Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Мир древности. Далекий и близкий"»
Фокина Лидия Петровна Мир древности: далёкий и близкий окружающий мир, 4 класс
У р о к 36.
МИР ДРЕВНОСТИ: ДАЛЕКИЙ И БЛИЗКИЙ
Цель: ознакомление учащихся с историей древнего Египта, древней Греции и древнего Рима.
Задачи:
Ожидаемый результат:
Учащиеся:
получат представления об истории стран древнего мира: Египта, Греции, Рима;
научатся делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
научатся готовить проекты-сообщения.
Используемые учебные технологии:
проектные технологии;
здоровье сберегающие технологии;
личностно-ориентировочные технологии (разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, сотрудничество);
коммуникативные технологии;
информационные технологии.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся в мир древности. Узнаем о самых древних цивилизациях.
II. Проверка домашнего задания.
Задания по карточкам.
тест «первобытные люди»
1. Первый ученый-историк – это:
а) Геродот; в) Ломоносов. б) Ньютон;
2. «Следы» древнейших людей обнаружены:
а) в Азии; в) Африке; б) Австралии; г) Антарктиде.
3. Мужчины охотились:
а) на слонов; в) львов. б) мамонтов;
4. Первобытные люди жили:
а) группами; б) в одиночку.
5. Ученые, которые ведут раскопки, – это:
а) математики; в) астрономы. б) археологи;
О т в е т ы: 1(а), 2(а, в), 3(б), 4(а), 5(б)
III. Изучение нового материала (проекты-сообщения)
Учитель: Сегодня мы с вами будем учиться готовить проекты-сообщения. Для этого мы разделимся на три группы (по рядам). Каждая группа будет готовить сообщение об определённой стране. Например, 1 ряд – готовит сообщение о древнем Египте, 2 ряд – о древней Греции, 3 ряд – о древнем Риме. Помогут Вам в этом карточки с вопросами и материал учебника. Ваша задача ответить на вопросы, а затем составить и рассказать главное о стране.
Работать будем так: сначала каждый индивидуально читает и отвечает на вопросы, затем вы это обсуждаете группой из 4 человек, затем всем рядом. Выбираете одного человека из группы, который будет рассказывать о стране.
Дети работают индивидуально, несколько минут, затем по команде учителя объединяются в группы по 4 человека, затем по команде объединяются всем рядом.
IV. Закрепление изученного материала. Виртуальная экскурсия.
Учитель добавляет ту информацию, которую дети выпустили или не нашли в учебнике.
Древний Египет (с. 8 - 9)
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1 | Когда появилось Египетское царство? | |
2 | Где возникло Египетское царство? | |
3 | По мнению египтян, кто управлял миром? | |
4 | На кого были похожи боги египтян? | |
5 | Как называли бога солнца? | |
6 | Как изображался бог солнца Ра? | |
7 | Как называли бога воды? | |
8 | Как представлялся Себек? | |
9 | Как называли бога мудрости, счёта и письма? | |
10 | Как обычно изображали Тота? | |
11 | Что ещё относят египтяне к дарам Тота? | |
12 | Как писали египтяне? | |
13 | Что умели возводить древние египтяне? | |
14 | В честь кого строили храмы? | |
15 | А что такое пирамиды? | |
Древняя Греция (с. 10 – 11)
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1 | Какой город является столицей древней Греции? | |
2 | Что является сердцем Афин? | |
3 | Что такое Акрополь? | |
4 | Что происходило на Акрополе? | |
5 | Назовите самый знаменитый храм Акрополя | |
6 | Какая скульптура находилась в центре Парфенона? | |
Древний Рим (с. 12 - 13)
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1 | Назовите дату основания Рима | |
2 | Назовите древние постройки в городе Риме, которые сохранились до наших дней. | |
3 | Какой город в древности был погребён под толстым слоем пепла? | |
4 | При извержении какого вулкана город Помпеи был погребён под толстым слоем пепла? | |
У ребят получаются примерно вот такие ответы:
Древний Египет (с. 8 - 9)
№п/п | Вопрос | Ответ |
1 | Когда появилось Египетское царство? | Примерно 5.000 лет назад |
2 | Где возникло Египетское царство? | На берегах реки Нил |
3 | По мнению египтян, кто управлял миром? | По мнению египтян, миром управляли боги. |
4 | На кого были похожи боги египтян? | Боги египтян были похожи на животных. |
5 | Как называли бога солнца? | Бог солнца Ра |
6 | Как изображался бог солнца Ра? | Бог солнца Ра изображался человеком с головой птицы. |
7 | Как называли бога воды? | Бог воды и разлива Нила Себек |
8 | Как представлялся Себек? | Себек представлялся в виде человека с головой крокодила |
9 | Как называли бога мудрости, счёта и письма? | Богом мудрости, счёта и письма был бог Тот |
10 | Как обычно изображали Тота? | Изображали Тота обычно в виде человека с головой птицы ибиса. |
11 | Что ещё относят египтяне к дарам Тота? | Египтяне считали, что бог Тот придумал месяцы и годы, научил людей вести счёт времени. Так же к дарам Тота относятся арифметический счёт и письмо. |
12 | Как писали египтяне? | Египтяне писали особыми знаками – иероглифами. В одном случае иероглиф мог изображать и означать какой-то предмет, но в другом случае тот же самый иероглиф мог служить для обозначения одного или нескольких согласных звуков. Знаков для гласных букв в египетском письме не было. |
13 | Что умели возводить древние египтяне? | Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки – храмы (Карнак, Луксор) и пирамиды (Тутанхамона, Хеопса). |
14 | В честь кого строили храмы? | Храмы строили в честь богов. |
15 | А что такое пирамиды? | Пирамиды – это гробницы царей Египта - фараонов |
Древняя Греция (с. 10 – 11)
№п/п | Вопрос | Ответ |
1 | Какой город является столицей древней Греции? | Столица древней Греции - Афины |
2 | Что является сердцем Афин? | Сердцем Афин является Акрополь. |
3 | Что такое Акрополь? | Акрополь – это высокий холм с обрывистыми склонами и расположенный на нём неповторимый архитектурный ансамбль – прекрасное творение древних греков. Акрополем можно было любоваться со всех концов города и со стороны моря. |
4 | Что происходило на Акрополе? | На Акрополе происходили главные события праздника |
5 | Назовите самый знаменитый храм Акрополя | Самый знаменитый храм Акрополя – это Парфенон |
6 | Какая скульптура находилась в центре Парфенона? | В центре Парфенона стояла мраморная статуя богини Афины знаменитого скульптора Фидия. Её высота равнялась 12 метрам. |
Древний Рим (с. 12 - 13)
№п/п | Вопрос | Ответ |
1 | Назовите дату основания Рима | Датой основания Рима считается 753 год до нашей эры |
2 | Назовите древние постройки в городе Риме, которые сохранились до наших дней. | Римский форум – центр общественной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Пантеон – храм всех богов. Колизей – амфитеатр, служи для гладиаторских боёв и других зрелищ, вмещал около 50.000 зрителей. |
3 | Какой город в древности был погребён под толстым слоем пепла? | Город Помпеи |
4 | При извержении какого вулкана город Помпеи был погребён под толстым слоем пепла? | При извержении вулкана Везувий |
8