- воспитание чувства гордости за свою Родину, за богатство музыкального наследия;
- развитие этических чувств, чувства доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;
- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор
- развитие умения соединять теоретический результат с практической деятельностью;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения и др.
- воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к музыкальному искусству;
- пробуждение познавательного интереса к классике, стремление совершенствовать свой музыкальный вкус.
Этап занятия | Содержание | УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент | Здравствуйте ребята. Садитесь В мире много сказок Грустных и смешных, И прожить на свете Нам нельзя без них. И сегодня у нас будет необычный урок, мы с ваши совершим путешествие в сказку. (1 слайд) А поможет нам совершить это путешествие волшебное заклинание. Как только мы его произнесем– сразу окажемся в сказке. И так, сначала я его произнесу, а теперь все вместе. “Крибле-крабле-бом” распевание по ступеням мажорного трезвучия | Здравствуйте Садятся Повторяют за учителем | Личностные УУД: – проявление эмоциональной отзывчивости; Регулятивные УУД: – адекватно воспринимать предложения учителя; Коммуникативные УУД: – контролировать свои действия в коллективной работе. |
Актуализация опорных знаний | Куда же мы попали? послушайте внимательно музыку, она подскажет, где мы очутились. “Монтер” Д.Б. Кабалевский - вступление (слушание). Что изобразила музыка? Где же мы очутились? Итак, музыка нарисовала лес. А музыка рассказала, какой это лес? Давайте изобразим этот лес. Представьте, что вы деревья в этом лесу… Вы красивые, стройные березки, стоящие ровными рядами? Нет! Страшные, скрипучие коряги. Давайте теперь под музыку изобразим деревья | В сказку В лесу Ответы детей Нет Выполняют движения под музыку | Познавательные УУД: -использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи; -понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями; Коммуникативные УУД: – воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; – учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; |
Самоопределение к деятельности | Ребята, хотелось бы вам погулять в таком лесу? А кто из сказочных героев мог бы жить здесь? Какой злой персонаж живет в таком дремучем лесу Сейчас мы послушаем музыку П.И.Чайковского “Баба Яга” и постараемся увидеть, чем она сейчас занимается. А чтобы нам было легче представить, закройте глаза. “Баба Яга” П.И.Чайковский О чем же рассказала музыка? Что вы себе представили? Почему вы так решили? Какая была музыка? Давайте поиграем в “Музыкальную копилку”: на столах у вас лежат карточки, из них вы должны выбрать только те, которые подходят к характеру музыки. Я даю вам минутку на обдумывание. А теперь положите в копилку слова которые вы выбрали, назовите их. солнечная печальная нежная ласковая мягкая добрая спокойная грозная тревожная таинственная волшебная стремительная колючая сердитая героическая Ребята, пока мы играли в “Музыкальную копилку”, я забыла, чем закончилась музыка: улетела Баба Яга в лес или осталась где-то рядом? Кто внимательно слушал сможет ответить на вопрос Почему вы так решили? В какую-то страшную сказку привело нас заклинание давайте еще раз споем его и отправимся в другую сказку | Ответы детей Баба Яга Слушают музыку Ответы детей. Может она спала на печке Дети по одной карточке приносят в музыкальную копилку. Она улетела. Потому что музыка заканчивается, затихает | Познавательные УУД: -использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи; -понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями; Коммуникативные УУД: – воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; – учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Личностные УУД: – основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями; – восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера; Регулятивные УУД: – понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей; – осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; – адекватно воспринимать предложения учителя. |
Открытие нового знания | И вот мы с вами очутились в гостях у трех подружек. Они живут рядом, дружат и играют в одном дворе, но очень разные. У каждой свой характер, как и у каждого из вас. Посмотрите на них внимательно, сейчас вы внимательно послушаете музыку и мы определим характер первой подружки Фрагмент пьесы Д.Б. Кабалевского «Три подружки» - «Резвушка». -Какой вы её увидели? Что она делает? О чём нам рассказала музыка, какая она? Что выразила музыка? Как назовём девушку? А следом за ней и вторая идёт. Слушаем внимательно Фрагмент пьесы Д.Б. Кабалевского «Три подружки» - «Плакса». Что о ней скажете? О чём нам рассказала музыка, какая она? Как зовут эту девочку? Что выразила музыка? А теперь какая девочка? Фрагмент пьесы Д.Б. Кабалевского «Три подружки» - «Злюка». О чём нам рассказала музыка, какая она? Как мы её назовём? Что выразила музыка? Совершенно верно ребята, композитор Дмитрий Кабалевский так и назвал свое произведение «Три подружки» (Резвушка, Плакса и Злюка) Посмотрите на его портрет С какой из девочек вы стали бы дружить? А с плаксой? А со злюкой дружить будете? Я прочитаю вам маленькое «стихотворное пожелание» посвящается оно всем злюкам планеты: Злиться вам никак нельзя – Для здоровья вредно. Злой и грубый человек- Это очень скверно! -Не стоит зря злиться и расстраиваться. Помните, что после плохого обязательно наступит хорошее! Надо работать над своими недостатками. | Игривая, озорная, прыгает Настроение, характер, чувства Резвушка Слушают музыку Грустная, жалобная, плачет Печальная, тихая Плакса Настроение, характер, чувства Слушают музыку Отрывистая, грубая, злая Настроение, характер, чувства Злюка Мы бы стали дружить с Резвушкой Слушают стихотворение | Познавательные УУД: -использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи; -понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями; Коммуникативные УУД: – воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; – учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Личностные УУД: – основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями; – восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера; Регулятивные УУД: – понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей; – осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; – адекватно воспринимать предложения учителя. |
