Мурасулова Г.Б.
учитель начальных классов
школа - лицей № 27
г. Астана
Предмет: Математика.
Тема: « Марафон по дорожке Знаний»
Цель: Систематизировать знания учащихся по теме «Внетабличное умножение и деление».
Задачи:
1. Учить осознанно, применять алгоритм решения примеров, умение действовать по формуле.
2. Способствовать развитию когнитивного мышления, логики, внимания, математической речи; активизировать познавательную деятельность, расширение кругозора учащихся.
3. Прививать интерес к предмету, воспитывать положительную мотивацию, коммуникативные навыки.
Оборудование: индивидуальные карточки, набор геометрических фигур, алгоритм, формулы.
Ход урока.
I. Ориентировочно – мотивационный этап.
Постановка учебной задачи, темы урока.
- Я задумала число, если его умножить на 6 , а затем вычесть 20 , и разделить на 2 и прибавить 95 , то получится 100. Какое число я задумала? Работа в парах по опорной схеме методом обратной операции учащиеся находят ответ.
- Да, это число 5! Я думаю, все сегодня получат оценку «5».А тема урока: « Математический марафон».
-Ваши ассоциации со словом «марафон». Где вы встречались, слышали?
Толковый словарь С.И. Ожегова дает определение: «Марафон-это древнее селение в Греции; марафонский бег – в легкой атлетике бег на дистанции; название и дистанция связаны с легендой о воине, который пробежал из Марафона в Афины (около 40 км) с вестью о победе греков».
II. Актуализация ранее изученного материала.
Работа с учебным материалом.
1. Минута чистописания. Устный счет.
а) Запишите цифру 5 и выполните операцию +5, т.е. каждое число увеличить на 5.
5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50.
- Что вы можете сказать о записанных числах? (кратны 5)
б) Устно каждое число умножить на 5,записать ответ.
25,50,75,100,125,150,175,200,225,250.
-Как вы выполняли умножение двузначного числа на однозначное число?
-Как «круглое» число умножить?
2.Индивидуальная работа у доски. Проверка в группах с комментированием приема.
23 . 3= 69:3= 14 . 5= 70:5=
15 . 6= 90:6= 31 . 2= 62:2=
42 . 5= 210:5= 75 . 6= 450:6=
Повторение:
(а+в) . с=а . с+в . с - Чтобы сумму умножить на число, можно каждое слагаемое умножить на это число и полученные произведения сложить.
(а+в) : с=а : с+в : с – Чтобы сумму разделить на число, можно каждое из слагаемых разделить на число и полученные частные сложить.
3. Работа в группах.
- Как выполнить внетабличное умножение и деление?
Вывод сформулировать по составлению диаграммы Эйлера-Венна, начиная с общего.
Выбор спикеров от каждой группы, заполнение диаграммы на отдельных листах.
4. Работа в паре.
Вычисли, расположи ответы в порядке возрастания.
10 3 =------ Р
6 3 = ------ Е
4 3 = ------ Й
7 2 = ------ Э
9 2 = ------ Л
Квадрат числа - произведение двух одинаковых множителей.
Куб числа – произведение трех одинаковых множителей.
Проверка:
49
|
64
|
81
|
216
|
1000
|
Э
|
Й
|
Л
|
Е
|
Р
|
Леонард Эйлер – ученый математик, физик, астроном, оказал значительное влияние на развитие науки, вывел много формул.
5. Сбор ассоциаций к слову «формула».
- выражение - нахождение неизвестного
- равенство - задача
- подсказка - величина
- путь, ключ к решению
Вывод определения – формула.
6. Решение задач, вывод формул.
- Где в жизни могут пригодиться знания кубов и квадратов?
- Какие геометрические фигуры вы знаете? (плоскостные, объемные на слайдах)
Задача 1) Найди площадь квадрата со стороной 5 см. Запиши формулу.
- Что мы знаем о квадрате? Что такое площадь? Как найдем?
Sкв. = а . а=а2
5 . 5 = 52 = 25 см2
Задача 2) Дан куб с ребром 5 см. Найди объем куба. Запиши формулу.
- Что мы знаем о кубе? Что такое объем? Как найдем?
Vк. = а .а .а=а3
5.5.5=53=125 см3
- Как пригодились нам знания квадратов и кубов? – упрощенная запись формул: Sкв.=а2 Vк.=а3
Формулы часто помогают решать задачи. Рассмотрим, как можно использовать формулы для решения задачи на нахождение периметра прямоугольника, способ решения алгебраический – уравнением.
Задача 3) Периметр прямоугольника равен 80 м, а его длина – 24 м. найдите ширину прямоугольника. Запишите формулу.
- Что мы знаем о прямоугольнике? Что такое периметр?
Используем формулу (а + в) . 2 = Р
Подставим известные величины в формулу
( 24 + в ) . 2 = 80 - Решаем уравнение
24 + в = 80 : 2
24 + в = 40
в = 40-24
в = 16 м – ширина прямоугольника.
- Кто может записать формулой, как найти ширину прямоугольника?
в= Р : 2 – а
III. Рефлексивно – оценочный этап.
Подведение итога урока.
Заполнить лист – опросник:
1. Чему научился? 2.Что хочу узнать? 3.В чем я еще затрудняюсь? Самооценка Домашнее задание: Составить и решить задачи по изученным формулам.