СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Начало гражданской войны 9 класс.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. Начало гражданской войны 9 класс.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Начало гражданской войны 9 класс.»

Конспект урока

Тема: Начало Гражданской войны (9 класс)

Цель:

  • сформировать представление о гражданской войне как битве альтернативных

возможностей России

  • уяснить причины гражданской войны и социальный и политический состав противников

  • разобрать причины иностранной интервенции

  • познакомить с различными подходами о периодизации гражданской войны

План:

    1. Понятие и причины гражданской войны

    2. Участники

    3. Периодизация

    4. Интервенция

Оборудование: электронная презентация, фрагмент фильма «Адмирал», раздаточный

материал «Красная Армия и её задачи» статья Фрунзе, рассказ о

событиях в деревне


Ход урока

I. Оргмомент (настрой)

II. Подготовка к изучению новой темы

Попробуем перенестись в начало XX века. Переломное время русской истории, трагическое, бесспорно интересное и сейчас в начале XXI века. Весна. События в деревне

Работа с рассказом

Вопросы по рассказу: (слайд 3)

  • Попробуйте назвать основных действующих лиц этого рассказа?

  • Что делают вооруженные люди с красными петлицами? Чем они мотивируют свои действия?

  • Что делает старушка? Чем она мотивирует свои действия?

  • Кто из них прав?

Поиски ответа на вопросы: кто виноват, кто прав, как лучше выльется в России начала XX века в событие, цена которого перед вами (слайд 4)

Сегодня мы начинаем разговор о Гражданской войне. Наша задача выявить причины войны, основных участников и их задачи, отметить хронологические рамки этого события. (слайд 5)

  1. Новая тема

  1. Причины войны

    • Что такое гражданская война?

    • Гражданская война начала XX века – это первая в истории России гражданская война?

    • Когда подобное событие уже было?

    • Что стало причиной гражданской войны в XX веке?

Вспомогательные вопросы:

  • Кто оказался у власти в октябре 1917 года?

  • Что произошло с теми, кто был у власти до октября 1917 года? (слайд 4)

  • В России начала XX века была одна партия? А у власти?

  • Какое отношение к этому было у других партий?

  • Когда и где они планировали мирным путем лишить большевиков власти? К чему это привело?

  • Какое событие оскорбило патриотические чувства населения России?

  • Какие экономические мероприятия провели большевики в деревне? К чему они привели?

  1. Противоборствующие силы

Давайте посмотрим из вышесказанного кто же «свои» и кто «чужие» в гражданской войне. По крайней мере, мы уже знаем одну сторону, одних участников

(составление схемы на доске)

Социальные силы Политические силы


Большевики буржуазия монархисты

помещики либералы: кадеты

часть офицерства октябристы

часть интеллигенции меньшевики

часть пролетариата правые эсеры

зажиточное и среднее крестьянство левые эсеры

красные белые


  • Попробуйте определить кто выиграет гражданскую войну?

  • Почему вы так решили?

Оппоненты красных должны выиграть, но для этого необходимы, по меньшей мере два условия.

  • Какие?

  • Насколько реальна перспектива образования единого лагеря оппонентов большевиков?

  • Какой слой населения в России самый многочисленный?

  • Кого, на ваш взгляд должны поддержать крестьяне?

В определенный момент крестьяне попытаются выступить самостоятельной силой, так возникнет движение «зеленых».

  • Как вы думаете, за что будут сражаться каждая из сторон в гражданской войне?

(работа с документом Фрунзе «Красная армия и ее задачи») слайд 6

Вопросы:

  • Кого считает своими врагами один из лидеров красных Михаил Фрунзе?

  • Какую перспективу в случае поражение рисует Фрунзе?

  • Попробуйте сформулировать задачи красных к гражданской войне?

(просмотр фрагмента фильма «Адмирал»)

  • За что собирается воевать один из лидеров белых в гражданской войне?

  • Ничего странного не замечаете?

Каждая из сторон воевала за будущее России, за светлое, великое будущее, но каждая из сторон это будущее понимала и видела по-своему. Только свою идею считали единственно правильной. И за эту правильную идею готовы были идти до конца, не щадя ни своей, ни чужой жизни.

Событие усугубило еще и то, что в белом лагере каждая из групп имела свое представление о будущем, свою идею, уступать в чем-то кому-то никто не собирался. Объединяло этот лагерь только не6нависть к большевикам, к их политике.

  1. Периодизация

Настало время поговорить о хронологических рамках гражданской войны. Попробуем выяснить, когда начинается и когда заканчивается это противостояние.

На сегодняшний день нет единого подхода к вопросу о периодизации. Выделяют несколько точек зрения. (Слайд 7)

  • Что происходит в феврале 1917 года

Авторы этого подхода считают, что окончание войны - это оккупация Красной Армией независимых государств Закавказья, Хивы, Бухары, Дальневосточной республики. Эти события положили начало относительно стабильному развитию страны.

  • Что происходит в октябре 1917 г?

Последнее крупное выступление против власти большевиков – это крестьянское восстание под предводительством Александра Антонова в Тамбовской губернии и выступление моряков в Кронштадте. После этого большая часть страны была под властью большевиков.

И, наконец, авторы третьего похода выделяют в гражданскую войну только открытое вооруженное противостояние. Все три подхода имеют право на существование. Когда вы познакомитесь с событиями подробнее ваше право выбирать любую периодизацию. Автор вашего учебника, и мы вместе с ним будем пока придерживаться третьего подхода. (Слайд 8)

4. Интервенция

  • У кого, кроме населения России, Брестский мир вызвал резкое недовольство?

  • Как называется явление, о котором пишет Фрунзе?

  • Что такое интервенция?

(Слайд 9)

Лидирующую роль в интервенции сыграют Франция (Крым, Украина, Новороссийск) и Великобритания (Украина, Крым, Закавказье, Закаспийская область)

  • Почему пик интервенции приходится на 1919 год?

  • Каковы причины интервенции?

  • Зачем другие страны вмешались во внутренние дела России, ведь это вмешательство для них оказалось недешевым? (слайд 10)

(слайд 11)

IV. Итог урока

Мы только начинаем разговор о Гражданской войне, но уже сегодня можем извлечь уроки из этого события.

  • Какие уроки из гражданской войны мы можем извлечь?

(слайд 12)

  • Каким образом нам изучать это событие, с чьей позиции?

(слайд 13)

V. Домашнее задание: Параграф 18 вопросы 2 – 6 устно

4