Первичное закрепление | А теперь мы произносим волшебное заклинание и вот мы очутились в другой сказке, кто вспомнит, что это за сказка?.. Музыка из к/ф “Приключения Буратино” Физкультминутка “Буратино и Пьеро” Давайте поиграем в “Буратино и Пьеро”. Все встаем. Пока звучит музыка, вы двигаетесь, музыка остановилась – вы замерли в той позе, которую я назову: Буратино – как будто вы деревянные; Пьеро – как будто тряпочные. Ну а нам пора переходить в другую сказку. Произносим все вместе волшебное заклинание Вот мы уже в другой сказке. Нас встречает добрая волшебница и она приготовила для вас задание. Посмотрите внимательно на доску, давайте выполним упражнение. Молодцы ребята. А скажите мне кого еще можно назвать доброй волшебницей? | Повторяют за учителем Выполняют физкультминутку Повторяют за учителем Выполняют задание | Познавательные УУД: -использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи; -понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями; Коммуникативные УУД: – воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; – учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Личностные УУД: – основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями; – восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера; Регулятивные УУД: – понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей. |
Включение полученных знаний в систему знаний | Кто покупает вам подарки? И выполняет все ваши желания? Давайте послушаем песню про добрую волшебницу – маму Теперь мы начнем учить эту песню (разучивание песни). I куплет День уже клонится к вечеру Детям спать давно пора. Мама добрая волшебница Сон охраняет до утра, до утра. Припев: Много на свете загадочных мест В какой ни попал бы ты край Ты иногда долгожданный привет Маме своей передай. II куплет: Все, что есть хорошего в тебе, Нам в наследство ты даешь. И как светлый лучик в трудный час Всегда согреешь и спасешь, и спасешь. III куплет Дни летят, бежит за годом год. Детство в прошлом остается Но вернуться удается Если мама нежно позовет, позовет. Молодцы ребята. Резерв Пока мы с вами учили песню, нам пришло письмо от Незнайки. Давайте его скорее прочитаем. Со мной вчера произошла интересная история. Послушайте музыку, и вы сами догадаетесь, что произошло вчера". Очень странное письмо. Но давайте послушаем музыку. О чем она расскажет? “Веселая. Грустная” Л. Бетховен Что же могло произойти с Незнайкой? Музыка менялась от начала до конца? Значит, менялось и настроение героя. Как вы считаете, почему оно могло меняться? Очень интересные истории. Ну а нам с вами пора домой. Вы еще не забыли волшебное заклинание? | Мама Слушают песню Слушают музыку У него наверное что-то случилось Дети сочиняют свои рассказы | Познавательные УУД: -использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи; -понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями; Коммуникативные УУД: – воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; – учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Личностные УУД: – основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями; – восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера; Регулятивные УУД: – осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; – адекватно воспринимать предложения учителя. |
Подведение итогов урока | Вот мы и побывали в сказке. А помогла нам совершить это путешествие… музыка. Так может ли говорить музыка? И о чем она может говорить? Верно. У каких героев мы сегодня с вами побывали в гостях? Как зовут трех подружек? Вспомните какие характеристики музыки вы вкладывали в волшебную шкатулку? Кто может быть доброй волшебницей? А еще, музыка – настоящая волшебница, она без слов может передать настроение героя, рассказать о его переживаниях, нарисовать портреты людей, животных, сказочных персонажей, изобразить картины природы. А чтобы понять музыкальный язык, нужно уметь не просто слУшать, но и слЫшать его. | Ответы детей О настроение героев, описывать героев. Бабы Яги, Трех подружек, Буратино и Пьеро, Доброй волшебницы. Злюка, Резвушка, Плакса Грозная, тревожная, таинственная, волшебная, стремительная, колючая, сердитая Мама | Познавательные УУД: – понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями; Личностные УУД: – уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе, доброжелательном отношении к людям; Коммуникативные УУД: – контролировать свои действия в коллективной работе; Регулятивные УУД: – принимать учебную задачу. |
Рефлексия | - А теперь я попрошу вас взять нотки и выразить свое настроение. Обратите, пожалуйста, внимание, красная нотка - урок понравился, жёлтая - не очень, синяя - не понравился | Оценивают себя, выбирают нотки | Регулятивные УУД: -уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; Личностные УУД: -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Домашнее задание | Окрыли дневники, записали домашнее задание. Нарисовать дома понравившегося героя | Записывают домашнее задание | Личностные: -самосознание, мотивационная готовность; Регулятивные: -саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. |