СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был разработан для студентов 1 курса.  Цель урока:познакомить студентов с лирикой Ф.И.Тютчева, изучить факты биографии, совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения, создать благоприятные условия для восприятия поэзии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы»

План занятия


Дата

Группа







  1. Тема программы Русская литература XIX века

  2. Тема практического занятия Ф.И. Тютчев. Сведения из биографии поэта. Стихотворения

Цели урока: познакомить с лирикой Ф.И.Тютчева, изучить факты биографии, совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения, создать благоприятные условия для восприятия поэзии.

  1. Планируемые результаты

- знаний: жизнь и судьба Ф.И.Тютчева; особенности поэзии поэта.

- умений: проникать в подтекст стихотворения, видеть в нём выражение авторской концепции мира; развивать навыки устной речи студентов; обучение умению анализировать, обобщать, соотносить восприятие художественного произведения со своими внутренними нравственными представлениями.

- сформированности компетенций: ОК 3 Способности к анализу и контролю, ОК 4 Способность извлекать и анализировать информацию из различных источников, ОК 7 Понимание целей деятельности, ОК 10 Способность применять знания на практике.

4. Оснащение занятия: презентация; видео-, аудиозаписи романсов на стихи Ф.И.Тютчева; тексты стихотворений (философская и любовная лирика)

Используемые приёмы, методы и элементы пед. технологий: практический, наглядный, словесный, видеометод, демонстрация, наблюдения студентов, показ, объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия, просмотр, проблемная ситуация, обобщение; исследовательские методы, информационно-сообщающий, объяснительный, репродуктивный, объяснительно-побуждающий, частично-поисковый.

Предварительное домашнее задание: выразительное чтение наизусть стихов по выбору студента.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

2. Повторение пройденного.

3. Мотивация.

Звучит мелодия А.Захаренко «Хрустальная мечта».

- Сегодня наш урок – это урок-открытие, урок-исследование. Праздник поэзии. Праздник философии и любви. Потому что они – это источник поэзии. Хочу прочитать вам одно письмо. Это письмо – крик души: “ Я считаю себя человеком ненужным, потому что не могу принадлежать к отживающему поколению, так как я молод. Но не весело мне принадлежать и к новому племени. Почему? Да потому что новейшее время стремится наперекор человеческой природе стать во враждебные отношения к поэзии. Да, наперекор человеческой природе! Потому что в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией. И если этот клапан зарастет – не отворите его, явись хоть второй Пушкин”.

- Как вы думаете, когда написано письмо? (Ответы студентов)

- Да, очень похоже, что нашим современником. Однако человек, написавший это письмо в журнал “Современник” 150 лет назад, верно истолковал роль поэзии в жизни каждого человека – “ отворять душу” для лучших человеческих качеств, побуждений.

Беспокойство за судьбу планеты, тревога по поводу того, что возобладают силы зла и человечество ждет гибель, эти беспокойство и тревога - наиболее устойчивые состояния души поэта.

Он кожей ощущал хаос и мечтал о гармонии, он одним из первых в мировой поэзии предугадал катастрофичность цивилизации. Он всем существом почуял, что мы, земляне, “плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены”. Мы прочитаем у него и о космосе души, о таинствах природы и человека, о необыкновенном, божественном чувстве-любви.

4. Актуализация опорных знаний:

Отмечаем, что с творчеством поэта мы пока знакомы не очень хорошо, но даже по началу нашего разговора можно сделать выводы о том, какие глубокие, разнообразные по темам и настроению стихи писал Ф. И. Тютчев.

- Ваши первые впечатления от прочитанных стихотворений Ф.И. Тютчева?

Видеоролик о жизни Ф.И.Тютчева.

5. Новый материал

А) Жизнь и судьба Ф.И.Тютчева. Философская лирика Тютчева. 

Сопоставительный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Фонтан» и отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «Фонтану Бахчисарайского дворца».

Общее

Различия

Настроение, тропы …

Что видим? Слышим?

Аудиозапись. Чтение диктора стихотворения «Фонтан».

Работа в парах (общее-различия). Заполнение таблицы.

