Конспект урока по математике в 1 классе (система Л. В. Занкова) учителя начальных классов БОУ г. Омска «Гимназия № 75» Нуриевой Р.М..
Тема: понятие «математическое выражение».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и практическому применению понятия «математическое выражение».
Задачи: актуализировать знания о многообразии групп знаков; организовать деятельность по определению понятия «математическое выражение» и нового способа классификации математических понятий «равенство», «неравенство», «математическое выражение»; отработать навык составления и нахождения числовых выражений среди математических записей.
Результаты: Личностные:
- формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности; формирование познавательного интереса к математической науке; устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
Метапредметные: РУУД, ПУУД, КУУД
- умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение находить способы решения учебной задачи по нахождению математических выражений; формулировать учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью учебной литературы; формировать умение пользоваться различными ИКТ средствами;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; умение работать в малой группе; умение провести рефлексию своих действий на уроке; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
Предметные:
- умение разграничивать понятие «математическое выражение», «равенство», «неравенство»;
- умение составлять и находить математические выражения среди других математических записей.
1. Организационный момент урока.
Цель этапа: развитие умений самооценки готовности к уроку.
Действия учителя на этом этапе: организует работу учащихся с положительным эмоциональным настроем, создает комфортную обстановку. Мотивирует на деятельность.
Действия обучающихся на этом этапе: оценивают свою готовность. Отражает личностную готовность ко взаимодействию, предполагающее общение.
Результат этапа: включение в работу на личностно-значимом уровне по формированию и развитию ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности (ЛУУД).
2. Актуализация знаний.
Цель этапа: актуализация знаний о многообразии групп знаков.
Учитель создает ситуацию по определению групп знаков. На интерактивной доске расположены картинки различных знаков: дорожные знаки, знаки действий, знаки сравнения, цифры, буквы, знаки препинания.
- Как одним словом можно назвать то, что вы видите?
- Знаки.
Учитель организует наблюдение детей за ходом выполнения задания, организует коллективную дискуссию, подводящую к тому, что существует различные варианты группировки знаков.
- На сколько групп можно разделить все знаки?
- На две группы можно разделить.
- А я думаю, на 6 групп.
(возникает диалог, где каждый ребенок доказывает свое мнение)
- На две: знаки, относящиеся к математике и другие.
- На 6 групп: дорожные знаки, знаки действий, знаки сравнения, цифры, буквы, знаки препинания.
- Какие знаки связаны с математикой?
- С математикой связаны знаки цифр, знаки действий, знаки сравнения.
Результат этапа: знание способа классификации групп по общему признаку. Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Оценивание выполнения собственной работы по предъявленному на доске результату.
Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности (ЛУУД).
Умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия (РУУД).
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; формировать умение пользоваться различными ИКТ средствами (ПУУД).
Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером (КУУД).
3. Постановка учебной задачи.
Цель этапа: организация работы по представлению темы и цели урока.
Учитель организует и управляет ситуацией целеполагания. Мотивирует учащихся на дальнейшую работу.
- Эти математические знаки вы увидите и на с. 46 в учебнике. Рассмотрите страницу, на которой мы будем сегодня работать. Сформулируйте тему вашего урока.
- Тема урока «Выражение».
- Как вы поняли, что тема урока «Выражение»?
- На с.46 жирным шрифтом написано «Выражение», поэтому я догадался, какая тема будет сегодня.
- На какой вопрос вы хотели бы получить ответ на уроке?
- Что такое выражение?
- Как связано с математикой выражение?
- Сформулируйте цель нашего урока.
- Узнать, что такое выражение.
Результат этапа: самостоятельное определение темы и цели урока.
Формирование познавательного интереса к математической науке (ЛУУД).
Формулировать учебную задачу (РУУД).
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (ПУУД).
Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения (КУУД).
4. Открытие нового знания.
Цель этапа: организация деятельности по определению понятия «математическое выражение» и нового способа классификации математических понятий «равенство», «неравенство», «математическое выражение»
Учитель организует деятельность по наблюдению за математическими записями.
На интерактивной доске расположена группа равенств и группа неравенств. По ходу дискуссии открывает названия групп.
9-53 4+2=6
7-3
1+4
62 5=5
- Как называются записи каждой группы? Почему их так называют?
- Первая группа – это неравенства, потому что в этих записях есть знаки сравнения «больше», «меньше». Вторая группа – это равенства, потому что в этих записях есть знак «равно».
