извлекать и анализировать информацию из различных источников, ОК 7 Понимание целей деятельности, ОК 10 Способность применять знания на практике.
4. Оснащение занятия: презентация; видео-, аудиозаписи романсов на стихи Ф.И.Тютчева; тексты стихотворений (философская и любовная лирика)
Используемые приёмы, методы и элементы пед. технологий: практический, наглядный, словесный, видеометод, демонстрация, наблюдения студентов, показ, объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия, просмотр, проблемная ситуация, обобщение; исследовательские методы, информационно-сообщающий, объяснительный, репродуктивный, объяснительно-побуждающий, частично-поисковый.
Предварительное домашнее задание: выразительное чтение наизусть стихов по выбору студента.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
2. Повторение пройденного.
3. Мотивация.
Звучит мелодия А.Захаренко «Хрустальная мечта».
- Сегодня наш урок – это урок-открытие, урок-исследование. Праздник поэзии. Праздник философии и любви. Потому что они – это источник поэзии. Хочу прочитать вам одно письмо. Это письмо – крик души: “ Я считаю себя человеком ненужным, потому что не могу принадлежать к отживающему поколению, так как я молод. Но не весело мне принадлежать и к новому племени. Почему? Да потому что новейшее время стремится наперекор человеческой природе стать во враждебные отношения к поэзии. Да, наперекор человеческой природе! Потому что в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией. И если этот клапан зарастет – не отворите его, явись хоть второй Пушкин”.
- Как вы думаете, когда написано письмо? (Ответы студентов)
- Да, очень похоже, что нашим современником. Однако человек, написавший это письмо в журнал “Современник” 150 лет назад, верно истолковал роль поэзии в жизни каждого человека – “ отворять душу” для лучших человеческих качеств, побуждений.
Беспокойство за судьбу планеты, тревога по поводу того, что возобладают силы зла и человечество ждет гибель, эти беспокойство и тревога - наиболее устойчивые состояния души поэта.
Он кожей ощущал хаос и мечтал о гармонии, он одним из первых в мировой поэзии предугадал катастрофичность цивилизации. Он всем существом почуял, что мы, земляне, “плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены”. Мы прочитаем у него и о космосе души, о таинствах природы и человека, о необыкновенном, божественном чувстве-любви.
4. Актуализация опорных знаний:
Отмечаем, что с творчеством поэта мы пока знакомы не очень хорошо, но даже по началу нашего разговора можно сделать выводы о том, какие глубокие, разнообразные по темам и настроению стихи писал Ф. И. Тютчев.
- Ваши первые впечатления от прочитанных стихотворений Ф.И. Тютчева?
Видеоролик о жизни Ф.И.Тютчева.
5. Новый материал
А) Жизнь и судьба Ф.И.Тютчева. Философская лирика Тютчева.
Сопоставительный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Фонтан» и отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «Фонтану Бахчисарайского дворца». |
Общее | Различия |
Настроение, тропы … | Что видим? Слышим? |
Аудиозапись. Чтение диктора стихотворения «Фонтан».
Работа в парах (общее-различия). Заполнение таблицы.
Общее:
1) настроение: любование красотой фонтана сопровождается печальными раздумьями («две розы», «слезы» у Пушкина и, к примеру, «ниспасть», «осужден», «незримо-роковая» в тексте Тютчева.
2) эпитет «живой». Почему два поэта, не сговариваясь, используют один и тот же эпитет? Возможна ли в этих текстах замена слова? Проведем эксперимент, «живой» заменим на «большой». Отмечаем, что рифма не страдает, но использование слова «живой» не только делает художественный образ более ярким, зримым, но и позволяет провести параллель с жизнью человека.
Различия:
1) у Пушкина образ фонтана слуховой («немолчный говор»), а у Тютчева визуальный (его специфику задает первое слово «смотри»).
