СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки предназначен для детей 3 класса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки»

Технологическая карта урока музыки, проведенного в 3 классе

В МБОУ Голубинская СОШ

студенткой группы 4 «Б»

ГБПОУ РО «ШПК»

Пургиной Дарьей Николаевной

Дата проведения 25.04.2017 год

Учитель – руководитель практики: Богачкова Лариса Николаевна




























Оценка:

Подпись:











Урок музыки в 4 классе



Тема полугодия: Музыка моего народа.

Тема урока: «Создает музыку народ, а мы, композиторы только ее аранжируем». (М. И. Глинка)

Жанр урока: Художественное исследование







Цель урока : Освоение сущностных взаимосвязей между народным и композиторским музыкальным творчеством

Задачи урока:

Воспитательные: Погружение в интонационно-образную сферу произведений народной и профессиональной музыки с целью формирования у учащихся художественной эмпатии.

Образовательные: Репродуцировать в устной форме фамилии авторов и названия произведений, освоить содержательную структуру вариационной формы,

изучить некоторые важнейшие особенности русской народной песни.

Развивающие:

- Вокально-хоровые задачи: выучить первый куплет РНП «Вниз по матушке, по Волге» и два куплета РНП «Здравствуй, гостья зима»; совершенствование навыков кантилены, «долгого» певческого дыхания, грамотного звукообразования, формирование навыка исполнения распевов;

- Формирование навыков целостного анализа музыкальных произведений:

- провести интонационно-содержательный анализ РНП «Вниз по матушке, по Волге» и Вариаций А. С. Даргомыжского на тему указанной песни (совместно с учителем).



Ход урока.

Вход под музыку «Светит месяц».

Музыкальное приветствие (здравствуйте, ребята – до-соль, здравствуйте, учитель-соль-до).

- Мы входили в класс под музыку. Как вы думаете, кто ее написал?

(это русская народная песня)

- И это не случайно. Ведь тема нашего урока звучит так:(цитата Глинки)

- Эти слова сказал великий русский композитор М. И. Глинка, и к концу урока мы с вами постараемся понять, какой же смысл вложил Глинка в эти слова.

Слушание р.н.п. «Вниз по матушке ,по Волге»

- Сейчас мы с вами послушаем одну из красивейших р.н.п., название которой вы узнаете чуть позже. А кто будет внимательным слушателем, тот наверняка поймет, о чем рассказывает музыка и как.

Слушаем 2 куплета в записи.

- Итак, внимательные слушатели, о чём рассказывает песня? Как ?

Беседуем о мелодии, о содержании песни .Класс делится на две группы, одна группа обсуждает особенности мелодии, другая – текст песни. Ключевые слова записываем в столбик на доске : ТЕКСТ----- МЕЛОДИЯ. Сопоставляем характер мелодии с содержанием текста.

- А почему мелодия звучит плавно, медленно, спокойно, а не отрывисто, быстро и резко ?

Рассматриваем картинки с изображением рек через мультимедийный проектор

- Обратите внимание на движение мелодии.

Рассматриваем нотную запись на доске- 2 фразы. Называем ноты 1-ой фразы, пропеваем их.

- Как движется мелодия ? (поступенно, а дальше - скачок).

Поём со словами.

- Что необычного? (тянутся гласные на несколько нот).

- Это - распев, одна из основных особенностей р.н.п. В нотной записи распев обозначается плавной линией, которая называется ЛИГА.

Исполняем 1-ую фразу со словами, я продолжаю дальше 2-ую фразу.

- Что необычного услышали ?

(прерывается слово, в конце 1-ой фразы слово допевается не до конца, а в начале 2-ой - слово начинается сначала)

- Как вы думаете, почему так?

Выясняем, как исполнялись песни раньше: запевает солист, подхватывает хор. Доучиваем первый куплет до конца, исполняем: первый ряд - солисты, 2 и 3 ряды - хор.

Поем без аккомпанемента ,выясняем, что это ещё одна особенность р.н.п.

  • Откуда взято название песни?

(это слова первой фразы)

- Это тоже типично для народной песни. Работу над этой песней мы продолжим на следующих уроках, а сейчас мы с вами вновь переносимся в концертный зал и послушаем музыку великого русского композитора Александра Даргомыжского.

Слушаем вариации на тему р.н.п. «Вниз по матушке по Волге» .

На экране - портрет композитора.

- Что знакомое было в этой музыке?

  • Почему не все узнали эту мелодию?

  • Как композитор её изменил?

  • Мелодия звучала один раз или несколько?

  • Как называется такая форма музыкального произведения?

(форма вариаций)

- Почему же Даргомыжский, композитор, взял мелодию р.н. песни и
использовал её в своём сочинении ?

(он хотел показать красоту мелодии, раскрыть её внутренние возможности).

  • Ведь неслучайно М.И.Глинка произнёс свои слова (цитата на
    доске).

  • А сейчас послушайте отрывок из ещё одного произведения.

(играю музыку песни «Здравствуй, гостья зима»

- Узнали?

- Вы сказали, что это русская народная песня, а я играла двумя руками - т.е.
мелодию и аккомпанемент .Кто же написал сопровождение ?

На экране – портрет Н. Римского-Корсакова.

Исполняем 1-ый куплет.

- Какая особенность есть в этой мелодии? (распев)

Вокально- хоровая работа над песней « Здравствуй,гостья зима».

Рефлексия.

- Вы были старательными исполнителями, внимательными

слушателями. О каких особенностях р.н. песен мы сегодня узнали?

- Но самое главное состоит в том, что под пером великих

композиторов - назовите их - народная музыка

приобретает новые краски, новую образную выразительность, о

которой её создатели даже не подозревали. Композиторы

возвращают народу его собственное творчество в более

прекрасном, преображенном виде, раскрывая высокую душу

народа до классического совершенства. Вот в чём состоит

истинный смысл слов М.И.Глинки : «Музыку создает народ, а мы,

композиторы, её аранжируем»

Настало время прощания (прощаемся по - музыкальному).

Выход под « Светит месяц».