Урок профориентации в 9 классе. Учитель Гончарова Е.Б.
Тема: «Технология управленческой деятельности».
Цель урока: познакомить учащихся с тем, в чем состоит сущность и назначение управленческой деятельности, расширить представление детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении; формировать позитивную оценку людей с активной жизненной позицией, побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к активной позиции на рынке труда, к определению целей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, саморазвитию.
«Если вы удачно выберете труд и вложите
в него душу, то счастье само вас отыщет».
К.Д. Ушинский
Ход урока
1) Оргмомент.
2) Опрос домашнего задания.
3) Изучение нового материала.
ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Управление - это процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние или для поддержания ее в каком- то установленном режиме.
Наукой об общих законах управления является кибернетика. Управление может осуществляться различными системами: техническими, биологическими, социальными.
Рассмотрим технологию управления социальными системами, где предметом управленческой деятельности является человек.
Система управления - это взаимодействие двух взаимосвязанных элементов (подсистем): субъекта управления и объекта управления.

Субъекты управления могут быть индивидуальными (учитель, директор, мастер, отец, мать и т.д.) и коллективными (коллегия, совет, штаб и т.д.). |
Объекты управления обусловлены уровнями управления Управление людьми может осуществляться на разных уровнях.
? управление обществом, государством, отдельными регионами;
? управление сферами человеческого бытия и отраслями производства,
? управление коллективами предприятий, организаций, учреждений;
? управление общностями, группами, отдельными людьми и др.
Управление в сфере бизнеса называется менеджментом (англ. managment - управление, заведование, организация) Специалистом по управлению (субъектом управления) здесь выступает менеджер.
Управленческая деятельность предусматривает выполнение следующих функций (обязанностей):

Методы управления - это особые специфические приемы, способы взаимоотношений и взаимодействий руководителя с исполнителями.
Можно выделить следующие группы методов управления:
1. Организационно- методические
Совещания, собрания, заседания, семинары, практикумы и др.
2. Распорядительно-правовые
Приказы, распоряжения, нормативы, инструкции, постановления, положения, планы, уставы и др.
3. Административно-экономические
Повышение (понижение) в должности, повышение (понижение) в зарплате, повышение (понижение) квалификационного разряда, категории, повышение (понижение, лишение) премии и др.
4. Психолого-педагогические
Убеждение, внушение, пример, соревнование, требование, поощрение, наказание и др.
4) Практикум.
Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы наши одну - единственную. Профессиональное самоопределение - от слов «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу – могу - надо».
Как правильно выбрать профессию? Вот что советует психолог.
Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).
Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»).
В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).
Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей {показывает на рисунок № 1).
В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы - реальные, конкретные, позитивные.
В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности.
А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас. Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора.
На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения.

Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание (читает):
• Наташа пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало - больше половины всех выпускников. (№ 1.)
• Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. (№2.)
• Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает, как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. (№3.)
(Дети определяют, какой рисунок соответствует вариантам выбора.)
Как же у Саши получился такой удачный выбор? Окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?
Примерные ответы детей:
• У Наташи в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».
• У Лены выбор оказался удачным, но это не очень прочный выбор. Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.
Что бы вы посоветовали Наташе и Лене?
Примерные ответы детей:
• Наташе нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.
• Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.
Упражнение «Я–Другой, Карьера–Дело»(самодиагностика).
(Приложение 1)
Инструкция. Выбирая профессию, человек выбирает образ жизни. Это задание поможет вам уточнить, что для вас сегодня важно, а что второстепенно. Оцените варианты ответов, поставив в клетках на пересечении номера вопроса и вариантов ответа (а, б, в, г) баллы: от нуля – за вариант, который вам безразличен, до трех баллов – за самый значимый для вас. Нельзя ставить одинаковые баллы в одной строчке!
1. Мне нравится
А) иметь много свободного времени
Б) добиваться успеха во всех делах
В) делать подарки своим друзьям
Г) находить красивое решение трудной задачи
2. Мой девиз
А) «Работа не волк, в лес не убежит»
Б) «Хочешь жить — умей вертеться»
В) «Что отдал, то твое»
Г) «Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать»
3. Лучшая работа для меня — та, которая
А) не мешает мне жить своей жизнью
Б) дает возможность быстрого продвижения по службе
В) нужна людям
Г) интересна
4. Счастье для меня — это
А) возможность жить в свое удовольствие
Б) высокая должность и хорошая зарплата
В) благополучие моих друзей и близких
Г) возможность заниматься любимым делом
Обработка: подсчитайте и запишите в нижней строчке сумму баллов по каждому столбцу (а, б, в, г):
9–12 баллов — ярко выраженная направленность личности;
5–8 баллов — умеренно выраженная направленность;
0–4 баллов — направленность не выражена.
Резюме – одно из эффективных средств поиска работы.
Анкета кандидата на должность____________________________________________
в компанию________________________________________________________________
1.Анкетные данные (фамилия, имя, отчество, возраст)____________________________
__________________________________________________________________________
2. Семейное положение и наличие детей (их возраст)____________________________
_________________________________________________________________________
3.Адрес и телефон _________________________________________________________
_________________________________________________________________________
4.Образование (полное название учебного заведения, год окончания, название факультета, специальность по диплому ________________________________________
_________________________________________________________________________
5. Ваши дополнительные навыки и умения______________________________________
_________________________________________________________________________
6.Ваши увлечения _________________________________________________________
_________________________________________________________________________
7.Назовите ваши главные достоинства________________________________________
_________________________________________________________________________
8. Назовите ваши главные недостатки_________________________________________
__________________________________________________________________________
9.Ваши достижения (награды, премии, открытия, публикации и т.д.)_______________
_________________________________________________________________________
10.Ваше профессиональное кредо (девиз) _____________________________________
_________________________________________________________________________
11.Почему вы хотите работать в нашей компании________________________________
__________________________________________________________________________
12.Какие профессиональные цели вы ставите перед собой_________________________
__________________________________________________________________________
13.На что вы рассчитываете при достижении этих целей_________________________
_________________________________________________________________________
14.Какое вознаграждение вы хотели бы получить за вашу работу__________________
Составь синквейн на тему «Профессиональный успех».
Что такое синквейн? Это стихотворение, состоящее из пяти строк (незарифмованных). В синквейне человек выражает свое отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
1-я строка – одно существительное, определяющее содержание.
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
3-я строка – три глагола, показывающие действие понятия.
4-я строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
5-я строка – одно ключевое слово, через которое автор выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Основы финансовой грамотности 8–9...
Электронная тетрадь по химии 11 класс...
Математика 4 класс ФГОС
Конституция Российской Федерации....
Русский язык 1 класс ФГОС
Русский язык 4 класс ФГОС
Электронная тетрадь по английскому...
Электронная тетрадь по химии 10 класс...
© 2017, Гончарова Евгения Борисовна 5594 245
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы