СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Мировой океан и его части"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока_ «Мировой океан и его части»

Тип урока_ изучение и первичное закрепление

Задачи урока :Формировать понятий: Мировой океан, моря, заливы, проливы,  Формировать способы деятельности учащихся: показывать океаны и моря, заливы, проливы, острова, полуострова по карте и наносить их на контурную карту; по карте описывать океаны, делать выводы о соотношении площадей океанов; Раскрыть идею единства и целостности Мирового океана;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Мировой океан и его части"»

Технологическая карта

урока географии в 5-в классе МБОУ СОШ «№ 19 им. Л.А.Попугаевой»,

данного учителем географии Тулеспаевой Г.Б.

Тема урока_ «Мировой океан и его части»

Тип урока_ изучение и первичное закрепление

Задачи урока :Формировать понятий: Мировой океан, моря, заливы, проливы, 
Формировать способы деятельности учащихся: показывать океаны и моря, заливы, проливы, острова, полуострова по карте и наносить их на контурную карту; по карте описывать океаны, делать выводы о соотношении площадей океанов;
Раскрыть идею единства и целостности Мирового океана;

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.

Методы обучения, используемые на уроке:

словесные, наглядные, практические;

методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

информационные методы – работа с картой , учебником, дополнительной литературой.

Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе проблемного диалога и исследования; выполнение упражнений, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. 

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;

Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей. 

Основные понятия : океан, море, залив, пролив.



Ход урока



Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельстного подхода, формируемые УУД

1.Организационный момент

Цель: 
мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;


-Здравствуйте, ребята и гости урока

Наверное, в каждом из нас заложено стремление познавать мир. Это стремление связано с ожиданием чего-то таинственного. Мы хотим бесконечно вглядываться в бездонное звездное небо, в неповторимый бег морских волн, в пламя костров. Откуда в нас это? Может, нечто подобное испытывали и путешественники, чьи жизни отделены от нас временем.
-Скажите, а вы любите путешествовать?

Так вот сегодня мы отправимся с вами в очень далёкое заочное путешествие. А куда узнаете немного позже. 


Приветствуют учителя, 

Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.


Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.



2.Актуализация

знаний










Постановка учебной цели.


- Ребята, когда вы отправляетесь в поездку, путешествие, что вы берёте с собой? ( Багаж)

Так и нам понадобится сегодня необычный багаж, который нельзя взять в руки, пощупать, поместить в багажник. Что же это за багаж?

( Это багаж наших знаний).

Вспомните, как люди путешествуют? (по суше, по морю)

Почему люди в древности плавали вдоль берегов? (мало знали об океанах)

Вспомните, какие оболочки есть у планеты Земля?

Что входит в понятие гидросфера?

Молодцы! У вас достаточный багаж знаний и мы можем смело отправиться в путь.

Придумайте название вашим кораблям и подпишите фамилию и имя капитана вашего судна.

Давайте, определим тему нашего урока. Для этого закройте все глазки и послушайте мелодию (звуки шума моря и крик чаек). (слайд 2 )

Открываем глазки, итак, что же вы представили под эту музыку? (Море, океан)

Итак, какова же тема нашего урока? (Мировой океан).

Путешествовать мы будем по Мировому океану, а какие географические объекты мы встретим на пути?

В океане есть моря, заливы, проливы. Что это такое по отношению к океану? (это его части)

Уточняем тему нашего урока… (Мировой океан и его части), Записываем на рабочих листах.

Подумайте, какова цель нашего путешествия? Для этого

давайте попробуем заполнить маленькие таблички, о том что вы знаете по этой теме и что хотите узнать, а последний столбик пока не заполняем!

Я знаю

Я хочу знать

Я узнал




Ребята, а что мы еще не знаем о Мировом океане?

Что нам нужно узнать? (Что такое мировой океан? Из чего он состоит?

Сколько океанов на Земле и чем они отличаются?)

Что вы можете узнать самостоятельно и с помощью чего? (с помощью карты)

А что бы вы хотели узнать из сегодняшнего урока?

Итак какова цель нашего путешествия?

Сформулировать представление о Мировом океане и его частях.


Диалог с учителем.

Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации.























Записывают тему в рабочем листе.




Заполняют 1,2 столбики. Озвучивают ответы.











Целеполагание.



Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).



Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность



3. Этап изучения новых знаний и способов действий


Поиск информации.


















































































































1. Что такое Мировой океан и каковы его размеры.

2. Сколько океанов на земле и чем они отличаются друг от друга?

3. Из каких частей состоит Мировой океан?

4.Уметь давать характеристику океанам и показывать их на карте).


Ребята. Посмотрите на карту: Чего больше на нашей планете «Земля» суши или воды? ( воды)

Обратите внимание на диаграмму (слайд3).

Какую часть поверхности земли занимает Мировой океан?

Можем ли мы поспорить по поводу названия нашей планеты?

Предложите свои варианты .

Найдите в учебнике на стр. 90 определение мирового океана и выпишите себе на рабочий лист.

А чтобы понять с чего начнётся наше путешествие, отгадайте загадку.
В сто морей тот великан, Он зовётся……..(океан).

Сколько всего океанов?

