СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Музыкальная драматургия 7 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока к презентации по этой же теме.Почувствовать взаимодействие музыкальных образов, их развитие и борьбу противоположностей в симфонической картине Н.А. Римского-Корсакова «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Музыкальная драматургия 7 класс»

7-й класс, III четверть.

«Музыкальная драматургия»


Цель и задачи урока:

  1. Почувствовать взаимодействие музыкальных образов, их развитие и борьбу противоположностей в симфонической картине Н.А. Римского-Корсакова «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже».

  2. Закрепить и углубить понятие «музыкальная драматургия».

  3. Развивать вокально-хоровые навыки.


Оборудование:

  1. Компьютер

  2. Мультимедиа

  3. Презентация

  4. Баян

  5. Текст песни

  6. Мультипликационный фильм


Ход урока


  1. Организационный момент


  1. Повторение пройденного материала о симфонической музыке (слайд 3-4)

Определение симфонии, симфонического оркестра и музыкального образа.


  1. Легенда о невидимом граде Китеже. (слайды 5-6)

«И сей град Большой Китеж невидим стал и оберегаем рукою божиею, — так под конец века нашего многомятежного и слез достойного покрыл господь тот град дланию своею».

«Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже»

КИТЕЖ (Китеж-град, Кидиш) - мифический чудесный город, который согласно русским легендам, спасся от войск Батыя во время татаро-монгольского нашествия в XIII веке благодаря чудесному свойству быть невидимым.

Монголо-татары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооруженной и организованной армии Батыя — это верная гибель. Тем не менее, без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием, а также иконами и крестами в руках. Люди молились с вечера и всю ночь напролет. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.

И свершилось чудо: зазвонили вдруг церковные колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр.

Легенда неоднозначна. И люди трактуют ее по-разному. Кто-то утверждает, что Китеж ушел под воду, кто-то — что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым.

Пораженные мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой.

Город же исчез. Согласно легенде, он должен «проявиться» в день Страшного Суда. В тот день, когда мертвые восстанут из могил, поднимется из воды и Китеж.

Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение церковных маковок и белокаменных стен в водах озера Светлояр.

В настоящее время территория озера охраняется государством. Озеро и окрестности входят в состав заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО.

Ежегодно 6 июля в день Владимирской иконы Божией Матери православные верующие совершают крестный ход от Владимирского храма в селе Владимирском до часовни во имя Казанской иконы Божией Матери. Часовня была построена неподалеку от озера Светлояр в конце 1990-х годов.


  1. Разучивание «песни про татарский полон» (слайд 7)

-Ребята, прочитайте слова песни, о чем она? Обратите внимание на слова «дуван-дуванили» -добычу делили. Выучить мелодию песни.


  1. Тема нашествия татаро-монгол (слайд 8)

В картине два враждебных лагеря. Образы добра и зла. Симфоническая картина начинается темой набега, которая в своем развитии чередуется и сплетается с мотивом конницы. На этом фоне звучат основные темы.

Охарактеризуйте тему нашествия (в теме татар мелодия песни «про татарский полон» приобретает грозные, жесткие черты).


  1. Тема русской дружины (слайд 9)

Охарактеризуйте тему русской дружины (мужественные, волевые интонации, подчеркивающие героическую решимость княжеских воинов бороться с врагом не щадя жизни)


  1. Прослушивание симфонической картины «Сеча при Керженце» (слайд 10)


  1. Подведение итогов (мультфильм «Сеча при Керженце»)

-Изменились ли темы? Чем заканчивается симфоническая картина, какой образ побеждает (битва закончилась поражением русской дружины, тема русской дружины как бы постепенно уходит, вытесняясь темой татар).

-В чем заключена драматургия произведения? Драматургия заключена в борьбе противоположных тем на протяжении всего произведения.

-Каких еще композиторов «Могучей кучки» вы знаете?

Симфоническая картина «Сеча при Керженце» является примером сочинений «русской школы» 19в, созданных композиторами «Могучей кучки». Большая часть их связана с событиями истории, литературно-драматическими сюжетами народными сказками, эпосом.

*Музыкальная драматургия – это последовательность, сопоставление или столкновение музыкальных образов, образующих динамику музыкального звучания.


  1. Тесты

  1. Музыка, литература, изобразительное искусство, кино.

  2. Песня

  3. Вокальная музыка

  4. Вокализ

  5. Чайковский

  6. Глинка

  7. Италия

  8. Либретто

  9. Танца

  10. Китеже


  1. Музыкальная минутка

Исполнение песни «Всюду музыка живет».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!