На интерактивной доске открывается следующая запись:
4+1 6-3 4+2
1+2 7-4 3-2
5+2 8-5 6+1
- Как можно назвать эти записи, одним словом? Можно ли назвать суммой? Разностью? Почему?
-Мы не можем назвать эти записи ни суммой, ни разностью. Скорее это примеры. Или просто математические записи.
- Я не знаю, как можно одним словом назвать.
- Может быть это выражение?
- Да, такие записи называются числовыми выражениями или математическими.
Вы слышали когда-нибудь слово «выражение»? Что оно означает?
Учитель организует работу с дополнительной справочной литературой (С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» с. 117)
- Где можно уточнить значение понятия «выражение»?
- Можно узнать в толковом словаре, в интернете.
Учитель организует деятельность учащихся по формулировки понятия «математическое выражение».
- Итак, перед нами числовые выражения. Чем они похожи? Чем они отличаются от равенств и неравенств?
- Можете ли вы сформулировать свой вывод , что же такое числовое выражение?
Ученики самостоятельно формулируют понятие «математическое выражение», сравнивают с выводом в учебнике на с. 46 № 104.
Учитель задает значимый вопрос на осознание обучающимися ценности учебной литературы, как ориентира в поиске необходимой информации для выполнения учебных заданий.
- Наш вывод и вывод в учебнике совпадают. Зачем тогда нужен учебник?
Ученики формулируют вывод о значимости учебной литературы.
Результат этапа: совместное решение проблемы по определению понятия «математическое выражение».
Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности; формирование познавательного интереса к математической науке; устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач (ЛУУД).
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (РУУД).
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью учебной литературы (ПУУД).
Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; умение провести рефлексию своих действий на уроке; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером (КУУД).
Умение разграничивать понятие «математическое выражение», «равенство», «неравенство» (предметный результат).
5. Первичное закрепление.
Цель этапа: организация практической деятельности с использованием новых знаний.
Учитель предлагает самостоятельную работу по решению практической задачи на составление математических выражений.
- Напишите в тетради 4 выражения.
Ученики выполняют задание, опираясь на новые знания. Осуществляют взаимопроверку в паре.
Результат этапа: положительная мотивация, осознание значимости полученных знаний в практической деятельности.
Умение работать в малой группе; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером (КУУД).
Умение составлять математические выражения (предметный результат).
6. Обобщение и систематизация знаний.
Цель этапа: закрепление полученных знаний.
Учитель организует работу учащихся по закреплению знаний.
На интерактивной доске появляется герой Незнайка, записи 3=3, 84.
- Незнайка выполнил задание «Написать выражения» так: 3=3, 84. Согласны ли вы с ним? Как можно исправить записи, чтобы получились выражения?
-Найдите значения получившихся выражений.
- Можно ли назвать получившиеся записи выражениями? Почему?
- Получились равенства, потому что есть знак «равно».
Организует игру «Да. Нет». На интерактивной доске показываются различные математические записи. Если появляется числовое выражение, дети говорят: «Да». Если это не числовое выражение: «Нет».
Ученики на этом этапе урока анализируют записи на доске. Высказывают свои мнения, доказывают. Работают на интерактивной доске, исправляя ошибки Незнайки.
Находят значения выражений, делают вывод. Играют в игру, если ошибаются, то исправляют ошибки, доказывая свое мнение.
Результат этапа: применение полученных знаний в практической деятельности.
Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности (ЛУУД).
Умение находить способы решения учебной задачи по нахождению математических выражений (РУУД).
Формировать умение пользоваться различными ИКТ средствами (ПУУД).
Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения (КУУД).
Умение разграничивать понятие «математическое выражение», «равенство», «неравенство»; умение составлять и находить математические выражения среди других математических записей (предметный результат).
7. Рефлексия.
Цель этапа: формирование ценностного отношения к совместной деятельности.
Учитель создает ситуации для осмысления всей работы на уроке.
- Что нового узнали на уроке?
- Что особенно понравилось?
- Определите свою успешность на уроке.
Ученики высказывают свои мнения, доказывают. Оценивают свою успешность на уроке в световом спектре: я понял тему урока – зеленая карточка, я не все понял – желтая карточка, я ничего не понял – красная карточка.
Результат этапа: осознание ценности полученных знаний, определение успешности на уроке.
Устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач (ЛУУД).
Умение провести рефлексию своих действий на уроке (КУУД).