СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: "Хорошие манеры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать у школьников этическую культуру, понятие о нравственных ценностях и нормах поведения.

Воспитать   у них чувства ответственности, формировать коммуникативные способности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Хорошие манеры"»

Тема урока «Хорошие манеры»



Познавательная цель урока: сформировать у школьников этическую культуру, понятие о нравственных ценностях и нормах поведения.

Воспитательная цель урока: воспитать у них чувства ответственности.

Развивающая цель урока: формировать коммуникативные способности учащихся.

Оформление, оборудование: цитаты, написанные жирным шрифтом:

1. «Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований» Р. Эмерсен.

2. «Воспитание мужчины и женщины проверяется тем, как они ведут себя во время ссоры» Бернард Шоу.

3. «Доброта везде хороша» А. Залимханов.

4. «Добрый человек помнит сделанное добро всю жизнь, а злой вспоминает о нём только в конце жизни». А. Залимханов.

5. «Не каждый цветок во фрукт превратится, и не каждый певец творцом прослывет».

А. Курбанова



Ход урока:



I. Организационная часть



Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!

(Несколько учеников читает у доски свои домашние сочинения на тему «Моя мама», а остальные – сдают их учителю. Ответы выступающих оцениваются)

Учитель. Обратите внимание на эти цитаты. Анализируя их, мы сегодня поговорим о хороших манерах.

1. «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», – писал поэт А. С. Пушкин. Это утверждение относится и к внешней культуре человека. Об истории современного этикета, значение слова «этикет» расскажут наши ученики.



II. Распределение между учениками текстов, записанных на карточках.



1-й ученик. «Современный этикет наследует обычаи и традиции всех времен и народов. Ведь стремление вести себя по определенным правилам уходит вглубь тысячелетий. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище Король-солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручили карточки с перечислением обязательных правил поведения».

2-й ученик. «От французского названия карточек-этикеток и произошло слово «этикет». Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека, вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Понятие этикета менялось в разные эпохи, как менялись исторические ситуации, в которых оказывались люди».

3-й ученик. «Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормами поведения. Каждая нация, обладая собственной неповторимостью, вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей»

4-й ученик. «Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило, предоставлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям. У них для произнесения тостов имелись определенные правила. За нарушение этикета назначались штрафы».

Учитель. «Здоров ли ваш скот?» Эту фразу произносят монголы; представители африканского племени зулусов говорят: «Я тебя вижу»; в Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?» Всё это означает одно и то же – доброе приветствие. По-русски это звучит просто «здравствуйте», т. е. желаем нашему знакомому здоровья.

Всегда верхом невоспитанности считалось то, что человек не приветствует другого или уклоняется от приветствия».

5-й ученик.

«Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?»

Учитель. Вы поздоровались – и чуть лучше стала жизнь! А теперь проверим, кто лучше знает правила этикета.

III. Конкурс «Знатоки этикета»



Учитель. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший?

Учащиеся отвечают. Младший.

Учитель. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться с незнакомым тебе человеком?

Учащиеся отвечают. Да!

Учитель. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то, как это сделать?

Учащиеся отвечают. Да, можно просто кивнуть, но не кричать через весь автобус.

Учитель. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, в парке, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?

Учащиеся отвечают. Да!

Учитель. Кто подает первым руку – старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот?

Учащиеся отвечают. 1. Первым подает руку старший младшему, женщина – мужчине, начальник – подчиненному. 2. Нет! Нужно наоборот!

Учитель. Мнения ваши не совпали. Одним, кажется, что лучше поступать так, а другим – иначе. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Следуйте этому правилу – и никогда не ошибетесь.

Этот пункт и будет первым в нашем своде правил!» (Прикрепляется это правило на доску).

6-й ученик. «Есть интересная история о происхождении хороших манер. «Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на прогулке. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мёрзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то мёрзли, то сталкивались, то разбегались по углам. Словом, всё, как у людей. Потом все же договорились: погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди».

Учитель. Поэтому, ребята, следуйте другому правилу, которое нам надо запомнить – «Уступайте друг другу» (Прикрепляется к доске).

Правила этикета очень разумны. Если вы позвонили по телефону кому-то, то вы первым должны поздороваться и сразу назвать себя. Для чего?

Учащиеся отвечают. Чтобы собеседник не ломал голову, с кем он разговаривает.

Учитель. Подобных правил можно привести много. Давайте попробуем разучивать их вместе. Я начну – а вы продолжайте:

Тарелку с супом нельзя наклонять ни к себе, ни от себя, так как...

Учащиеся отвечают.

