СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему "Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, мама!"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки. Осознать единство темы. Выявить интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику.

Задачи урока:

  • Формировать позитивное отношение к обучающим ценностям.
  • Познакомить с образами  матери в художественных картинах и музыкальных произведениях.
  • Познакомить с образом матери в русском искусстве.
  • Познакомить с образом матери в искусстве 19-20 вв., и в современном искусстве.
  • Воспитывать чувство любви и глубокого уважения к матери.
  • Учить внимательному, заботливому отношению к ней.
  • Содействовать развитию творческих способностей учащихся, формированию сплоченности и ответственности за порученное дело.

Тип урока: урок – ознакомление;

Методы: словесный, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический, метод стимулирования, метод  и сопоставления, метод обобщения, метод перспективы и ретроспективы, метод эмоциональной драматургии, и т. д. 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему "Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, мама!"»

Конспект урока музыки на тему: «Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, мама!»

Автор: Учитель начальных классов МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа №7 с УИОП» Иванова Кристина Сергеевна

Класс: 3

Цель урока:

Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки. Осознать единство темы. Выявить интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику.

Задачи урока:

  • Формировать позитивное отношение к обучающим ценностям.

  • Познакомить с образами матери в художественных картинах и музыкальных произведениях.

  • Познакомить с образом матери в русском искусстве.

  • Познакомить с образом матери в искусстве 19-20 вв., и в современном искусстве.

  • Воспитывать чувство любви и глубокого уважения к матери.

  • Учить внимательному, заботливому отношению к ней.

  • Содействовать развитию творческих способностей учащихся, формированию сплоченности и ответственности за порученное дело.

Тип урока: урок – ознакомление;

Методы: словесный, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический, метод стимулирования, метод и сопоставления, метод обобщения, метод перспективы и ретроспективы, метод эмоциональной драматургии, и т. д.


Музыкальный метриал:

  1. Музыка и песни автора-исполнителя Веры Дворяниновой «Леленьки-леленьки», «Если мама пожалеет».

  2. Народные колыбельные песни (татарская и русская).

  3. Шуберт «Ave Maria»

  4. В.Гаврилин «Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля».

  5. Непоседы «Мама – первое слово».

  6. Хор «Богородице, Дева радуйся!»





Этапы

Муз.материал

Время



Слайд



Ход урока

1.Организационный момент. Приветствие.

(1 минута)

2. Актуализация знаний учащихся:

(2-3 мин.)

№2

Дети заходят в класс и вкл. музыка из песни Веры Дворяниновой «Леленьки-леленьки». (настраивает учащихся на эмоциональное восприятие тему урока)

У: Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга улыбнитесь и пожелайте удачи на уроке сегодня!


Хочу прочитать вам стихотворение Расула Гамзатова «Мама»


Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…

Слово это – зов и заклинанье,

В этом слове сущего душа.

Это искра первого сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо,

В нем исток всего, ему конца нет.

Встаньте! Я произношу его: МАМА!


- А как вы думаете, все ли народы мира называют слово «мама» так же как и мы? А кто знает перевод слово «мама» на другие языки? Назовите мне.

Англ. – mama, mom, Немец. – mama, mutti,

Франция – маман
Нидерландский – ма
Иврит – има
Украинский – мати, мамо
Японский – хаха, окаа-сан
Турецкий – анна, Татарский – эни
Шведский – мур
Китайский – нян


Все переводы очень похожи, но не только перевод, а что еще похоже у этого замечательно слова мы с вами узнаем сегодня на уроке.

3. Повторение пройденного материала.

(5-7 минут)









Прослушивают:

Шуберт «Ave Maria»,

Хор «Богородице, Дева радуйся!»


- Ребята, так кому же будет посвящен наш сегодняшний урок? (маме)

- Правильно. В последнее воскресенье ноября в России с 1998 года по указу Президента отмечается День Матери.

- Кто из вас слышал об этом празднике?

- Тема нашего урока звучит так: «Древнейшая песнь материнства; Тихая моя, нежная моя, мама!». Запишем ее в тетради.


