Тема урока: «Повторение и закрепление по теме «Вычисления в пределах 20»
Цель урока: актуализация приобретенных знаний по теме: «Сложение и вычитание в пределах 20».
Задачи урока:
1. Дидактические, образовательные:
-проверить вычислительные навыки учащихся.
-обеспечить в ходе урока повторение и закрепление пройденного материала;
2. Коррекционно-развивающее:
-коррекционно-логического мышления на основе упражнений в анализе – синтезе;
3. Стимулирование развития у учащихся познавательного интереса с помощью проблемных заданий;
4. Воспитательные:
-воспитание интереса к математическим операциям;
-формирование мотивации к учению.
Оборудование урока:
Иллюстрации к сказке «Гуси – лебеди, демонстрационный геометрический материал, карточки с буквами и цифрами. У учеников цветные карандаши, индивидуальные карточки обратной связи, счётный материал.
Ход урока
1. Орг. момент
Дети стоят около учителя.
- Ребята, кто из вас любит сказки? Все? Я так и думала. Сегодня я приглашаю вас в одну из них. А в какую сказку, мы сейчас с вами узнаем. Посмотрите на эти иллюстрации и попробуйте отгадать название сказки. (учитель вывешивает на доску изображения героев сказки, среди которых гуси – лебеди, печка, яблоня, лиса, речка, баба-яга, девочка, мальчик. Дети отгадывают название русской народной сказки «Гуси-лебеди», находят лишнего героя (лиса), объясняя, что среди героев этой сказки лисы нет).
- А теперь, друзья, подойдите к партам. Чтобы попасть в сказку, нам нужно посчитать. Считаем по очереди от 1 до 13 и запоминаем свои номера. (по количеству детей в классе).
- Вы запомнили свои номера? Кто внимательный? Сядет на своё место: 10-й, 2-й, 5-й, и т.д
2. Постановка темы и целей урока.
-Вот мы и в сказке. А как вы думаете, это будет простая сказка или математическая?
- Конечно математическая сказка, ведь у нас урок. А раз мы на уроке, давайте, определим его тему. Расшифруйте слово, решив примеры которые записаны на доске. (дети решают примеры, вставляя вместо цифр буквы: на доске открывается слово, дети читают название темы: повторение)
7+10 | О | 16+0 | Т |
10+4 | Е | 10-0 | В |
16-10 | П | 13-13 | Р |
14+1 | И | 20-1 | Н |
П | О | В | Т | О | Р | Е | Н | И | Е |
6 | 17 | 10 | 16 | 17 | 0 | 14 | 19 | 15 | 14 |
- Если у нас такая тема, то чем же мы будем заниматься на уроке, как вы думаете?
- Конечно же, будем считать, решать примеры, задачи, но ведь мы с вами в сказке. Помните, как гуси-лебеди унесли братца? Побежала девочка искать его. Она просила помощи у печки, яблони, речки. Но прежде чем помочь девочке, они просили её исполнить их желание. Девочка, конечно, спешит, торопится, ей трудно эти задания выполнять. А нас много, давайте девочке поможем. В конце урока мы и узнаем, спаслись ли дети от гусей-лебедей и бабы-яги, хорошо ли мы им помогали, и кто из вас старался лучше других.
- Откройте все тетради. Запишите число. Вы видите, в тетрадях у вас лежит листок. Это лист самооценки. При выполнении задания вы будете себя оценивать, за правильно выполненное задание ставите +, а за не правильно выполненное задание ставите - .
- Для этого сядем за партами правильно, посмотрите, правильно ли у вас лежит тетрадь?
3. Работа по теме.
Первое задание: Игра на развитие памяти. Повторение знаний о периметре фигур.
- Бросилась девочка догонять Гусей-лебедей. Бежала, бежала, увидела, стоит печка. Она говорит: «Печка-матушка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?» А печка отвечает: «Выполни моё задание – скажу»! Девочка отвечает: «Некогда мне, надо братца выручать»!
- Ребята, а давайте мы ей поможем? Посмотрите, какие пирожки испекла печка. На какие геометрические фигуры похожи пирожки, какого они цвета и в какой последовательности они расположены. ( белый - квадрат, синий - треугольник, красный -круг, зелёный – овал и др.). Закройте глаза, я изменю последовательность. Что изменилось? (Учитель открывает фигуры на доске. Дети сравнивают.)
- Давайте определим периметр: 1 ряд – квадрата, 2 ряд – треугольника, 3 ряд – прямоугольника. (учитель подписывает стороны в см)
-Что такое периметр и как его вычислить?
-Кто выполнил правильно возле цифры 1 ставит знак +, а кто допустил хотя бы одну неточность ставит - .
Второе задание: Игра на развитие внимания. Сложение и вычитание в пределах 20.
