СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему : «Обобщение понятия о показателе степени». Урок 1

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Расширить понятие степени, дать понятие степени с рациональным показателем;  научить переводить  степень  с рациональным показателем

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему : «Обобщение понятия о показателе степени». Урок 1»

Название предмета: алгебра и начала анализа

Класс: 11

УМК: «Алгебра и начала анализа» 10-11 класс, А.Г. Мордкович и др., 2013 г.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: «Обобщение понятия о показателе степени».

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 часа

Место урока в системе уроков по теме: 1

Техническое обеспечение урока: карточки для работы у доски и самостоятельной работы.

Цель урока:

  • Расширить понятие степени, дать понятие степени с рациональным показателем; научить переводить степень с рациональным показателем в корень и наоборот; вычислять степени с рациональным показателем.

  • Развитие памяти, мышления, устного счета.

  • Формирование активности. ответственности, трудолюбия.


«Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть

из математики степени, и он увидит,

что без них далеко не уедешь»

М.В.Ломоносов



Ход урока




1. Организационный момент, проверка готовности к уроку.

2. Актуализация опорных знаний.

а) Перечислите свойства степеней с целым показателем (работа на обратной стороне доски)

Какая ошибка в записи свойств степени?


б) Повторение. Устная работа.

1) Дайте определение степени с целым показателем

2) Если , то 150 = ?

3) Если , то 751 = ?

4) Если , то .

5) Вычислите

6) Сравните с единицей: 10 – 2; 420 ; (0,2)- 6 ;

в) Проверить задание у доски.


3. Объяснение нового материала.

Во всех представленных выше заданиях, показатель степени – целое число. Как быть в случае дробного показателя? При работе с такими степенями нужно, чтобы все свойства для целочисленных степеней сохранялись.

Как вы думаете, что представляет собой число 30,5;? (выслушать мнения учеников, которые они предложат).

Для этого надо обобщить понятие степени. Рассмотрим равенство . Тогда по определению q-й степени разумно считать, что будет корнем q-й степени из числа ap.


Пример 1.

По определению степени с рациональным показателем и свойствам корней получаем:

Сделаем ряд замечаний, связанных с понятием степени с рациональным показателем.

1) Для любого .

2) По основному свойству дробей рациональное число можно записать в виде для любого натурального числа k. Тогда значение степени не зависит от формы записи рационального числа, т.к. .

3) При a рациональная степень числа a не определена. Рассмотрим . С другой стороны , и тогда . Получаем противоречие. Для приведенного определения стеени с рациональным показателем выполняются все приведенные ранее основные свойства степеней, но только для положительных оснований.

Итак, для любых рациональных чисел s и t и любых положительныхчисел a и b справедливы равенства:

Рассмотрим применение свойств на примере.

Пример 2.

Вычислить:

Используя ствойства степени с рациональным показателем, запишем выражение в виде



4. Первичное закрепление.

Усно выполнить №37.1 – 37.6 (а, б)

5. Подготовка к ЕГЭ. Задания из открытого банка задач. 4 учащихся работают у доски.

1. Найдите значение выражения .

2. Найдите значение выражения .

3. Найдите значение выражения .

4. Найдите значение выражения .


5. Найдите значение выражения . Объясняет учитель.

Решение:

Здесь смущает, что основания степеней не одинаковые, даже совсем не похожие. А так ли уж они не похожи?

169 = 132; ; .

А теперь применим свойство степеней №5 – произведение степеней с одинаковыми показателями

Окончательно получаем:

Ответ: 7


6. Историческая пауза. Сведения о развитии понятия степени.

Дробные показатели степени и наиболее простые правила действии над степенями с дробными показателями встречаются у французского математика Николая Орема (1323–1382 гг.) в его труде “Алгоризм пропорций”. Известно, что Николай Шюке (1445–1500 гг.), рассматривал степени с отрицательными и нулевым показателями. Позже дробные и отрицательные, показатели встречаются в “Полной арифметике” (1544 г.) немецкого математика М.Штифеля и у Симона Стевина.Немецкий математик М.Штифель (1487–1567 гг.) дал определение а0=1 при и ввел название показатель (это буквенный перевод с немецкого Exponent). Немецкое potenzieren означает возведение в степень.В конце ХVI века Франсуа Виет ввел буквы для обозначения не только переменных, но и их коэффициентов. Он применял сокращения: N, Q, C – для первой, второй и третьей степеней. Но современные обозначения (типа а4, а5) в XVII в ввел Рене Декарт.

7. Самостоятельная работа. (5 мин)

Вариант 1

1. Представьте выражение в виде степени с рациональным показателем
а) ; б) ; в) ;

2. Представьте выражение в виде корня из числа или выражения
а) ; б) ; в) ;

3. Вычислите:
а) ; б) в) ; г) ;





Вариант 2

1. Представьте выражение в виде степени с рациональным показателем
а) ; б) ; в) ;

2. Представьте выражение в виде корня из числа или выражения
а) ; б) ; в) ;

3. Вычислите:
а) ; б) в) ; г) ;



8. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: §37, №37.7, 37.14 (все в, г); прототипы задания 9 - №88, 89, 93, 94,100.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!