СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Графическая форма записи алгоритмов"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полный конспект урока информатики для 9 класса по учебнику Угриновича с целями, задачами и планируемыми результатами. В работе использованы материалы из сборника "Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Графическая форма записи алгоритмов"»

Графический способ записи алгоритмов

Цель

Систематизировать знания об алгоритмических конструкциях, представленных в графической форме.

Задачи

Сформировать представления об алгоритмических структурах.

Продолжить:

  • Формирование умений применять полученные знания на практике при решении задач;

  • Развитие умений ставить цель, анализировать, делать выводы;

  • Формирование культуры умственного труда и умение планировать свою работу, рационально ее выполнять.

Способствовать:

  • Формированию умений прогнозировать свои действия в ситуации выбора решении задачи;

  • Развитию у учащихся настойчивости и целеустремленности, творческой активности и самостоятельности, способности аргументировать свои суждения.

Основное содержание темы, термины и понятия

Содержание темы предполагает:

Знание разновидностей алгоритмических структур: следование: ветвление ,цикл Структуры выбора и разновидности циклических структур;

Умение:

  • Различать структуры алгоритма;

  • Находить результат реализации данного алгоритма;

  • Записывать линейный алгоритм, простейшие алгоритмы ветвления и цикла в виде блок-схем ;

  • Изменять команды при смене условия в ветвящихся структурах ;

  • Строить алгоритмы из нескольких простейших структур в виде блок-схемы;

  • Составлять разные условия к данным алгоритмам.

Планируемые результаты

Личностные

Проявление творческого отношения к процессы обучения.

Развитие познавательного интереса к программированию, стремления к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные

Познавательные

Умение:

  • Применять полученные знания при решении задач с использованием основных алгоритмических конструкций;

  • Развивать алгоритмическое мышление, память, внимательность, общий кругозор;

  • Давать оценку своим действиям, анализировать, оценивать результат;

  • Обобщать и делать выводы из полученной информации;

  • Способствовать применению полученных знаний и умений в различных информационных ситуациях.

Регулятивные

Умение:

  • Выполнять задания в соответствие с целью;

  • Соотносить учебные действия с известными правилами;

  • Выполнять учебное действие в соответствие с планом.



Коммуникативные

Умение:

  • Использовать речевые и символьные средства для представления результата;

  • Высказывать свою точку зрения и слушать других;

  • Организовывать совместную деятельность с другими ее участниками;

  • Объективно оценивать свой вклад в решение общей задачи.

Предметные

  • Повторить основные алгоритмические структуры.

  • Продемонстрировать эти структуры на конкретных примерах алгоритмов.

  • Формировать навыки и умения составлять простейшие алгоритмы с помощью блок-схем.

  • Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Математика. Физика. IR

Кибернетика. IR

Ресурсы

Персональный компьютер для каждого ученика;

Мультимедийный проектор, интерактивная доска;

Выход в ресурсы в сети Интернет;

Формы работы

Фронтальная форма, индивидуальная форма, работа в паре, в группе



Технология изучения темы


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Цели, задачи для каждого этапа урока

Планируемые результаты

1

Самоопределение

к деятельности (целеполагание)


Учитель проводит проверку усвоения ранее изученной темы «Алгоритмы» с целью закрепления новых понятий. Предлагает занять места за компьютером и пройти входной тест: Результат выполнения теста демонстрируется учителю.


Решают тест, оценивают тесты друг друга, сообщают результаты оценки учителю.

Цель

Актуализировать знания учащихся через материал предыдущих уроков.

Расширять кругозор учащихся, повышение их познавательного интереса к программированию.

Формировать умения ориентироваться в информационном пространстве.


Личностные

Определение адекватных способов решения учебной задачи.

Творческое отношение к выполнению задания.

Метапредметные

Регулятивные

Умение:

Описывать и объяснять понятия: алгоритм, свойства алгоритма, системы команд алгоритма

Выделять значимые функциональные связи

Познавательные

Умение:

Использовать бытовые знания при формировании алгоритмических конструкций;

Различать структуры;

Находить результат реализации данного алгоритма.

Коммуникативные

Умение:

Вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

Выполнять учебные задания в паре


2

Изучение нового содержания


Ребята, мы с вами уже познакомились с понятием алгоритма и его свойствами. Формы представления алгоритмов могут быть разнообразными. На практике наиболее распространенными являются следующие формы записи алгоритмов:

Словесная

Графическая

Языки программирования.

На предыдущих уроках мы разбирали алгоритмы на естественном и алгоритмическом языке. Это были инструкции по работе бытовых приборов, рецепты и простые математические задачи. Словесный способ не имеет широкого распространения, так как такие описания строго не формализуемы, допускают неоднозначность толкования отдельных предписаний. Для более наглядного исполнения алгоритма широко используется графическая форма. Графическая форма записи, называемая также схемой алгоритма, представляет собой изображение алгоритма в виде последовательности связанных между собой информационных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.