Учитель. Навещая заболевшего друга, не задерживайтесь долго, потому что…

Учащиеся отвечают.

Учитель. Размахивать изо всех сил руками, рассказывая о чем-нибудь, не стоит, так как…

Учащиеся отвечают.

Учитель. Человек может обойтись без многого – но не без человека! Так, французский врач Ален Бомбар доказал, что человек после кораблекрушения мог бы продержаться в океане не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки! Почему? Наступает смерть не от истощения, а от одиночества. Именно потому, что человек хочет видеть друзей, живы ли они, в каком они состоянии. Значит, конфликтовать нельзя по мелочам: нам, людям, нужна взаимная поддержка.



IV. Тест «Насколько вы конфликтный человек»



1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

А) не принимаю участия;

Б) лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;

В) активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».



2. Выступаете вы где-нибудь с критикой руководства?

А) нет;

Б) только, если имею для этого веские основания;

В) критикую всегда и по любому поводу;



3. Часто ли вы спорите с друзьями?

А) только в шутку или если они люди необидчивые;

Б) лишь по принципиальным вопросам;

В) споры – моя стихия.



4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

А) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

Б) делаю замечание – надо же научить хулигана хорошим манерам;

В) прохожу вперед и начинаю следить за порядком.



5. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция:

А) не буду поднимать бучу из-за пустяка;

Б) молча, возьму солонку;

В) не удержусь от едких замечаний, и, быть может, откажусь от еды.



6. В транспорте вам наступили на ногу. Ваша реакция:

А) с возмущением посмотрю на обидчика;

Б) сухо, без эмоций сделаю замечание;

В) выскажусь, не стесняясь в выражениях.



7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится. Ваша реакция:

А) промолчу;

Б) ограничусь коротким тактичным замечанием;

В) выскажу все, что я об этом думаю.



8. Не повезло: на улице в лотерею вы проиграли кучу денег. Как вы к этому отнесетесь:

А) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово: никогда больше не участвовать в этом безобразии;

Б) не скрою досады, но отнесусь к этому с юмором, пообещав взять реванш;

В) проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить лохотронщику.



V. Подсчитывание баллов



За ответ «А» ставится 4 очка; за «Б» – 2 очка; за «В» – 0 очков.



1. Если набрали 22-32 очка, Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если потребуют обстоятельства, высказывайтесь смелее.

2. Если набрали 12- 20 очков, Вы слывете человеком конфликтным, но это преувеличение. Вы конфликтуете, если только нет другого выхода, когда все другие способы исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы «не выходите за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.

3. Если набрали до 10 очков, споры и конфликты – ваша стихия, ведь вы любите критиковать других. Если же услышите замечание в свой адрес, можете съесть человека живым. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами, так как ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой характер!!!

Учитель. «В психологии есть такой пример: человек – это дробь, где числитель означает, как сам человек себя оценивает, а знаменатель – это то, как его оценивают окружающие».



VI. Игра «Знаю ли я себя»



Учитель. (По желанию) Выходят два человека, на листке они пишут три своих положительных и три отрицательных качества. Листок передается педагогу. Затем одноклассники называют три положительных и три отрицательных качества этого человека. Вслух называем качества и сравниваем, что получилось.



VII. Игра «Смотрю на себя со стороны»



Учитель. Некий человек посмотрел на себя со стороны и увидел, что у него уйма привычек, которые раздражают окружающих. А теперь вы посмотрите на себя и подумайте, нет ли у вас подобных привычек.

• Не грызете ли вы ногти.

• Не хлюпаете ли вы носом.

• Не разговариваете слишком громко.

• Не размахиваете ли вы руками так сильно, что друзьям еле-еле удается увернуться, чтобы не быть задетыми.

• Не раскачиваетесь ли вы на стуле.

• Не чистите ли зубы ногтем мизинца.

• Не хлопаете ли вы дверью.

• Не чистите ли вы ботинки о штанину брюк.



Давайте запишем следующее наше правило в тетради: «Следим за собой всегда и везде.

Помним: «Мы – среди людей

Запишем в тетради и следующее правило: «Учусь смеяться над собой», так как это говорит о наличии у нас чувства юмора и еще служит хорошей защитой!



VIII. Подведение итога урока



Учитель. Сегодня мы попытались разными способами оценить себя и лучше узнать. Следовательно, наше последнее правило звучит так: «Человек не должен своим поведением доставлять неудобства окружающим людям!»



IХ. Домашнее задание. Написать сочинение с элементами рассуждения на тему: «Память – примета доброты».


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!