1.Мотивация (самоопределение к деятельности) Цель: -мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; -определить содержательные рамки урока | Включение в деловой ритм. Создание проблемной ситуации. Ребята, прочитайте стихотворение на доске: Будет трудно – крепись! Будет больно – не плачь! Будет ветер – не гнись! Глаз в ладони не прячь! Если грозы – смотри! Если слёзы – сотри! Если страшно – держись! Помни. Жизнь – это жизнь Э. Асадов -Ребята, как вы понимаете смысл этого стихотворения? О чем оно? | Готовятся к работе. Делают вывод, отвечая на проблемные вопросы. Дети приводят примеры из жизни. Делают выводы о том, что это стихотворение о неких правилах поведения, принципах жизни. | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД : ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: -актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; -актуализироватьь мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; -зафиксировать затруднение при выполнении учащимися учебного действия | | Сегодня мы вновь будем говорить о произведении В. Г. Распутина «Уроки французского». - Что является одним из символов школы? -Правильно, это урок. (записывает слово «урок» на доске) -А как вы узнаете, какой урок следующий? -Какое значение имеет слово «урок» в словосочетании «расписание уроков»? Какие еще значения есть у этого слова? -Проверьте свои предположения по словарю. -Назовите главных героев рассказа. -Какие чувства испытывает Лидия Михайловна к главному герою? (доброта, милосердие, сострадание, понимание). -Найдите в словаре значение слова «нравственность». (записывает слово «нравственность» на доске). Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. -Какое произведение мы продолжаем изучать? Кто автор? -Из слов, записанных на доске, сформулируйте тему урока -В каком значении употребляется слово «урок» в данном предложении? -Выскажите своё мнение. -Какие цели нашего урока? Учитель создает проблемную ситуацию. | Учащиеся отвечают на вопросы, размышляют. Выявляют значение слов по словарю. Ребята формулируют тему урока :Нравственные уроки рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» Учащиеся анализируют определение Ожегова. Записывают в тетрадь. Определяют цели урока. | Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения. |
3. Постановка учебной задачи (проблемы) Цель: -организовать коммуникативное взаимодействие на основе анализа прозаического произведения | Давайте сегодня на уроке мы составим своеобразное расписание «нравственных уроков», обсудим поступки героев. Из предложенных эпизодов выберите главные эпизоды, те, которые играют значительную роль в судьбе героев. Расположите выбранные эпизоды в хронологической последовательности. Работать будем по парам. (Учитель раздает на каждую парту раздаточный материал – прил. 1) | Ученики называют главные эпизоды (по очереди по одному варианту): главный герой, драка, повторная драка, дополнительные занятия французским, игра в «замеряшки», беседа с директором, Лидия Михайловна уехала. Располагают выбранные эпизоды в хронологическом порядке. Обосновывают свое решение. | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка. Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, |
4.Практическая работа в группах с проверкой Цель: -показать, какие нравственные проблемы поднимает автор, попытаться вызвать у учеников отклик на эти проблемы в ходе коллективного диалога - тренировать способность к самоконтролю и самооценке; -проверить свое умение применять полученные знания | Дальнейшая работа будет проходить в группах. Учитель делит класс на группы, раздаёт карточки с заданием. (на каждую группу раздаточный материал). Заполняем на доске «расписание» Урок выживания (группа 1) Урок смелости (группа 2) Урок стойкости (группа 3) Урок ответственности (группа 4) Урок самостоятельности (группа 5) Урок доброты (группа 6) Урок совести Для определения последнего урока нашего расписания мы используем прием «Шесть шляп». Ваши одноклассники подготовили небольшую инсценировку одного эпизода «встреча с директором». Каждая группа выбирает шляпу, в зависимости от ее цвета производит анализ данного эпизода. Белая шляпа – факты (инсценировка) Желтая шляпа – позитив (Лидия Михайловна любит вспоминать детство, играть, дурачиться) Черная шляпа – негатив (играть на деньги запрещено) Зеленая шляпа – творчество, идеи (если бы директор не зашел в момент игры, как развивались бы события дальше? (разоблачение неизбежно), мог ли директор не наказывать Лидию Михайловну? (обязан принять меры, как руководитель). Красная шляпа – эмоции (какие чувства испытывают участники этого эпизода?) Синяя шляпа – обобщение (Как мы можем назвать урок, который преподает нам герой?) | Анализируют роль каждого эпизода. Учащиеся работают в группах. № 1. -Какие трудности пришлось преодолевать мальчику на первых порах самостоятельной жизни? -Какие черты характера помогли в борьбе с этими трудностями? -Как мы можем назвать урок, который преподает нам герой? № 2. -Почему мальчик стал играть в «чику»? -Какие качества характера проявил герой во время игры? -Как ведёт себя герой в драке и после неё? Почему его избили? -Как мы можем назвать урок, который преподает нам герой? № 3. -Почему герой опять возвращается к игре? -Почему никому не жаловался на воровство, трудности? -Как мы можем назвать урок, который преподает нам герой? № 4. -Как учительница выясняет, что случилось с героем? Какие чувства испытывает герой? -Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? -Как мы можем назвать урок, который преподает нам герой? № 5. - Мог ли герой вернуться домой в деревню? -Почему отказался от посылки? -Как мы можем назвать урок, который преподает нам герой? № 6. -Почему Лидия Михайловна помогает главному герою? -Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? -Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы? -Как мы можем назвать урок, который преподает нам герой? - Анализ эпизода «игра в замеряшки» с использованием приема «Шесть шляп», подготовленные учащиеся инсценируют эпизод «встреча с директором». Анализируют эпизод в соответствии с цветом шляпы. | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка. Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно следственных связей. Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, инсценировать эпизод, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. |
5.Закрепление изученного материала: Цель: -проверить свое умение применять полученные знания | | Посмотрите, какое «расписание» получилось. Вспомните слова стихотворения, которые мы читали в начале урока. Как вы думаете, что общего в позиции поэта и наших выводах? | Учащиеся анализируют указанные строки, высказывают предположения, делают выводы (строки этого стихотворения можно считать эпиграфом к уроку) | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка. Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно следственных связей. Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. |
6.Рефлексия деятельности Цель: -оценить результаты собственной деятельности | -Подведём итог. -Каковы основные законы доброты? (проверка д/з по статье учебника «Уроки доброты») -Ребята, забыл герой свою учительницу? -А вы всегда помните своих учителей? -Помните ли своего первого учителя? А почему вы его помните? Домашнее задание: -Какой подарок получил герой от Лидии Михайловны? Если бы в посылке, кроме макарон и яблок, лежало письмо, что бы в нем было написано? (мини-сочинение) -Всем спасибо за работу! Учитель выставляет оценки. | Учащиеся делают вывод, что Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала другую жизнь, спасла его, преподала уроки доброты, понимания, сочувствия, любви. Основные уроки доброты: Истинное добро со стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает Добро бескорыстно, и в этом его сила Добро возвращается добром Только следуя этим законам, можно победить зло. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и записывают домашнее задание. | Личностные УУД: смыслообразование ; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные УУД: доказательство |