СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Объёмные изображения в скульптуре"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Объёмные изображения в скульптуре", построенного на основе использования частично-поисковых заданий.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Объёмные изображения в скульптуре"»

3


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

Г.о. Подольск




Разработка урока по программе «Изобразительное искусство.

Предметная линия учебников под ред. Б. Н. Неменского»

6 класс

Раздел «Виды изобразительного искусства

и основы изобразительного языка»

Тема «Объёмные изображения в скульптуре»







Выполнил:

Купцова Анна Викторовна


Место и роль урока в изучаемой теме: усвоения новых знаний.

Цель урока: пробудить у учащихся интерес к скульптуре, как виду искусства, обладающему выразительными возможностями объёмного изображения.

Задачи:

Образовательные: создать условия для выявления характерных особенностей скульптуры, включения учащихся в деятельность по усвоению понятий «скульптура», «круглая скульптура», «рельеф», «монументальная скульптура», «монументально-декоративная скульптура», «станковая скульптура», «скульптура малых форм», дать представление о назначении различных видов скульптуры, актуализировать знания о скульптурах в г. Подольске, закрепить умение учащихся выполнять приёмы работы с пластилином.

Развивающие: развивать приёмы познавательной деятельности: анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификацию; совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи (на примере материалов, применяемых в скульптуре, их свойств и способами изготовления скульптур); способствовать формированию творческого воображения; способствовать развитию инициативы и организаторских способностей учащихся через подготовку выставки (внеурочная деятельность).

Воспитательные: включить учащихся в деятельность по овладению навыками самостоятельной учебной деятельности при создании объёмных изображений животных, используя пластилин; воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности и скульптуре, как искусству, воспитывать аккуратность и усидчивость.

Дидактические средства:

для учителя:

изобразительный ряд: презентация, педагогические образцы фигурки кошки.

литературный ряд: афоризмы о скульптуре (см. презентацию);

для обучающегося:

пластилин, стеки, влажные салфетки, клеёнка.

Методы обучения: объяснение, эвристическая беседа, наглядные методы, частично-поисковые методы, практическая работа, создание ситуации успеха в обучении, фронтальный опрос, методы формирования познавательного интереса (создание ситуаций занимательности).

Характеристика этапов урока

Название этапа,

цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.

Мотивация к учебной деятельности


Учитель приветствует учащихся.



Учитель предлагает учащимся проанализировать слайды 1 и 2 презентации, назвать понятие, которое будет изучаться на данном уроке, и дать его определение.

Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что термин «скульптура» обозначает как искусство создания объёмных художественных произведений путём резьбы, высекания, лепки или отливки, ковки, чеканки, так и произведения такого искусства.


Учитель формулирует тему урока (презентация, слайд 3) и обсуждает с учащимися значение скульптуры, используя афоризмы о ней (презентация, слайд 4)

Учащиеся приветствуют учителя.


Учащиеся последовательно рассматривают слайды презентации, называют понятие «скульптура» и дают его определение.








Учащиеся записывают тему урока в тетрадь и принимают участие в обсуждении афоризмов, формулируя собственное мнение

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция; способность к волевому усилию;

(К) формулировка своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

(П) формирование мыслительных операций: анализ и синтез, обобщение; формирование умения давать определения изучаемым понятиям; извлечение необходимой информации из текстов


2.

Учебно-познавательная деятельность. Актуализация и фиксирование задания и индивидуального затруднения в пробном действии


Учитель предлагает учащимся выполнить задания 14 (презентация, слайды 58): Укажите «лишнюю» скульптуру. Перечислите существенные признаки, характерные для остальных скульптур. Выберите изображение скульптуры, которая имеет отношение к г. Подольску.

По результатам выполнения заданий формулируются определения понятий «монументальная скульптура», «монументально-декоративная скульптура», «станковая скульптура», «скульптура малых форм» и оформляется схема классификации скульптуры по содержанию и функциям (презентация, слайд 9).


Учитель отмечает, что у большинства из учащихся дома есть маленькие скульптурные произведения и предлагает на следующем уроке организовать небольшую выставку. Выбираете инициативная группа организаторов выставки (по желанию учащихся).


Учитель обращает внимание учащихся на то, что классификацию скульптур можно провести и по другим признакам и предлагает проанализировать слайды 1012 презентации (в презентации для работы со схемой используются гиперссылки). При работе с этими слайдами внимание учащихся вновь обращается на скульптуры г. Подольска.

