1.Организационный момент Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; | -Здравствуйте, ребята и гости урока Наверное, в каждом из нас заложено стремление познавать мир. Это стремление связано с ожиданием чего-то таинственного. Мы хотим бесконечно вглядываться в бездонное звездное небо, в неповторимый бег морских волн, в пламя костров. Откуда в нас это? Может, нечто подобное испытывали и путешественники, чьи жизни отделены от нас временем. -Скажите, а вы любите путешествовать? Так вот сегодня мы отправимся с вами в очень далёкое заочное путешествие. А куда узнаете немного позже. | Приветствуют учителя,
Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний Постановка учебной цели. | - Ребята, когда вы отправляетесь в поездку, путешествие, что вы берёте с собой? ( Багаж) Так и нам понадобится сегодня необычный багаж, который нельзя взять в руки, пощупать, поместить в багажник. Что же это за багаж? ( Это багаж наших знаний). Вспомните, как люди путешествуют? (по суше, по морю) Почему люди в древности плавали вдоль берегов? (мало знали об океанах) Вспомните, какие оболочки есть у планеты Земля? Что входит в понятие гидросфера? Молодцы! У вас достаточный багаж знаний и мы можем смело отправиться в путь. Придумайте название вашим кораблям и подпишите фамилию и имя капитана вашего судна. Давайте, определим тему нашего урока. Для этого закройте все глазки и послушайте мелодию (звуки шума моря и крик чаек). (слайд 2 ) Открываем глазки, итак, что же вы представили под эту музыку? (Море, океан) Итак, какова же тема нашего урока? (Мировой океан). Путешествовать мы будем по Мировому океану, а какие географические объекты мы встретим на пути? В океане есть моря, заливы, проливы. Что это такое по отношению к океану? (это его части) Уточняем тему нашего урока… (Мировой океан и его части), Записываем на рабочих листах. Подумайте, какова цель нашего путешествия? Для этого давайте попробуем заполнить маленькие таблички, о том что вы знаете по этой теме и что хотите узнать, а последний столбик пока не заполняем! Я знаю | Я хочу знать | Я узнал | | | | Ребята, а что мы еще не знаем о Мировом океане? Что нам нужно узнать? (Что такое мировой океан? Из чего он состоит? Сколько океанов на Земле и чем они отличаются?) Что вы можете узнать самостоятельно и с помощью чего? (с помощью карты) А что бы вы хотели узнать из сегодняшнего урока? Итак какова цель нашего путешествия? Сформулировать представление о Мировом океане и его частях. | Диалог с учителем.
Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации.
Записывают тему в рабочем листе. Заполняют 1,2 столбики. Озвучивают ответы.
Целеполагание. | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность |
3. Этап изучения новых знаний и способов действий
Поиск информации. | 1. Что такое Мировой океан и каковы его размеры. 2. Сколько океанов на земле и чем они отличаются друг от друга? 3. Из каких частей состоит Мировой океан? 4.Уметь давать характеристику океанам и показывать их на карте). Ребята. Посмотрите на карту: Чего больше на нашей планете «Земля» суши или воды? ( воды) Обратите внимание на диаграмму (слайд3). Какую часть поверхности земли занимает Мировой океан? Можем ли мы поспорить по поводу названия нашей планеты? Предложите свои варианты . Найдите в учебнике на стр. 90 определение мирового океана и выпишите себе на рабочий лист. А чтобы понять с чего начнётся наше путешествие, отгадайте загадку. В сто морей тот великан, Он зовётся……..(океан). Сколько всего океанов? Отправляемся мы в путешествие из нашего города. Посмотрите по карте какой из океанов расположен ближе всего к нам это и будет нашей отправной точкой? (СЛо) Совершая путешествие, все результаты мы будем записывать в таблицу. Название океана | Северный ледовитый океан | Тихий океан | Индийский океан | Атлантический океан | критерии | Площадь | | | | | Средняя глубина | | | | | Какие материки омывает | | | | | Данные о Северном Ледовитом океане мы запишем вместе. Где мы можем найти информацию? Учебник стр. 91, карта. Сейчас каждая ряд поплывет по одному из океанов и результаты своего путешествия будет заносить в таблицу. 