СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы по теме: "Пейзаж в художественном произведении" (6 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы по теме: "Пейзаж в художественном произведении" (6 класс).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме: "Пейзаж в художественном произведении" (6 класс)»

Урок литературы в 6 классе.


ТЕМА: Пейзаж в художественном произведении


Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Ф.И.Тютчев



Цель урока: показать роль пейзажа в художественном произведении, картине, музыке;

Задачи:

1. Формировать умение соотносить художественный текст и произведение живописи и музыки;

2. Учить определять цель создания пейзажа в художественном произведении;

3. Развивать монологическую речь учащихся; развивать творческое воображение, понятие красоты;

4. Воспитывать интерес к художественному слову через систему заданий, направленных на осмысление содержания текста;

4. Воспитывать любовь к родной природе, родному краю, жизни.


1.

У. Ребята, мир, в котором мы живем, удивителен и прекрасен. В нем кроется множество загадок. Нас окружают предметы, живые и неживые. Одни нам хорошо знакомы, другие не знакомы, третьи, хотя и кажутся знакомыми, но не перестают нас удивлять. К таким можно отнести великий мир природы, удивительный и неповторимый.

Художники, композиторы, писатели не могли оставаться равнодушными к чудесам природы, к ее изменениям, и, конечно же, не раз обращались к ней в своих произведениях.

( Демонстрация слайда)

Можно ли не заметить красоту этих картин природы?!

А мы ведь иногда, читая произведение, не обращаем внимания на описание природы, а порой вообще перелистываем эту страничку, Между тем роль пейзажа в художественном произведении велика.


Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока, эпиграф.

Наша задача сегодня – определить, зачем автор художественного произведения может использовать пейзаж.

2.

Что такое пейзаж?

Пейзаж – описание картины природы в произведениях художественной словесности или изобразительного искусства. (Внимательно прочитайте еще раз определение – можно ли при анализе произведений сказать: автор описывает пейзаж?)- автор создает пейзаж

автор рисует картину природы

Вспомните произведения, с которыми мы знакомились в 5 классе. В каких из них мы встречаем описание природы.

3.

Я рада, что вы вспомнили произведение В.П.Астафьева «Васюткино озеро» (о чем оно?)

Что бы потеряло произведение Астафьева, если бы из него убрали пейзажные зарисовки?

(не знали бы, где происходит действие). Это и есть одно из назначений пейзажа – сформулируйте его.

Запись в тетради: Роль пейзажа:

  1. изображение местности – фон действия;

4.

Но только ли с этой целью использует пейзаж автор?

Найдите на стр.150 (учебник «Литература 5 класс» п/р Курдюмовой Т.Ф.) описание природы. Подчеркните карандашом слова, благодаря которым мы понимаем состояние мальчика. ( от него веяло чем-то чужим). Почему такое слово использует автор?

Природа противостоит герою: сейчас она не сочувствует ему. Более того, в следующем описании антитеза (что это?) нарастает. Докажите это, прочитав следующий отрывок (стр.155) – Лес живет, а ОН (герой)?

Какой вывод о роли пейзажа можем сделать?

  1. передает душевное состояние героя;

5.

Природа живет и развивается по своим законам. Они открываются человеку не сразу, да и не всем!.. А кому?

Дети: Внимательным, тем, кто готов соблюдать ее законы.

У. Не кажется ли вам, что именно такой предстает природа в рассказе «Васюткино озеро»? Она может содействовать герою, мешать – помогать ему, оставаться равнодушной к его действиям.

Прочитайте эпиграф – как вы понимаете слова Ф.Тютчева?

Словом, ОНА – такой же герой произведения.


  1. природа – герой художественного произведения

6.

На прошлом уроке мы читали очерк С.Т.Аксакова «Буран». Вспомним, как автор рисует картину снежной бури. (Ученик читает отрывок наизусть): с помощью каких средств автор передает свое отношение к описываемой картине?

А вот отрывок еще из одного очерка Аксакова, написанного несколькими годами позже.

(ученик читает выразительно отрывок из «Очерка зимнего дня»)

Каково настроение этого отрывка? С помощью каких средств автор достигает этого? (подчеркните).

А теперь отдохнем и насладимся музыкой.

Послушайте два музыкальных произведения: А. Вивальди «Метель» и Г.Свиридова «Вальс метели». Какой из них иллюстрирует первый отрывок, а какой больше созвучен со вторым? Почему?

Разное звучание, разное настроение, а между тем, автор этих пейзажных зарисовок в художественном произведении один – С.Т.Аксаков. Как вы думаете, ПОЧЕМУ столь разное получилось описание, казалось бы, одной картины – снежной метели?

Разное отношение автора, восприятие природы…

Какую же еще роль может играть пейзаж в художественном произведении


  1. передает авторское отношение;

7.

Прочитайте еще один отрывок. Вспомните, из какого произведения он взят.

Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, - с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда . Перепела сотнями гремели кругом, взапуски перекликивались коростели... Герасим не мог их слышать, не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев, мимо которых его проносили сильные его ноги, но он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с темных полей, чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу - ветер с родины - ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой белеющую дорогу - дорогу домой, прямую как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его пути, и как лев выступал сильно и бодро, так что когда восходящее солнце озарило своими влажно-красными лучами только что расходившегося молодца, между Москвой и им легло уже тридцать пять верст...

О каких тяжелых событиях в жизни нашей страны повествуется в рассказе И.С.Тургенева?(крепостное право).

Как вы думаете (чувствуете), зачем Тургеневу такое описание природы – единственное пространное описание природы в рассказе?

Природа согласна с Герасимом, она поддерживает, воодушевляет героя.


Сейчас вы увидите отрывок из фильма «Муму». Удалось ли режиссеру передать замысел автора?

Нет заключительного пейзажа в фильме. Значит, Герасим смирился?...

Каково же назначение пейзажа в рассказе Тургенева?


  1. помогает раскрыть идею произведения.

8.

Посмотрите еще раз записи. Сделайте вывод о роли пейзажа в художественном произведении.


Д.з. Найдите в любом прочитанном вами произведении описание природы, определите роль пейзажа, сформулируйте и запишите ответ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!