2) образ фонтана наполнен различным содержанием: у Пушкина это фонтан слез, «фонтан любви», знак мира чувств, переживаний, души человека; у Тютчева же это «смертной мысли водомет», образ разума, интеллекта человека. Отмечаем, что в этом – специфика творческой манеры Ф. И. Тютчева, поэта-мыслителя, поэта-философа. Это отмечали уже его современники. И. С. Тургенев писал: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию...»
- Проект «Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…» (выступление студента).
Б) Поэзия Тютчева, посвященная Амалии Лерхенфельд. Аудиозапись.
- Амалия была одарена редкостной, уникальной красотой. Ею восхищались позднее такие разные люди, как Гейне (он назвал ее «Божественной Амалией», «сестрой» Венеры Медицейской), Пушкин, Бенкендорф, Николай I. Баварский король Людвиг I заказал портрет Амалии для собираемой им галереи европейских красавиц.
До нас дошли неясные сведения о драматических перипетиях начала 1825 года, когда Тютчев едва не оказался участником дуэли (неизвестно с кем, но явно в связи со своей любовью к Амалии) и должен был уехать из Мюнхена (в мае 1825 года), уволившись в отпуск.
За время отсутствия Тютчева Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном А. С. Крюднером, который тогда же стал понимать, что Амалия Максимилиановна, симпатизируя ему, стремилась к богатому и знатному замужеству, Тютчев все же был потрясен, узнав о ее браке. Возможно, что Теодор (имя Тютчева на немецкий манер) просил руки Амалии, но был резко отвергнут ее родней, категорически не принявшей чувств самой молодой женщины, которая, как утверждают некоторые источники, из-за этого даже «выплакала все слезы».
- А спустя почти 40 лет, случайно встретившись с ней (в июле 1870 года, когда она была уже во втором браке за графом Н. В. Адлербергом), находясь на лечении в Карлсбаде (ныне Карловы Вары), откликнулся на эту встречу прекрасным стихотворением-воспоминанием, хорошо известным, однако, не по названию «К. Б.», которое биографы Тютчева расшифровали как «Крюднер. Баронессе», а по первой строчке «Я встретил вас – и все былое…»:
Обучение анализу стихотворений
- Стихотворение очень интимное, и поэт в нём рассказывает про то, как воспоминания о прошлом, вызванные новой встречей, оживили его душу, заставили его чувствовать, переживать, любить. В стихотворении он раскрывает свои самые искренние чувства и показывает читателю, как сильно может любить человек.
- Какое время вспоминает поэт? Чувствуете связь с предыдущим стихотворением?
- Почему время золотое?
В) Поэзия Тютчева, посвященная Элеоноре Петерсон.
- Однако все, кто знал о любви поэта к Амалии, были несказанно изумлены, когда буквально через 2 месяца, 21 февраля 1826 года, Тютчев тайно обвенчался с Элеонорой Петерсон, урожденной графиней Ботмер (род Ботмеров принадлежал к наиболее старинным аристократическим родам Баварии), старше его на 4 года, недавно овдовевшей (была замужем за русским дипломатом Александром Петерсоном, умершим в 1825 году), матерью четырех сыновей в возрасте от одного до семи лет. Еще и через два года многие в Мюнхене, по свидетельству Генриха Гейне, не знали об этой свадьбе (юридический брак Федора Тютчева с Элеонорой Петерсон состоялся лишь 27 января 1829 года).
Такой странный и поспешный поступок объясняли тем, что Тютчев действовал необдуманно, лихорадочно, стараясь избавиться от страданий, причиненных замужеством Амалии...
Может быть, это было так, но правда и то, что вскоре он сумел полюбить Элеонору и оценить ее скромное достоинство; она стала для Тютчева другом и, как всегда, когда он любил, – источником вдохновения.
О красоте и женственности Элеоноры Федоровны Тютчевой свидетельствуют ее портреты. А о её бескорыстной любви говорят следующие строки:
Г) Поэзия Тютчева, посвященная Эрнестине Дёрнберг.
