СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математики в ТРКМ 1 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

  УМК «Школа России».   «Число и цифра 0».                                                                                 Урок изучения нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики в ТРКМ 1 класс»

Технологическая карта урока


Предмет: Математика класс: 1

Учитель: Турутина Наталья Александровна

Тема урока

Число и цифра 0.

Авторы учебника

М.И.Моро, С.И. Волкова.

Программа «Школа России»

Тип урока

Урок изучения нового материала.


Целевые установки урока

(для учителя)

Цель: Познакомить с числом и цифрой 0, его ролью.

Задачи:

  • формировать представление о числе 0, умение записывать, изображать на числовом отрезке, выполнять математические операции с 0 (вычитание, сложение, сравнение);

  • развивать вычислительные навыки в пределах 10, мыслительные операции, математическую речь, интерес к изучаемому предмету; закреплять состав изученных чисел;

  • способствовать формированию познавательных, творческих способностей и коммуникативных навыков.

Планируемые результаты

(для ученика)

Предметные

Личностные

Метапредметные

- Умение записывать число 0;

- применение новых знаний в различных ситуациях.

- осознание практической важности числа и цифры 0;

- выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

- формирование положительной учебной мотивации, элементарных навыков самоконтроля;

-формирование калиграфических навыков при письме.


РУУД:

- умение самостоятельно выделять и формулировать тему и цель урока;

- учиться выполнять действия по составленному плану (кластеру);

- учиться отличать правильно выполненное задание от неверного;

- умение анализировать и оценивать свою работу и полученный результат

ПУУД:

- умение использовать научные методы познания;

- наблюдать и сравнивать, делать выводы;

- умение классифицировать объекты; приводить доказательства;

- определять границы знания/незнания;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

КУУД:

- умение слаженно работать в коллективе;

- слушать и понимать речь своих товарищей;

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий: устанавливать очередность действий;

- уважительного отношения к одноклассникам;

- умение строить речевое высказывание в устной форме.


Материально-техническое обеспечение урока

Учебно-методическая литература

  • карточки для самостоятельной работы;

  • опорные таблицы;

  • сигнальные карточки (зелёный/красный);

  • картинки для поощрений

ЦОР

  • АРМ;

  • мультимедийная презентация по теме урока

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)


Самоопределе-ние к учебной деятельности


Итак, друзья! Внимание! Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее – начнём скорей урок.


- Есть такая особая страна! Сегодня мы отправимся в путешествие по ней. Но что это за страна? Послушайте стихи и догадайтесь:

Мы сегодня приглашаем 
Заглянуть в страну чудес,
Где измерим все на свете,
От земли и до небес.

Где столь нового откроем! 
И сокрытого найдем.
Неизвестное раскроем,
Непонятное поймем.

- В какую чудесную страну мы отправимся?


Оценивают свою готовность и настрой на работу.










Страну Математики


Личностные:

-эмоциональный настрой на урок, самооценка готовности к уроку;

-формирование положительной учебной мотивации


Познавательные:

-учебно-познавательный интерес к данному уроку


Коммуникативные:

-слушание учителя;

- умение вступать в диалог (отвечать на вопросы)





Актуализация знаний

- Да, сегодня я приглашаю вас в путешествие по стране "Математика".

-Кто хочет там побывать?

Эта страна состоит из небольших островов, на каждом острове мы будем выполнять задания. Я знаю, что вы все любите математику, и это путешествие будет для вас очень интересным и, конечно, мы узнаем что-то новое, неизведанное! Но на чем мы отправимся в путь?

Загадка:

Ходит город-великан, на работу в океан.

- Итак, мы плывём

на корабле.

- Посмотрите, земля!

-Приглашаю к берегу.

- Спустить якорь.

-Добро пожаловать на «Остров воспоминаний».

  1. -Нас встречает волшебник острова (слайд).

- Ответьте на его вопросы:

1.Сколько солнышек на небе? (1)

2.Сколько глаз у совы? (2)

3.Сколько огней у светофора? (3)

4.Сколько времен года? (4)

5.Сколько пальцев у перчатки? (5)

6. Сколько лапок у насекомых? (6)

7.Сколько цветов у радуги? (7)

8.Какого числа отмечают международный женский день? (8)

9.Эта цифра непростая: не то головастик, не то запятая (9)

- Что это?

- Какие задания можно с ними придумать?

- Молодцы! Вот этим и займёмся…


  1. Индивидуальная работа (на индивидуальных досках работают 2 ученика):

1+3= 2+3=

4-2= 2+2=

3+2= 5-4=

2)Фронтальная работа (с кассой цифр).

- Покажите число, следующее за числом 6? Предыдущее числу 7? Между числами 6 и 8?

- Какое число больше на 1 , чем 7?

- Увеличьте 5 на 1.

- Уменьшите 10 на 1.

- Какие задания вы можете предложить с данными выражениями?

3+5 □ 7-1

- Прочитайте по – разному.

- Сравните. Можно ли не считая поставить знак? Почему?


- Как удобнее посчитать выражение: 3+5? Почему?


- Прочитайте выражение: 3+5 7-1


Проверка индив.работы (учащиеся используют сигнальные карточки).

-Как вы считали эти примеры?

- За правильно выполненную работу ребята получают по цветочку с острова.




(Дети поднимают руки)









Корабль












(Дети отвечают, на экране появляются цифры:

1, 2, 3…… 9)















- Это натуральный ряд чисел.

(Дети предлагают варианты: разделить на чётные/нечётные, поставить в порядке увеличения/уменьшения, составить с ними неравенства, выражения на сложение/вычитание)










- Прочитать, посчитать, сравнить.

(Дети читают выражения с использованием слов увеличить/уменьшить, сумма/разность и др.)

- Нет, т.к. сначала нужно посчитать.

-Удобнее 5+3, т.к. к большему удобнее прибавить меньшее.






- В опоре на знание состава чисел 4,5.













КУУД:

- развития умения использовать простые речевые высказывания для передачи своего мнения.





ЛУУД:

- умение слушать в соответствии с целевой установкой;

-дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.






















ПУУД:

- владеть приемами выполнения прибавления и вычитания чисел 1-10;

-умение классифицировать объекты, наблюдать и сравнивать.





Фиксация затруднения в деятельности

  1. Создание проблемной ситуации:

- А какой ещё знак можно поставить между этими выражениями?

3+5 7-1

- Посчитайте: 3+5 7 – 1= ? (0)


2) Определение темы урока

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Мы сегодня действительно познакомимся с числом и цифрой 0 . Волшебник острова приглашает нас посетить «Кафе открытий».

- Что бы вы хотели узнать о числе 0?

СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА «НОЛЬ»:

- как правильно называть

- как пишется цифра

- где находится на числовом отрезке

-свойства

- как сравнить

- роль в образовании чисел


-Посетим «Кафе открытий» и постараемся найти ответы на свои вопросы.



-«плюс», «минус»






- Знакомство с числом 0.






(Дети высказываются, на экране открываются поочерёдно составные части кластера)


ПУУД:

-определять границы знания/незнания.



РУУД:

умение самостоятельно выделять и формулировать тему урока.


КУУД:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий.


Включение в систему знаний и изучение нового










































Физминутка


1) Работа по учебнику - с. 70

- Посмотрите на рисунок. Составьте рассказ. Задайте вопрос.


-Как бы вы ответили на этот вопрос?

Аналогично по двум другим картинкам:

5-5= 3-1-1-1=

-Как это записать с помощью цифры???

  1. Знакомство с цифрой.

- Вот он, посмотрите на него. Его называют "ноль" или "нуль" и обозначают им "ничто".

Цифра вроде буквы О - Это ноль иль ничего!


- Он обозначается цифрой 0. Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. - На что похожа эта цифра? - Научимся её правильно писать!

-Посмотрите на экран, как «Волшебный карандаш» пишет цифру 0.

Объяснение. Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведём вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведём вверх к началу овала. – Приготовьтесь к письму. Покажите, как правильно сидеть при письме, как правильно держать ручку. - Пишем в воздухе вместе с «Волшебным карандашом». - Откройте пропись на с. 26 и обведите у себя цифру 0 (образец), теперь обведите ноль на строчке и продолжите сами. - Найдите понравившуюся цифру и подчеркните её. - Теперь вернёмся к выражениям на доске и запишем результат – 0. - Итак, теперь мы умеем записывать цифру 0.

- Волшебник острова приглашает нас на прогулку по острову. Но и тут нам нужны знания чисел,
ведь это страна математики. Сколько елочек зелёных, столько выполним наклонов (4). Сколько здесь у нас кружков, столько сделаем хлопков (7). Сколько палочек до точки, столько встанем на носочки (5). Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки (3).

3) Место нуля в числовом ряду. - Продолжаем путешествие по стране математики. Ребята, мы что-то забыли в «Кафе открытий». Что мы ещё не узнали? (Обращение к кластеру).

-Посмотрите на с.70 в учебнике. - Что видите снизу? - Какое место в этом ряду занимает ноль? Почему?

- Обращаю ваше внимание, что 0 не входит в натуральный ряд чисел! Он начинается с 1!

- Итак, мы определили, где стоит число 0 в ряду чисел.

4) Сравнение нуля. На слайде открывается запись: 0

- Как вы думаете, какие числа могут стоять в «окошечке»?

5) Свойства 0. - А теперь давайте исследуем свойства этого удивительного числа.

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ - с. 72, № 1 - Объясните, что обозначают записи под рисунками.

3+0= 3 5+0=5

3-0=3 5-0=5

- Сделайте вывод.

- Запишите в тетрадь.

Аналогично – № 3

0+2=2 0+6=



0+3=3 0+8=

- Сделайте вывод.

- Запишите в тетрадь.

- А как вы думаете, чему будет равно значение этого выражения? Почему?

2 - 2=

- Сделайте вывод.

- Запишите в тетрадь.

- С какими же удивительными свойствами числа 0 познакомились?

- На тарелке было 3 ягоды, пришли дети и съели ягоды. Сколько ягод осталось на тарелке?

-Нисколько не осталось.


(Работают в парах, затем озвучивают свои истории)










- Похожа на баранку, колесо, обруч…






















- Мы научились писать цифру 0.



















- Где находится на числовом отрезке?


- Числовой ряд.

- Перед числом 1, левее него, т.к. это самое маленькое число.









-Неравенство.

(Дети практически проверяют и приходят к выводу, что 0 меньше любого натурального числа.




(К каждой картинке читают соответствующий пример, объясняя, почему так получилось)


- Если к числу прибавить (вычесть) ноль, то получим это же число: а + 0 = а









- Если к нулю прибавить любое число, то получим это же число: 0 + а = а



-Получится 0, потому что после вычитания ничего не осталось.

- Если из числа вычесть то же самое число, то получится 0: а-а=0

(Повторение хором правил сложения и вычитания с 0).

ПУУД:

- формирование умения находить ответы на вопросы;

- умение записывать число 0;

- формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.


ЛУУД:

- формирование калиграфических навыков и навыков самоконтроля.


КУУД:

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий;

- умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них.

































РУУД:

- устанавливать очерёдность действий;

- учиться выполнять действия по составленному плану (кластеру).





КУУД:

- умение слаженно работать в коллективе;

- слушать и понимать речь своих товарищей;

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий,































ПУУД:

- умение использовать научные методы познания;

- наблюдать и сравнивать, делать выводы, приводить объяснения.



Закрепление Самостоятельная работа с самопроверкой


6) Самостоятельная работа (по карточкам). - Продолжаем наше путешествие. Внимание, опасность, мы проплываем рифы! Чтобы наш корабль не сел на мель, нужны полученные знания и умение их применить. Применим наши выводы при решении числовых выражений!

- У каждого из вас лежит «путеводный лист» (карточка) определённого цвета. Постарайтесь правильно выполнить вычисления, чтобы спасти корабль.

ЗЕЛЁНАЯ КАРТОЧКА – сравнить выражения

2-2 2-0 8+0 0+6 9-0 10-1

ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА – заполнить пропуски

8 - =0 0 + = 6

+ 0 =10 9 – 0 =

КРАСНАЯ КАРТОЧКА – придумать и записать 4 примера с числом 0.


-Проверьте себя (слайд). У кого всё правильно, нарисуйте в тетради на полях солнышко.

- Какие примеры составили те, кто работал на красной карточке?

- Какое свойство нуля использовали?

-Молодцы! Вы всё правильно сделали, и наш корабль прибывает в порт города «Заниматики».




























(заслушиваем по 1 примеру)


Дети по опорным схемам повторяют правила:

а + 0 = а

0 + а = а

а-а=0


ПУУД:

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи;

- устанавливать очередность действий.



ЛУУД:

- выбирать действия по достижению цели.


РУУД:

-отличать верно выполненное задание от неверного;

- умение анализировать и оценивать свою работу и полученный результат.


Итог урока

- Проверим, какие вы смекалистые да находчивые. На острове рос высокий дуб. На дубе было 3 ветки, а на каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок росло на этом дереве?

По дороге два мальчика шли и по два рубля нашли. За ними еще четыре идут. Сколько они найдут?

-Каким числом можно обозначить «нисколько»?

- Что сегодня хотели узнать о числе и цифре 0? Что узнали?

- На все ли вопросы мы получили ответ? (обращаемся к кластеру)

- На какой вопрос не ответили?

- На этот вопрос мы ответим на следующем уроке, узнаем, на самом ли деле ноль не значит ничего?

- А теперь попробуем выразить суть нашего урока в синквейне.

- Сегодня говорим о…

- Какой ноль?

- Что с ним можно делать?

- Что вы можете сказать о значении нуля?

- Что же такое 0

СИНКВЕЙН:

Ноль

Пустой, круглый

Вычитать, прибавлять, сравнивать

Не значит ничего!

Число (цифра)

- Кому было интересно в стране «Математике»? - Что вам понравилось на уроке?

- Что вызвало затруднение? - Оцените свою работу на уроке и покажите сигнальную карточку (зелёный - «да»; красный – «нет»):

1. Работал в полную силу

2. Работал хорошо

3. Мог работать лучше

- Мы дружно справились с работой, друзья,

А завтра нас ждут новые каверзы нуля!

- Наше путешествие закончено. Вы были внимательными, активными, справились со всеми заданиями. Я надеюсь, что это путешествие запомнится вам, и вы будете с нетерпением ждать новых приключений.

- Прошу вас к следующему уроку приготовить рисунки о НУЛЕ.





- Нисколько, на дубе яблоки не растут.



- Нисколько….


-Числом 0.

(Дети отвечают в опоре на Кластер).


- Нет, не на все.

- Какова роль нуля в образовании круглых чисел.









О нуле… - Пустой, круглый…

- Вычитать, прибавлять, сравнивать. - Не значит ничего! Число, цифра.













(Дети поднимают руки)

(ответы детей)


























ПУУД:

- применение новых знаний в различных ситуациях.



ЛУУД:

- осознание практической важности числа и цифры 0.




КУУД:

- умение строить речевое высказывание в устной форме.












































ПУУД:

- рефлексия способов/ условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!