Общее:

1) настроение: любование красотой фонтана сопровождается печальными раздумьями («две розы», «слезы» у Пушкина и, к примеру, «ниспасть», «осужден», «незримо-роковая» в тексте Тютчева.
2) эпитет «живой». Почему два поэта, не сговариваясь, используют один и тот же эпитет? Возможна ли в этих текстах замена слова? Проведем эксперимент, «живой» заменим на «большой». Отмечаем, что рифма не страдает, но использование слова «живой» не только делает художественный образ более ярким, зримым, но и позволяет провести параллель с жизнью человека. 

Различия:

1) у Пушкина образ фонтана слуховой («немолчный говор»), а у Тютчева визуальный (его специфику задает первое слово «смотри»).
2) образ фонтана наполнен различным содержанием: у Пушкина это фонтан слез, «фонтан любви», знак мира чувств, переживаний, души человека; у Тютчева же это «смертной мысли водомет», образ разума, интеллекта человека. Отмечаем, что в этом – специфика творческой манеры Ф. И. Тютчева, поэта-мыслителя, поэта-философа. Это отмечали уже его современники. И. С. Тургенев писал: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию...»

- Проект «Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…» (выступление студента).

Б) Поэзия Тютчева, посвященная Амалии Лерхенфельд. Аудиозапись.

  • Чтение наизусть «К.Б.» Романс. (Выступление студентов).

- Амалия была одарена редкостной, уникальной красотой. Ею восхищались позднее такие разные люди, как Гейне (он назвал ее «Божественной Амалией», «сестрой» Венеры Медицейской), Пушкин, Бенкендорф, Николай I. Баварский король Людвиг I заказал портрет Амалии для собираемой им галереи европейских красавиц.

До нас дошли неясные сведения о драматических перипетиях начала 1825 года, когда Тютчев едва не оказался участником дуэли (неизвестно с кем, но явно в связи со своей любовью к Амалии) и должен был уехать из Мюнхена (в мае 1825 года), уволившись в отпуск.

За время отсутствия Тютчева Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном А. С. Крюднером, который тогда же стал понимать, что Амалия Максимилиановна, симпатизируя ему, стремилась к богатому и знатному замужеству, Тютчев все же был потрясен, узнав о ее браке. Возможно, что Теодор (имя Тютчева на немецкий манер) просил руки Амалии, но был резко отвергнут ее родней, категорически не принявшей чувств самой молодой женщины, которая, как утверждают некоторые источники, из-за этого даже «выплакала все слезы».

- А спустя почти 40 лет, случайно встретившись с ней (в июле 1870 года, когда она была уже во втором браке за графом Н. В. Адлербергом), находясь на лечении в Карлсбаде (ныне Карловы Вары), откликнулся на эту встречу прекрасным стихотворением-воспоминанием, хорошо известным, однако, не по названию «К. Б.», которое биографы Тютчева расшифровали как «Крюднер. Баронессе», а по первой строчке «Я встретил вас – и все былое…»:

Обучение анализу стихотворений

- Стихотворение очень интимное, и поэт в нём рассказывает про то, как воспоминания о прошлом, вызванные новой встречей, оживили его душу, заставили его чувствовать, переживать, любить. В стихотворении он раскрывает свои самые искренние чувства и показывает читателю, как сильно может любить человек.

- Какое время вспоминает поэт? Чувствуете связь с предыдущим стихотворением?

- Почему время золотое?

В) Поэзия Тютчева, посвященная Элеоноре Петерсон.

- Однако все, кто знал о любви поэта к Амалии, были несказанно изумлены, когда буквально через 2 месяца, 21 февраля 1826 года, Тютчев тайно обвенчался с Элеонорой Петерсон, урожденной графиней Ботмер (род Ботмеров принадлежал к наиболее старинным аристократическим родам Баварии), старше его на 4 года, недавно овдовевшей (была замужем за русским дипломатом Александром Петерсоном, умершим в 1825 году), матерью четырех сыновей в возрасте от одного до семи лет. Еще и через два года многие в Мюнхене, по свидетельству Генриха Гейне, не знали об этой свадьбе (юридический брак Федора Тютчева с Элеонорой Петерсон состоялся лишь 27 января 1829 года).

Такой странный и поспешный поступок объясняли тем, что Тютчев действовал необдуманно, лихорадочно, стараясь избавиться от страданий, причиненных замужеством Амалии...

Может быть, это было так, но правда и то, что вскоре он сумел полюбить Элеонору и оценить ее скромное достоинство; она стала для Тютчева другом и, как всегда, когда он любил, – источником вдохновения.