Отправляемся мы в путешествие из нашего города. Посмотрите по карте какой из океанов расположен ближе всего к нам это и будет нашей отправной точкой? (СЛо)

Совершая путешествие, все результаты мы будем записывать в таблицу.


Название океана

Северный ледовитый океан

Тихий океан

Индийский океан

Атлантический океан

критерии

Площадь





Средняя

глубина





Какие материки омывает






Данные о Северном Ледовитом океане мы запишем вместе. Где мы можем найти информацию? Учебник стр. 91, карта.

Сейчас каждая ряд поплывет по одному из океанов и результаты своего путешествия будет заносить в таблицу. 1 ряд – Тихий океан, 2 ряд – Индийский океан. 3 ряд - Атлантический океан. После групповой работы мы заслушаем сообщение об исследуемом вами океане.

Слушает выступление групп.

Сделаем выводы:

Какой самый большой

самый маленьки1

самый тёплый

самый холодный

самый глубокий

самый мелкий

какой океан омывает больше материков?

-А теперь откройте контурные карты и подпишите названия океанов Отметьте их границы. Границы океанов проводят по материкам и островам, а в морских просторах условно, по меридианам

- А мы продолжаем путешествие. Отгадайте загадку и узнайте, какой следующий объект мы будем исследовать.

Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьётся

Из него вода не пьётся,

Потому что не вкусна-

И горька и солона (Море)

Найдите в атласе любые моря, покажите их на карте.

Попытайтесь самостоятельно дать определение понятию море.

Море- часть океана , отделённая от него островами и полуостровами и отличающаяся от остальной части океана свойствами воды (температурой, солёностью) и особенностями растительного и животного мира.

Запишите его.

Я предлагаю бросить якорь в одном из самых необычных морей Атлантического океана. А чем он уникален расскажет нам Ижик Артем.



Продолжаем наше путешествие – Куда же мы двинемся дальше?

Для этого вновь загадка.

Он ведёт из моря в море

Не широк - всего верста

И в нём как в школьном коридоре,

И шум, и звон и теснота.(пролив)(слайд6)

Найдите в атласе любые проливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию пролив.

Пролив - узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей.

Найдите на карте проливы, отметьте на контурной карте.


Определите, что они разделяют и что соединяют?






А наше путешествие продолжается и вновь загадка.

Он у моря - как язык

Он берега лизать привык,

И пляж в часы он вылизал на диво (залив)

Найдите в атласе любые заливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию залив.

Залив – часть водного пространства, глубоко вдающаяся в сушу.
Найдите на карте заливы, отметьте на контурной карте.



Итак наше путешествие по мировому океану подошло к концу, мы вернулись к точке нашего отправления.











Работа по диаграмме на слайде

Обосновывают название.



Отгадывают загадку





Записывают в рабочих листах



Работают с текстом учебника
Отвечают на вопросы.





Заполняют таблицу





Отвечают на вопросы
















Работают с контурной картой



Отгадывают загадку



слушают







Формулируют определение. Сравнивают с определением в учебнике.

Записывают определение в рабочий лист

Слушают сообщение


Отгадывают загадку



 

Работают по карте.

Высказывают свои мнения сравнивают с определением в учебники и выписывают в рабочий лист.


Показывают на карте.

Работа по контурным картам
Работа по группам


Отгадывают загадку



 



Работают по карте.

Высказывают свои мнения сравнивают с определением в учебники и выписывают в рабочий лист.


Показывают на карте.

Работа по контурным картам
Работа по группам


Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).


ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.








Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).


ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.












ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.


УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).



Коммуникативные
Регулятивные УУД
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве




ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.





















Личностные: формирование мотивации

Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном)

Познавательные: анализ, синтез.


Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.


5.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации


Цифровой диктант, -ответить на вопрос письменно( да-1,нет-0, либо ответы цифрой).

  1. 2-й по величине океан- Индийский

  2. Северный Ледовитый океан омывает берега Антарктиды

  3. Саргассово море-это море без берегов

  4. Какой цифрой на карте отмечен Берингов пролив?

  5. узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей – это пролив

  6. Какой цифрой на карте отмечен Гвинейский залив

  7. Самый маленький океан – Индийский океан

  8. Самый глубокий океан – Атлантический океан


Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Ответ: 00191700

В ответе у нас получился год. Что произошло в это году?

Воспринимают информацию.
сообщаемую учителем.
Выполняют задания
письменно в тетради
Осуществляют:
взаимопроверку

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.


Личностные: формирование мотивации

Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном)

Познавательные: анализ, синтез.



6.Этап подведения итогов

Выставление оценок за урок



7.Этап рефлексии

Заполнение таблицы «Знаю/Хочу узнать/Узнал»

Оправдались ли ваши надежды на урок

Возвращаемся к целям и задачам.





Пора причаливать к берегу! Смотрите на горизонте острова! Пришвартуйте свой корабль к островку, который отражает ваше настроение! Остров Радости, Недоумения, Просветления, Бермудский треугольник. Нарисуйте якорь у выбранного вами острова настроения.

Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях.




Свой кораблик ставят на остров настроения

Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

  1. Этап выдачи домашнего задания

Параграф 16, , знать определения и находить на карте географические объекты , указанные в тексте учебника.

Дополнительное (по желанию) – Составьте кроссворд по теме «Мировой океан»

Запись домашнего задания в дневниках

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!