Мы повторим сегодня с вами то, что вы проходили на прошлом уроке и познакомимся с разными образом матери в художественном искусстве и музыкальных произведениях, а так же с образом матери в современном искусстве. Вспомним хорошо известные вам песни и услышим новые музыкальные произведения.


- Как называлась тема вашего прошлого урока? (Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, живописи.) Что вы обсуждали на этом уроке? (показ картины Богоматери в учебнике + иллюстрация на доске)


Сейчас для вас будет небольшое задание, я дам вам прослушать 2 произведения, а вы должны будете сказать, как называется это произведение и кто его исполнитель. (Шуберт «Ave Maria», Хор «Богородице, Дева радуйся!»)


4. Мотивация к учебной деятельности:

(5 мин.)


Прослушивают:

рус.и татар. народ. колыб. песня



-А как вы думаете, какую самую первую песню слышит ребенок от своей мамы, бабушки? (колыбельную)

- А какую вы помните первую песню мамы? (ответы детей)

- Кто может напеть колыбельную песенку? (дети исполняют колыбельные песни своего детства)

- а может кто-то из вас знает колыбельную песню на татарском языке?

- В качестве распевки предлагаю спеть народную песню «Баю, баюшки, баю, не ложися на краю…» (вкл.русская народная колыбельная песня + татарская народная колыбельная песня)


- А как вы думаете, современные композиторы могут сочинять колыбельные песни ? Они могут быть похожи на народные?

-Такие песни называют композиторскими в народном духе.

Фрагмент колыбельной песни «Леленьки-леленьки» автора-исполнителя Веры Дворяниновой, который вы слушали в начале урока, исполнен в народном духе, поэтому эта песня композиторская.


5. Изучение нов. материала урока:

(7 мин.)


- А так же в народе живет много пословиц о маме. Они передаются из поколения в поколение. Какие вы знаете пословицы?

( на слайде выведены пословицы)

  • Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.

  • Птица рада весне, а младенец матери.

  • Нет милее дружка, чем родимая матушка.

  • При солнышке тепло, при матери – добро.

  • Родную мать никем не заменишь.

  • Что материнской рукой дано, то впрок пойдет.

  • Жалей мать родную – не найдешь другую.


(Обсуждение пословиц)

Какая пословица вам больше всего понравилась? А в чем заключается ее смысл? (ответы детей)


Мы с вами прослушали народные колыбельные песни, народные пословицы, и можем сказать, что через это наши мамы проявляли свою заботу к нам, любовь, ласку и бережность, и во всей истории мама была самой ценной и самым близким для нас человеком.

- А как вы можем позаботиться о маме, так же как она о вас? (помочь ей по дому, помочь приготовить ей обед и др.)


6.Физкультминутка (3 мин.)


Вкл. музыка


Встаньте, сейчас мы с движениями поможем маме приготовить обед, испечь пирог и помыть полы.

(несколько учеников выходят к доске и показывают по одному движению, как они помогают маме).

7. Работа по учебнику:

( 15 мин.)


















































Прослушивают:

В.Гаврилин «Тихая моя, мама!»

Итальянская песня «Мама»




Откройте учебники на стр.46, посмотрите на фрагмент картины «Петроградская Мадонна» Кузьма Сергеевича Петров-Водкина художника 19-20 вв. (показ на слайде портрета художника + «Петроград.Мадонна»)

Тема материнства – одна из главных тем его творчества: «Богоматерь Умиление Злых Сердец», «Петроградская мадонна», «Мать».

Описание картины:

Эту картину Кузьмы Петрова-Водкина часто называют «Петроградской Мадонной». И те, кто так её окрестил, правы, потому что кормящая мама с младенцем, стоящая на балконе городского дома даже по выражению лица напоминает иконописный образ.

Волосы женщины спрятаны под белым платком, на плечо накинута алая материя – своеобразный символ революции. У молодой мамы усталый и в то же время суровый взгляд. Но всё же какой-то лучик надежды на светлое будущее в нём есть. И символом его выступает небесно-голубое здание, находящееся позади дамы.

Стёкла в этом доме выглядят странно. Они не то разбиты местами, не то затянуты паутиной, а может быть, просто покрыты пылью. Вероятно, этот дом покинуло богатое семейство, а простой люд ещё не заселился.