1 ряд – Тихий океан, 2 ряд – Индийский океан. 3 ряд - Атлантический океан. После групповой работы мы заслушаем сообщение об исследуемом вами океане. Слушает выступление групп. Сделаем выводы: Какой самый большой самый маленьки1 самый тёплый самый холодный самый глубокий самый мелкий какой океан омывает больше материков? -А теперь откройте контурные карты и подпишите названия океанов Отметьте их границы. Границы океанов проводят по материкам и островам, а в морских просторах условно, по меридианам - А мы продолжаем путешествие. Отгадайте загадку и узнайте, какой следующий объект мы будем исследовать. Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьётся Из него вода не пьётся, Потому что не вкусна- И горька и солона (Море) Найдите в атласе любые моря, покажите их на карте. Попытайтесь самостоятельно дать определение понятию море. Море- часть океана , отделённая от него островами и полуостровами и отличающаяся от остальной части океана свойствами воды (температурой, солёностью) и особенностями растительного и животного мира. Запишите его. Я предлагаю бросить якорь в одном из самых необычных морей Атлантического океана. А чем он уникален расскажет нам Ижик Артем. Продолжаем наше путешествие – Куда же мы двинемся дальше? Для этого вновь загадка. Он ведёт из моря в море
Не широк - всего верста
И в нём как в школьном коридоре,
И шум, и звон и теснота.(пролив)(слайд6)
Найдите в атласе любые проливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию пролив. Пролив - узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей.
Найдите на карте проливы, отметьте на контурной карте. Определите, что они разделяют и что соединяют? А наше путешествие продолжается и вновь загадка.
Он у моря - как язык
Он берега лизать привык,
И пляж в часы он вылизал на диво (залив)
Найдите в атласе любые заливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию залив. Залив – часть водного пространства, глубоко вдающаяся в сушу. Найдите на карте заливы, отметьте на контурной карте. Итак наше путешествие по мировому океану подошло к концу, мы вернулись к точке нашего отправления. |
Работа по диаграмме на слайде Обосновывают название.
Отгадывают загадку Записывают в рабочих листах Работают с текстом учебника Отвечают на вопросы. Заполняют таблицу Отвечают на вопросы Работают с контурной картой Отгадывают загадку слушают Формулируют определение. Сравнивают с определением в учебнике. Записывают определение в рабочий лист Слушают сообщение Отгадывают загадку Работают по карте. Высказывают свои мнения сравнивают с определением в учебники и выписывают в рабочий лист. Показывают на карте. Работа по контурным картам Работа по группам Отгадывают загадку Работают по карте. Высказывают свои мнения сравнивают с определением в учебники и выписывают в рабочий лист. Показывают на карте. Работа по контурным картам Работа по группам | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения). Коммуникативные Регулятивные УУД проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. Личностные: формирование мотивации Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном) Познавательные: анализ, синтез. Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. |
5.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации | Цифровой диктант, -ответить на вопрос письменно( да-1,нет-0, либо ответы цифрой). 2-й по величине океан- Индийский Северный Ледовитый океан омывает берега Антарктиды Саргассово море-это море без берегов Какой цифрой на карте отмечен Берингов пролив? узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей – это пролив Какой цифрой на карте отмечен Гвинейский залив Самый маленький океан – Индийский океан Самый глубокий океан – Атлантический океан Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Ответ: 00191700 В ответе у нас получился год. Что произошло в это году? | Воспринимают информацию. сообщаемую учителем. Выполняют задания письменно в тетради Осуществляют: взаимопроверку | ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. Личностные: формирование мотивации Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном) Познавательные: анализ, синтез. |