СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему:" Запорожская Сечь: ее обычаи и нравы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Запорожская Сечь: ее обычаи и нравы.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Методы и приёмы работы на уроке:

Побуждающий к гипотезам диалог.

Подводящий к открытию знания диалог.

Организация самостоятельной исследовательской деятельности.

Метод коммуникативного обучения.

Приёмы активизации устной речи.

Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему:" Запорожская Сечь: ее обычаи и нравы"»

Тема урока: Запорожская Сечь: ее обычаи и нравы.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Методы и приёмы работы на уроке:

Побуждающий к гипотезам диалог.

Подводящий к открытию знания диалог.

Организация самостоятельной исследовательской деятельности.

Метод коммуникативного обучения.

Приёмы активизации устной речи.

Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника

- самоопределение

- способность к самооценке

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- актуализация личного жизненного опыта

- анализ объектов с целью выделения признаков

- извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание

- умение структурировать знания

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества

- умение формулировать собственное мнение и позицию

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации

- рефлексия своих действий

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную цель и задачу

- осознавать качество и уровень усвоения учебного материала

- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью


Ход урока

Уважаемые гости! Вашему вниманию будет представлен фрагмент урока отработки умений и рефлексии с использованием технологии проблемного обучения……………


  1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

ТЕМА УРОКА ЗАПИСАНА НА ДОСКЕ


- Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

- Что вы уже знаете об этой теме?

- А что бы хотели узнать?

- Подберите слова об этом или на эту тему…….

-Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!



  1. Этап актуализации и пробного учебного действия

- А в каких еще источниках может храниться та или иная информация? (……………и в письмах)

- Кто из вас любит писать письма?

- Что собой представляет текст письма (это нетрадиционный жанр сочинения)

- В моем конверте два предложения из разных писем

- Что можно сказать о людях, ставших авторами следующей строчки

- Твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться с тобой

(Предположения обучающихся)

- К кому могли обращаться казаки на «ты»? (к обидчику)

- Каким вы его представляете?...............

- Я, султан, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.

- Атмосфера и настроение среди казаков, сочиняющих текст ответа, описана в известном вам источнике, в каком? (в картине И. Репина)

-В чем вы видите сходство между картиной Репина и повестью Гоголя в изображении запорожского казачества?

(Художник хотел показать, что казаки – это свободолюбивые люди. Они смеются над самоуверенностью султана, верят в свои силы.)



- Укажите, какие места в повести Гоголя вам вспоминаются при рассматривании картины?

а) пирушка в доме Тараса, б) пьяный запорожец, растянувшийся на земле,

в) казаки под стенами Дубно дразнят смехом врага.

- Кого из героев «Тараса Бульбы» узнаете на картине Репина?

(Репин изображает запорожцев в момент, когда они, сгрудившись у грубо сколоченного стола, сочиняли свой знаменитый ответ. Художник тоже казак, потомок запорожцев. На картине мы видим удивленного здоровяка с перевязанной головой – его Репин писал с себя).

- Выберите из предложенных цветных фигур те, которые соответствуют вашему настроению и наклейте их на первый чистый лист. Назовите свое получившееся произведение. Самостоятельная работа выполняется в течение 2-3 минут

  1. Этап локализации индивидуальных затруднений


- Что представляет из себя Запорожская Сечь?

- Вы можете представить себе существование Запорожской Сечи в нынешнее время?

(“В воздухе вдруг захолодело; они почувствовали близость Днепра... Козаки сошли с коней своих, взошли на паром и чрез три часа плавания были уже у берегов острова Хортицы, где была тогда Сечь, так часто переменявшая своё жилище...”)

- Почему она так называлась?

Называлась она так потому, что располагалась за труднопроходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками.

Словарная работа (засеки - укрепления из поваленных деревьев, порог – каменистое возвышение речного дна, ускоряющее течение и затрудняющее судоходство)

- Кто же такие казаки, населявшие Запорожскую Сечь?

(Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Нередко казаками становились беглые крестьяне (крепостные). Одни казаки жили по южным границам Московского государства (на реке Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь, где сложилась своеобразная “казачья республика”.)

- Как описывает Гоголь степь? На что обращает внимание, рассказывая о ней? Как помогает увидеть богатство её красок? Прочитайте описание степи.

(Учащиеся зачитывают описание степи. Отмечают, что степь предстаёт перед нами в разное время суток (день, вечер, ночь), и в любое время она прекрасна.)

- Какие изобразительно-выразительные средства языка использует писатель, чтобы создать эту прекрасную картину?

(Учащиеся называют сравнение, олицетворение, метафору, эпитеты, риторическое восклицание. Приводят примеры из текста.)

- Посмотрите на репродукцию картины А.Куинджи “Днепр утром”.

- Что вас удивило в сравнении с первой картиной?

- Что интересное заметили?

- Сколько же в нашем классе мнений?

(Учащиеся отмечают, что картина “Днепр утром” написана скромными цветами, без ярких световых эффектов. Поверхность реки передана в мягких, бело-молочных тонах. На переднем плане — зелёная степная растительность на холме, с торчащим кустом репейника. Тем не менее, всё это вместе создаёт удивительное впечатление простора).

- А теперь ваше настроение изменилось? Покажите его, используя второй чистый лист и цветные фигуры.

  1. Этап обобщения затруднений во внешней речи

- Итак, что же такое Сечь?

- Как принимали на Сечь? О чём спрашивали?

(Спрашивали, верует ли человек во Христа, в Святую Троицу, ходит ли в церковь. Защита национальной независимости, государственной

самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви (в то время Украина входила в состав Польско-Литовского государства, где была католическая вера).

- Сечь в повести – это поэтическая картина идеализированного общества, рождающего героические характеры. В ней воплотилась мечта Гоголя о свободной, вольной жизни, основанной на равноправии и братстве.

- Какие ассоциации возникают, когда слышите выражение «идеальное общество»?

- Настолько ли идеальна Сечь со своими законами?

- Неужели не сбылась мечта Гоголя?

Возможен просмотр отдельных сцен из кинофильма (1-2 мин)

- Таким ли вам представлялся воинский долг?

- В чем заключается проблема? (все мы разные люди, у каждого человека свое представление, влияние многих факторов: эпохи, среды и т.д.)

(“Здесь были все бурсаки... Тут было много тех офицеров, которые потом отличались в королевских войсках; тут было множество образовавшихся опытных партизанов... Много было и таких, которые пришли на Сечь с тем, чтобы потом сказать, что они были на Сечи и уже закаленные рыцари...”)

- Повесть «Тарас Бульба» - результат серьезного увлечения историей. Кто из писателей по духу близок Гоголю? (М. Ю. Лермонтов «Песня о купце Калашникове», А. С. Пушкин «Борис Годунов»)

- Предлагаю сравнить полученные знания по двум произведениям.


  1. Этап включения в систему знаний и повторения

Решение тестового задания с самопроверкой по эталону

  1. Разгром Казанского и Астраханского ханств связан с именем: а) Ивана Грозного; б) Бориса Годунова; в) князя Олега

  2. Черный кафтан, притороченная к седлу собачья голова и метла – это атрибуты: а) земских; б) опричников; в) царей

  3. «Шляхтичи» - это: а) польские дворяне; б) литовские князья; в) белорусские крестьяне

  4. «И он промчался пред полками, // Могущ и радостен, как бой»: а) Карл ХӀӀ; б) Петр Ӏ; в) Иван ӀV

  5. Коня в награду кудеснику обещал: а) князь Игорь; б) князь Олег; в) никто не обещал

Ключи: 1. А) 2.б) 3.а) 4.б) 5. Б)

  1. Этап рефлексии деятельности на уроке

- Возьмите в руки одну из картинок настроений, созданных вами в течение урока.

-Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

-Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

-Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.