На улицах довольно пустынно, если только не считать скопления людей, которое критики позиционируют как очередь за хлебом, олицетворяющее голодное время. Однако ни хлеба, ни продавца зрителю не видно: всё сокрыто фигурой матери, которой нет никакого дела до происходящего внизу. Это всё – преходяще, главное для неё – вырастить своего малыша.

Кто-то углядит в этом младенце символ зарождающейся Советской страны, а кто-то в образе матери – Россию. То есть можно сказать, что это уже не икона Богоматери, но ещё пока и не образ Матери-Родины, который стал эксплуатироваться массово несколько позже. Особенно часто к нему обращались в дни Великой Отечественной войны и после неё.

Идею же полотна «1918 год в Петрограде» – таково официальное название картины – можно выразить так: разрухи и нищеты не будет, мы сумеем преодолеть это. Материнство – это ярчайший символ продолжающейся жизни, это словно зерно, давшее росток среди каменных стен голодающего Петрограда.


- А теперь посмотрите на стр.47 картину О.Ренуара «Мадам Шарпантье с детьми» (показ на слайде портрета художника + картина)

- Что вы можете сказать об этой картине?

Описание картины:

Самый, наверное, солнечный и жизнелюбивый из всех импрессионистов, Пьер Огюст Ренуар (1841-1919) написал эту картину по просьбе мадам Шарпантье, жены крупного издателя французской литературы и одного из первых коллекционеров полотен импрессионистов. Ренуар был вхож в ее салон, где собирались известные литераторы, художники, музыканты.
Мадам Шарпантье изображена сидящей в гостиной своего дома вместе с детьми - дочерью Жоржеттой и сыном Полем - и большой собакой. Полотно несет в себе некоторый отпечаток салонной живописи, а поза женщины несколько нарочита и парадна, но живописная манера Ренуара затмевает эту искусственность позы. Не только голубой, белый и золотисто-желтый цвета наполнены у художника воздухом, но и его любимый «черный», точнее, берлинская лазурь, которой написано платье мадам Шарпантье, полное рефлексов и оттенков. Живость и непосредственность, которыми отмечены здесь детские образы, вносят в атмосферу картины настроение играющего веселья.


- Сравните эти рисунки, какие различия вы в них видите? (обсуждение с детьми)

Картины этих художников передают разные чувства и у них абсолютно разное описание, мы можем встретить много различий. Так же и в музыкальных произведениях, композиторы разных стран пишут музыку по разному, передавая нам отличные друг от друга характеры.

- А от чего же может зависеть характер музыки? (от внешнего окружения композитора, от его душевного состояниях, от пережитых эмоций)

Сейчас прослушаем произведении 2-ух композиторов. И так же их сравним.

1. В.Гаврилин «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!»

2. Итальянская песня «Мама»

В чем же сходства и различия? Какой характер у русской песни написанной Гаврилиным?

А какой характер имеет итальянская песня? (эстетический словарь у каждого из детей на парте)

Подведем итог: Песни, написанные в разное время и в разных странах очень различны, но все же не смотря на это мы может пережить мамину заботу, то как мать любит свое дите и как она многим жертвует ради него. Это нужно ценить и так же заботься о своих матерях.

8. Разучивание песни: (7-8 мин.)


В.Гаврилин «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!» (слова песни на слайде + плюсовка песни)

Руки усталые тихо опущены

Волосы русые в узел завязаны

Тихая моя

Нежная моя

Добрая мама

Всё мне мерещатся годы бывалые

Юности прожитой кофточка алая

Как уберечь тебя, как защитить тебя

Как удержать тебя в дни быстротечные

9. Итог урока:

(5 мин.)


Наш урок подходит к концу.

- Что понравилось?

- Что особенно запомнилось?

- Что нового узнали на уроке?

- О ком шла речь на уроке?

- Какие музыкальные произведения звучали на уроке?

Дом.задание: Нарисуйте мамин портрет. Пожелайте своим мамам и бабушкам здоровья, любви, добра и счастья.

Повторим с вами песню, прошлого урока «Мама- первое слово» (слова на слайде, плюсовка песни) + учитель подыгрывает на фортепиано.