План – конспект урока математики в 6 классе.
Класс: 6.
Предмет: математика.
Учебник: Виленкин Н.Я. Математика 6.- М.: Мнемозина, 2007.
Название раздела, тема: Повторение. Действия с положительными и отрицательными числами.
Составила: учитель математики Ряднова Валентина Ивановна, МБОУ « Ржевская ООШ»
Тема урока: Повторение. Действия с положительными и отрицательными числами.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Форма проведения урока : Урок- сказка
Цель: Повторить и закрепить знания и умения учащихся выполнять все действия с положительными и отрицательными числами.
Задачи урока:
• совершенствование вычислительных навыков учащихся при всех действиях с положительными и отрицательными числами ;
• развитие мотивации в обучении, любознательности, активности, самостоятельности и познавательного интереса учащихся.
Воспитание целеустремленности при достижении поставленной цели, ответственности за результаты своего труда, уважения к мнению товарищей, доверительного отношения, чувства взаимопомощи, поддержки.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты.
Познавательные:
сформированность познавательных интересов, направленных на поисковую деятельность;
умение работать с различными источниками информации, включая цифровые;
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
Коммуникативные:
сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;
умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
Учебное оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.
Ход урока.
I. Организационный момент
Учитель приветствует детей, называет дату.
Французский писатель 19 столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно весело…. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»
Пусть эти слова послужат девизом сегодняшнего урока.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Для того чтобы вы определили тему и цель нашего занятия, давайте немного вспомним:
Какие числа называются противоположными?
Что называется модулем числа?
Чему равна сумма двух отрицательных чисел?
Чему равна сумма двух чисел разных знаков?
Как умножить два числа с разными знаками?
Как умножить два отрицательных числа?
Чему равно частное двух отрицательных чисел?
Чему равно частное двух чисел разного знака?
Итак, определите тему нашего занятия:
- Повторение по теме « Все действия с положительными и отрицательными числами».
III. Актуализация знаний учащихся
Ребята, сегодня у нас опять не обычный урок. Урок-сказка.
« Горят причудливые краски,
И, как ни мудра голова
Вы всё-таки поверьте сказке,
Сказка всегда права »
Э.Асадов.
Вы знаете, что сказочные короли, черти, бабки-ёжки и прочие злодеи неистощенны в придумывании разнообразных преград и препятствий на дорогах, ведущих к счастью. Герою сказки приходится проявлять находчивость и храбрость. Выбирать на перекрёстке лучшую из трёх дорог, строить дворцы за одну ночь, искать наилучшее решение хитроумных задач.
Мы уже помогали сказочным героям найти своё счастье, помогали им преодолевать препятствия.
Сегодня утром на мой электронный ящик пришло письмо ещё от одного сказочного героя - Золушки.
Вот это письмо:
Здравствуйте, ребята! Вчера вечером мачеха сказала мне: «Мы поедим на бал», - и злорадно добавила: «А ты уберёшь в доме и можешь приехать посмотреть, как мы танцуем, если, конечно достаточно аккуратно и быстро выполнишь вот эти задания». И отдала мне конверт с заданиями. Я выполню любую работу по дому, но в школе я не училась, а в конверте находится домашние задание по математике её дочери, она ученица 6 класса. Ребята, помогите мне! Мне очень хочется попасть на балл.
Я прочитала это письмо до конца. В конверте задания по теме: «Действия с положительными и отрицательными числами»
Ребята, неужели мы оставим Золушку без поддержки? У меня есть предложение помочь ей. Если вы согласны помочь Золушке справиться с заданиями, поднимите руки.
Молодцы, все согласны.
IV. Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме
Задания из конверта.
1.Выполните устно:
120*(-3) + - х :
а) определите знак результата выполненного действия
б) найдите значение выражения.
Ответы:
а) «Знаки » - «+», «+», «-», «-»
б) «Значения выражений» - 117, 123, -360, -40
2. а) Я задумала два числа. Задайте мне только один вопрос и, выслушав мой ответ, скажите, это числа одного знака или разных знаков?
Первый вопрос: Какой знак имеет произведение (частное) этих чисел?
Ответ учителя: произведение (частное) чисел положительное
Ответ ученика: тогда ваши числа одного знака, (вывод, почему?)
Второй вопрос: Какой знак имеет сумма чисел?
Ответ учителя: плюс, (минус)
Ответ ученика: вы задумали два положительных числа (два отрицательных числа) (объяснить почему)
б) Я задумала два противоположных числа, задайте только один вопрос и, выслушав мой ответ, назовите эти числа.
Вопрос: Чему равен модуль этих чисел?
Работа в парах сменного состава
К -1
Сравни числа:
-1,5 и 1,7 -1,5
1,7
-1,5 и -1,7 -1,5
-1,7
1,5 и -1,7 1,5
-1,7
-1,5 и 0 -1,5
0
0 и 1,7 0
1,7
К- 2
Выполни сложение:
2,3+(-6) = 2,3 + (-6) =-(6 - 2,3)=-3,7
-2,3 + (-6) -2,3 + (-6) = -(2,3 + 6) = -8,3
-2,3+6 -2,3 + 6 = 6 - 2,3 = 3,7
-2,3+0 -2,3 + 0 = -2,3
0+(-6) 0 + (-6) = -6
К – 3
Выполни вычитание:
4,5 – 5,2 = 4,5 – 5,2 = 4,5 + (-5,2) = -(5,2 – 4, 5) =-0,7
-4,5 – 5,2 = -4,5 – 5,2 = -4,5 + (-5,2) = -(4,5 + 5,2) = -9,2
5,2 - 4,5 = 5,2 - 4,5 = 5,2 + (-4,5) = 5,2 – 4,5 = 0,7
0 – (-5,2) = 0 – (-5,2) = 0+ 5,2 = 5,2
-4,5 – 0 = -4,5 – 0 = - 4,5 + 0 = - 4,5
К- 4
Выполни умножение:
0,7х 5 = 0,7х 5 = 3,5
-0,7х 5 = -0,7х 5 = -(0,7х 5) = -3,5
-0,7х (-5) = -0,7х (-5) = 0,7х 5 = 3,5
-0,7х (-1) = -0,7х (-1) = 0,7х 1 = 0,7
0 х (-5) = 0 х (-5) =0
К - 5
Выполни деление:
2,4: (-8) = 2,4: (-8) = - (2,4 : 8) = -0,3
- 2,4: (-8) = - 2,4: (-8) = 2,4 : 8 =0,3
- 2,4: 1 = - 2,4: 1 = - 2,4
- 2,4: (-1) = - 2,4: (-1) = 2,4
0 : (-2,4) = 0 : (-2,4) = 0
К – 6
Найдите число:
а) противоположное числу: 0; -3; 5,2; 1
Ответы: 0; 3; 5,2; - 1
б) являющееся модулем числа: 0; -3,1; 5,2; -1
Ответы: 0; 3,1; 5,2; 1
К-7
Выполните действия:
-2,5*3 = -2,5*3= -7,5
-27,9: (-9) = -27,9: (-9) = 3,1
7,1-10= 7,1-10 = -2,9
-8,6+5 = -8,6+5 = -3,6
-15,2 : 10 = -15,2 :10= -1,52
К-8
Найди значение выражений:
0,31 * (-10) = 0,31 *(-10) =-3,1
1,1 – 3,4 = 1,1 – 3,4 = -2,3
4,4 + (-8) = 4,4 + (-8 ) =-3,6
-9,2 –(-3,2) = -9,2 –(-3,2) = -6
-15,3 : 3 = -15,3 : 3= -5,1
Молодцы, ребята, помогли Золушке выполнить задания. Золушка теперь сможет идти на бал, но ей хочется не только смотреть, но и танцевать. А где взять нарядное платье и туфли? Но в сказке ведь всё возможно.
Представьте себе, что вы все стали волшебниками. И каждое выполненное вами задание поможет Золушке одеться в самые красивые наряды и поможет ей приехать на бал.
4. 25 секунд на размышление.
В жизни человека всегда есть минуты, когда ему нужно быстро сосредоточиться, чтобы выполнить какое - либо дело. Для этого нужно быть очень внимательным и находчивым. Я предлагаю вам несколько заданий, на решение каждого отводится 25 секунд. Попробуйте.
Запись на доске.
--- + ---+ --- = -5 2) -2 : ( ) =
3) -9 – ( ) =9 4) 12 и (-4) =
5) -200….200 6) -200…200
1.Даны три числа. Два из них противоположные. Найдите третье число, если сумма всех трёх равна -5.
2. Число -2 разделить на такое число, чтобы частное было противоположно делимому.
3. Запиши число, которое надо вычесть из -9, чтобы получилось 9
4. Между числами 12 и -4 поставьте такой знак действия, чтобы в результате получилось наибольшее число.
5. Ученик записал все целые числа от -200 до 200. У него получилось 400. А у вас?
6. Найдите произведение всех чисел от -200 до 200
5.Работа в группах. Поступила новая информация, но она зашифрована. Давайте попробуем расшифровать эту информацию. Шифровка состоит из двух частей. Чтобы быстрее выполнить это задание я предлагаю поработать коллективно двумя группами.
Первая команда Вторая команда
-7 + 8 = 1 В -9 х 9 = -81 Я
-3 + (-5) = -8 З -15 + (-9) =-24 Х
6 х (-4) =-24 Н 9 -12 = -3 С
4 – (-3) = 7 А 7 + (-8) = -1 И
-18 : (-6) = 3 Н -24 : (-3) = 8 Л
-3 х (-5) = 15 И -8 х (-7) = 56 А
1 | -8 | -24 | 7 | 3 | 15 | -81 | -3 | -1 | 8 | 56 | -24 |
В | З | Н | А | Н | И | Я | С | И | Л | А | Х |
6.Самостоятельная работа. Решить уравнения (дифференцированное задание)
1 уровень: 3(х + 6) = 2(х - 2) 9(х -3) = 5(х + 5)
2 уровень: 5х + 3 = 3х -5 6х + 3 = 8х -5
3 уровень: 2х + 4 = 6 -12 + 5а = 8
Ну, вот и подходит к концу наша сказка. С нашей помощью Золушка побывала на балу, там ей очень понравилось, и она всем понравилась, особенно молодому принцу. Конец сказки будет счастливым и радостным, если вы дома сможете выполнить последнее задание.
Домашнее задание. Из чисел -9, -8, -6, -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3 выберите три числа, но такие, чтобы можно составить верное равенство. Например: 1 +2 = 3
Рефлексия. Золушке бал понравился. А что вы хотите сказать о нашем уроке?