Однажды на балу, произошла первая встреча поэта с будущей второй женой, баронессой Эрнестиной Дёрнберг. Многое осталось скрытым в истории отношений Федора Ивановича Тютчева с Эрнестиной Дёрнберг. Однако дошедшие до нас письменные намеки и отголоски, отрывки из дневников и фрагменты некоторых стихотворений свидетельствуют о том, что это не было чуждое «взрывам страстей» увлечение, подобное любви-дружбе к «прекрасной Амалии». Нет, это была та самая «роковая страсть», которая, по словам самого Тютчева, «потрясает существование и в конце концов губит его».
В Эрнестине поэт нашел, помимо красоты, ума, блестящей образованности, глубокую духовную близость. Она совершенно затмевала милую и обаятельную, по общему признанию, но неяркую Элеонору...
Есть основания думать, что весной 1836 года роман Тютчева получил некоторую огласку. В явной связи с этим Элеонора Федоровна даже пыталась покончить с собой.
Полюбив, Тютчев уже не умел, не мог разлюбить. Любимая женщина являла для него как бы полнозвучное воплощение целого мира – неповторимое, но все же несущее в себе именно все богатство мира, воплощение.
Тютчев был сердечно привязан к жене, с которой прожил вместе уже более 10 лет и которая стала матерью трех его дочерей. Многое выпало на долю Элеоноры: катастрофа, лишения. Переутомление, глубокое нервное потрясение, от которого Элеонора Федоровна так и не смогла оправиться, и сильная простуда сломили ее и без того хрупкое здоровье. 27 августа (9 сентября) 1838 года она умерла, по словам Тютчева, в жесточайших страданиях.
Смерть жены страшно потрясла поэта. В одну ночь он поседел у ее гроба...
Любить и заставлять страдать - удел Тютчева. Осознание этого тяготило его, ужасало. В такие минуты Тютчев-поэт как бы отторгался от Тютчева-человека.
Как-то он застал Эрнестину сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Машинально брала их в руки и так же машинально бросала их в камин...
- Чтение стихотворения «Она сидела на полу...» (читает студент).
1) Какое чувство вызвало у вас это стихотворение?
2) Какова композиция данного стихотворения?
Д) Поэзия Тютчева, посвященная Елене Денисьевой.
Роман Тютчева с Еленой Денисьевой стал самым сильным в его жизни. Они встретились, когда ей было – 24, ему – 47... и развивался пугающе стремительно!
Через полтора десятилетия Тютчев напишет:
Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю она свою вдохнула,
Как всю себя перелила в меня...
Федор Иванович снял недалеко от Смольного квартиру с видом на Неву, где они встречались. Долгое время никто ни о чем не догадывался.
Но вскоре Елена забеременела. Это ли не позор для Института благородных девиц! Отношения Тютчева и Денисьевой вылились в светский скандал. Жестокие обвинения пали на женщину, которая ради любимого человека пренебрегла и честью, и будущим. Скандал разгорелся в марте 1851 года, почти перед самым выпуском и придворными назначениями. Теперь перед нею навсегда закрылись двери домов, где прежде она была желанной гостьей. Отец ее проклял. От полного отчаяния ее спасала только ее Любовь и привязанность к Тютчеву. Она прощала ему абсолютно все: частые отлучки, постоянную жизнь на две семьи. Об этой любви следующее стихотворение.
- Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи...» - последнее из произведений «Денисьевского цикла». Наверное, никто из русских поэтов, кроме Тютчева, не сумел с такой трагической силой' передать чувства, вызванные утратой любимой. Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е.А. Денисьевой. Смерть любимого человека, подарившего ему последнее блаженство любви, убила в нём даже желание жить, и последние 9 лет он просуществовал под постоянным нестерпимым гнётом мучительного позднего раскаяния.
6. Закрепление.
- Каким вы увидели на уроке Ф.И.Тютчева?
Анализ стихов Ф.И.Тютчева по плану. Использование «Словаря настроений». Чтение наизусть.
7. Домашнее задание.
Сочинение-миниатюра «Моё открытие поэзии Тютчева».