Графическая запись является более компактной и наглядной по сравнению со словесной. В схеме алгоритма каждому типу действий соответствует геометрическая фигура. Фигуры соединяются линиями переходов, определяющими очередность выполнения действий. Графическая форма записи называется так же блок – схемой алгоритма.

Вот известные вам блоки для графической записи на доске Слайд 2. Порядок записи шагов алг мы с вами разбирали вчера на уроке. Определение линейного алг вы только что повторяли в тесте. Как вы думаете, как должен выглядеть линейный алг в виде схемы, какие эл-ты должны в него входить исходя из определения? Правильно: начала – овал, ввод данных – параллелограмм, действия – в прямоугольниках, вывод данных – параллелограмм и конец – в овал. Замечательно! Ну, кто смелый, строим! Каждый элемент между собой будем соединять стрелками. Вы в тетрадях, аккуратно, чтобы было разборчиво и красиво!

Теперь давайте посмотрим, как будет решаться задача, которую мы разбирали вчера на алг языке графически Слайд3.

Очень хорошо! Видите, гораздо проще, чем алг языком и наглядно!

Переходим к ветвлению. Там у нас схема интересная должна получиться. Как вы думаете, какой элемент нам обеспечит выбор? Правильно, ромб. Строим. Кто пойдет к доске? Вот так, а теперь посмотрим и запишем красиво в тетрадь Слайд 4.

А вот и графическое решение нашей вчерашней задачи на поиск максимального элемента, красиво? Вы запишите ее в тетрадь дома, а теперь циклический алгоритм: Здесь новых элементов уже и не ожидается, а вот как будет организовано решение – давайте посмотрим: Кто пойдет пробовать?

В тетрадь записываем с доски: Слайд 7.

Мы с вами увидели и смогли построить графические схемы основных алгоритмических структур. Вы видите, что с помощью основной схемы, а так же их совокупности можно составить алгоритм для решения любой задачи.




Отвечают на вопросы учителя, выходят к доске строить схемы, обсуждают варианты правильного решения задачи, работают в тетрадях.

Цель:

Сформулировать цель изучения темы: научиться структурировать простейшие алгоритмические конструкции.


Личностные:

Проявление интереса к изучаемому материалу.

Метапредметные

Регулятивные:

Адекватное восприятие устной речи; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом виде.

Коммуникативные:

Умение:

Приводить примеры, подбирать аргументы

Использовать речевые и символьные средства.

Предметные

Умение

Оперировать понятиями изучаемых объектов

Объяснять формы записи алгоритмов

Использовать полученные знания при конструировании алгоритмов.


3

Диагностика качества освоения темы


А теперь давайте еще немного поработаем. У нас никто ГИА не сдает, но задачки из ГИА мы все-таки порешаем немножко. Разделимся на 2 группы, каждой группе – по задаче: Слайд 9. А решениями обменяемся.


Работают в группах, обсуждают решение, пошагово исполняют алгоритм, объявляют результат решения.

Цель

Установить степень усвоения темы «Основные типы алгоритмических структур».

Выработать навыки интеллектуально-преобразовательной деятельности при самостоятельной постановке учащимися проблемы построения алгоритмов.


Форма работы:


Личностные

  • Осознание значимости изучаемого материала для формирования алгоритмического мышления; повышение интереса к программированию.

  • Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий при решении задач.

  • Стимулирование интереса к выполнению заданий.

Метапредметные

Регулятивные

  • Умение оценивать свои действия, выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные

  • Умение согласовывать деятельность с другими участниками.

Предметные

  • Закрепление устойчивой межпредметной связи с математикой. Умение строить алгоритмы из нескольких простейших структур в виде блок-схемы.

  • Адекватно использовать символьные средства для представления результата;

  • Взаимодействовать с другими учащимися для оформления результатов учебной работы.


4

Рефлексивная деятельность


Самоанализ и самооценка ученика

Давайте подведем итоги нашей с вами работы сегодня:

  1. Что представляет собой блок-схема алгоритма?

  2. Что общего и в чем различия структурных алгоритмических конструкций?

  3. Какие задачи можно решать с помощью алгоритмических структур?

  4. Для чего необходимо умение решать задачи с помощью алгоритмических конструкций?

Задание. Самооценка выполненной работы

А теперь определите каждый для себя, что вам дал урок, продолжив формулировки:

Я доволен (довольна) тем, что сегодня самостоятельно смог (смогла) ……………………….

Я доволен (довольна) тем, что сегодня …………………………………………………………….

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают итоги урока, заполняют листы самооценки.

Цель: Научить школьников:

  • Соотносить полученный результат с поставленной целью

  • Оценивать результат своей деятельности

  • Оценивать результат учебной деятельности

Личностные

  • Эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме.

Метапредметные

Регулятивные

  • Умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью.

Коммуникативные

  • Умение осознанно использовать средства письменной речи для представления результата.

Предметные

Умение систематизировать знания по теме «Алгоритмы»


5

Задание на дом:

Построить в тетради графический алгоритм к задачам на ветвление и циклы с прошлого урока.


Записывают домашнее задание в тетрадь и дневник.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!