О красоте и женственности Элеоноры Федоровны Тютчевой свидетельствуют ее портреты. А о её бескорыстной любви говорят следующие строки:

  • «Еще томлюсь тоской желаний…» (определение темы, идеи…)

Г) Поэзия Тютчева, посвященная Эрнестине Дёрнберг.

Однажды на балу, произошла первая встреча поэта с будущей второй женой, баронессой Эрнестиной Дёрнберг. Многое осталось скрытым в истории отношений Федора Ивановича Тютчева с Эрнестиной Дёрнберг. Однако дошедшие до нас письменные намеки и отголоски, отрывки из дневников и фрагменты некоторых стихотворений свидетельствуют о том, что это не было чуждое «взрывам страстей» увлечение, подобное любви-дружбе к «прекрасной Амалии». Нет, это была та самая «роковая страсть», которая, по словам самого Тютчева, «потрясает существование и в конце концов губит его».

В Эрнестине поэт нашел, помимо красоты, ума, блестящей образованности, глубокую духовную близость. Она совершенно затмевала милую и обаятельную, по общему признанию, но неяркую Элеонору...

Есть основания думать, что весной 1836 года роман Тютчева получил некоторую огласку. В явной связи с этим Элеонора Федоровна даже пыталась покончить с собой.

Полюбив, Тютчев уже не умел, не мог разлюбить. Любимая женщина являла для него как бы полнозвучное воплощение целого мира – неповторимое, но все же несущее в себе именно все богатство мира, воплощение.

Тютчев был сердечно привязан к жене, с которой прожил вместе уже более 10 лет и которая стала матерью трех его дочерей. Многое выпало на долю Элеоноры: катастрофа, лишения. Переутомление, глубокое нервное потрясение, от которого Элеонора Федоровна так и не смогла оправиться, и сильная простуда сломили ее и без того хрупкое здоровье. 27 августа (9 сентября) 1838 года она умерла, по словам Тютчева, в жесточайших страданиях.

Смерть жены страшно потрясла поэта. В одну ночь он поседел у ее гроба...

Любить и заставлять страдать - удел Тютчева. Осознание этого тяготило его, ужасало. В такие минуты Тютчев-поэт как бы отторгался от Тютчева-человека.

Как-то он застал Эрнестину сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Машинально брала их в руки и так же машинально бросала их в камин...

- Чтение стихотворения «Она сидела на полу...» (читает студент).

1) Какое чувство вызвало у вас это стихотворение?

2) Какова композиция данного стихотворения?

Д) Поэзия Тютчева, посвященная Елене Денисьевой.

Роман Тютчева с Еленой Денисьевой стал самым сильным в его жизни. Они встретились, когда ей было – 24, ему – 47... и развивался пугающе стремительно!

Через полтора десятилетия Тютчев напишет:

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю она свою вдохнула,
Как всю себя перелила в меня...

Федор Иванович снял недалеко от Смольного квартиру с видом на Неву, где они встречались. Долгое время никто ни о чем не догадывался.

Но вскоре Елена забеременела. Это ли не позор для Института благородных девиц! Отношения Тютчева и Денисьевой вылились в светский скандал. Жестокие обвинения пали на женщину, которая ради любимого человека пренебрегла и честью, и будущим. Скандал разгорелся в марте 1851 года, почти перед самым выпуском и придворными назначениями. Теперь перед нею навсегда закрылись двери домов, где прежде она была желанной гостьей. Отец ее проклял. От полного отчаяния ее спасала только ее Любовь и привязанность к Тютчеву. Она прощала ему абсолютно все: частые отлучки, постоянную жизнь на две семьи. Об этой любви следующее стихотворение.

  • Выразительное чтение «О, как убийственно мы любим…»

- Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи...» - последнее из произведений «Денисьевского цикла». Наверное, никто из русских поэтов, кроме Тютчева, не сумел с такой трагической силой' передать чувства, вызванные утратой любимой. Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е.А. Денисьевой. Смерть любимого человека, подарившего ему последнее блаженство любви, убила в нём даже желание жить, и последние 9 лет он просуществовал под постоянным нестерпимым гнётом мучительного позднего раскаяния.

6. Закрепление.

- Каким вы увидели на уроке Ф.И.Тютчева?

Анализ стихов Ф.И.Тютчева по плану. Использование «Словаря настроений». Чтение наизусть.

7. Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра «Моё открытие поэзии Тютчева».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!