- Показала печка девочке дорогу побежала она дальше. Бежала, бежала, видит, стоит яблонька. Девочка говорит: «Яблонька-матушка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели»? А яблонька отвечает: « Выполни моё задание – скажу»! «Некогда мне», - говорит девочка. Ребята, надо выручать нашу девочку. Соберите яблоки с яблони, на обратной стороне вы найдёте выражения на сложение и вычитание. Надо найти значение выражений. Но в тетрадь записать только те выражения, значение которых равно 10: 13-3, 18-8, 9+1, 16-4, 7+2, 12+3 ( проверка задания, дети оценивают свою работу).
Третье задание: Решение задач.
- Дальше бежит девочка. Течёт на её пути молочная река кисельные берега. Она говорит ей: «Молочная река кисельные берега, скажи, куда Гуси-лебеди полетели»? «Выполни моё задание скажу», -говорит река.
- Надо решить задачу. Запишем в тетради. На листьях кувшинок сидели 19 лягушек. Прилетела цапля и спугнула их, 6 лягушек прыгнули в воду. Сколько лягушек осталось на листьях кувшинок?
-Что известно в задаче? Что нужно узнать? Каким действием?
(проверка работ, самооценка).
Четвёртое задание: Задание на развитие логического мышления.
- Подбежала девочка к избушке на курьих ножках, об одном окошке, кругом себя поворачивается. На крыше её сидят Гуси-лебеди. Только их лапы видны. Посчитала девочка лапы, их оказалось 6. сколько у Бабы-яги Гусей-лебедей, если 6 лап торчат? Запишите количество гусей себе в тетрадь. Зашла в избушку, а там Баба-яга сидит Иванушке вопросы задаёт. Из-за куста торчат 8 ушек. Там спрятались зайчики. Сколько зайчиков спряталось? Ответ запишите себе в тетрадь. Из будки торчат хвостики всех щенков. Сколько щенков в будке, если мы видим 7 хвостиков? ( проверка задания, самооценка: 3,4,7).
Физминутка.
- Отвернулась Баба-яга, девочка подхватила братца на руки и побежала. Баба-яга за ними в погоню Гусей-лебедей отправила. Сестра с братцем бежит, торопится. Пока они бегут, давайте мы с вами встанем и отдохнем. Проведем физкультминутку:
Это – правая рука
Это – левая рука
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река.
Обернулись мы, и вот
Стало всё наоборот.
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?
Солнце глянуло в окошко…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
Пятое задание: Повторение темы увеличить на, уменьшить на.
- Подбежала девочка с братцем к молочной реке и просит её: «Молочная река, спрячь нас»! река отвечает: «Ответь на мой вопрос тогда спрячу». По реке плывут числа, увеличь каждое число на 2, запиши полученные выражения в тетрадь и найди значение выражений: 14, 17, 12, 15
- Какие числа чётные? Нечётные? Почему?
- Если к чётному числу прибавить 2, какое число получится?
-Если к нечётному числу прибавить 2, какое число получиться?
( проверка, самооценка).
- Спрятала река ребят Гуси-лебеди мимо пролетели, не заметили их. Выбежали дети, бегут дальше. Гуси-лебеди увидели их, летят, вот-вот догонят.
Шестое задание: Развитие навыка устного счёта.
- Бегут дети, видят яблонька стоит. Девочка просит: «Яблонька спрячь нас с братцем»! А яблонька отвечает: « Выполни моё задание, спрячу».
-Надо посчитать вместе с ёжиком в пределах 20. Какие правила счёта нам пригодятся? (интерактивное задание)
- Полученные ответы записать в тетрадь. (проверка, самооценка).
- Заслонила яблоня детей ветвями. Гуси-лебеди не увидели их, пролетели мимо. Дети выскочили и побежали дальше.
Седьмое задание: Повторение знаний о площади.
- Бегут дети, Гуси-лебеди вот-вот догонят. Подбегают они к печке и просят, чтобы она их спрятала. Но печка опять приготовила для деток задание. Сейчас мы будем работать в парах. Давайте вспомним правила работы в паре: 1. Работать должны оба. 2.Один говорит, другой слушает. 3.Если не понял, переспроси.4. Своё несогласие высказывай вежливо.
- Определите площадь какой полянки больше? Докажите. ( проверка, самооценка).
4. Итог урока:
- Наш урок подошёл к концу. Вам понравился урок?
-Давайте вспомним какие цели вы ставили перед собой в начале урока?
- Какое задание для вас было самым сложным?
- Какое задание было самым интересным?
-А теперь оценит свою работу: Если у вас получилось 5,6,7 плюсов, нарисуйте улыбающийся смайлик. У кого меньше плюсов – нарисуйте смайлик серьёзный. Что это значит?
-Спасибо за урок!
(Учитель собирает тетради и листы самооценок, проверяет, анализирует объективность ребят).