Учитель предлагает рассмотреть слайд 13, на котором показана самая большая скульптура из дерева. Для первичного закрепления рассмотренного материала обсуждают вопрос: «К каким группам по рассмотренным классификациям относится эта скульптура?»



Учитель проводит беседу по вопросам:

  1. Чему (кому) посвящены скульптурные изображения?

  2. Что доступно скульптуре, а что она изобразить не может?

  3. Все ли жанры подходят круглой скульптуре?



Учитель знакомит учащихся с соотношением материала и способа его обработки, используя слайд 14 презентации. Он предлагает учащимся устно составить вопросы к тексту слайда, работая в группах по четыре человека.



Учитель обращает внимание на «условность языка изображения» в скульптуре, используя слайд 15 презентации

Учащиеся выполняют задание, обсуждая его в парах.






Учащиеся записывают схему в тетрадь.









Учащиеся могут изъявить желание участвовать в организации выставки.






Учащиеся записывают схему в тетрадь.








Учащиеся анализируют материал и отвечают на вопрос.







Учащиеся фронтально отвечают на вопросы.







Учащиеся составляют вопросы, обсуждая их в группах, затем одни каждая из групп задаёт вопрос классу.




Учащиеся анализируют изображения на слайде и обсуждают их

Формирование УУД:

(Л) умение брать ответственность за организацию и выполнение проектной деятельности;

(Р) удержание учебной задачи;

(К) умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; умение слушать и понимать речь других; постановка вопросов;

(П) формирование мыслительных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, установление причинно-следственных связей; умение структурировать знания

3.

Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения.


Учитель предлагает учащимся использовать полученные знания при изготовлении скульптурного изображения животного  кошки. Он обсуждает с классом вопрос: «Какие черты животного  кошки  должна отражать фигурка?» Обобщением ответов учащихся является слайд 16 презентации.


Учитель демонстрирует педагогические образцы фигурки кошки.


Учитель предлагает слепить из пластилина фигурку кошки из отдельных частей (конструктивный способ), используя алгоритм:

  1. выбрать характер образа кошки;

  2. определить, как можно передать характер животного в скульптуре;

  3. вылепить корпус кошки;

  4. сформировать детали лап, головы, хвоста и присоединить их к туловищу.

Учитель демонстрирует приёмы работы по изготовлению отдельных деталей фигурки.


Учитель проводит вводный инструктаж по технике безопасности (правила пользования режущими инструментами, правила организации рабочего места при работе с пластилином).

Учащиеся обсуждают вопрос.









Учащиеся знакомятся с предлагаемыми изделиями.


Учащиеся изучают алгоритм, задают вопросы (при необходимости).









Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; умение предвосхищать результат деятельности;

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя; преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта

4.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Во время работы учащихся учитель делает целевые обходы:

  • контроль организации рабочего места;

  • контроль правильности выполнения приёмов работы;

  • оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

  • контроль объема и качества выполненной работы

Учащиеся выполняют творческое задание, проводят уборку рабочих мест

Формирование УУД:

(Л) самореализация в творческой деятельности;

(Р) умение работать по предложенному учителем плану;

(П) умение контролировать процесс и результаты деятельности;

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других

5.

Рефлексия учебной деятельности на уроке


Учитель организует экспресс-выставку работ учащихся и их обсуждение.



Учитель задаёт вопросы по пройденной теме:

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  • Какие свойства пластилина позволяют использовать его при выполнении скульптуры?

  • К какому виду скульптуры относится выполненная вами работа?

  • Какие трудности в работе вы испытали и как их преодолели?


Учитель делает краткий вывод об уроке и сообщает домашнее задание (презентация, слайд 18)

Учащиеся анализируют свою работу (приложение) и работы одноклассников.


Учащиеся отвечают на вопросы.











Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

Формирование УУД:

(Л) самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

(Р) сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

(К) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения


Приложение

Алгоритм самооценки

1 . Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось ли получить результат?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Каков был уровень задания?

  • такие художественные работы мы решали уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания? (необходимый уровень)

  • в этой работе мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем)? (повышенный уровень);

  • такие работы мы никогда не учились выполнять или нужны знания, которые на уроках не изучали? (максимальный уровень).

7. Определи отметку, которую ты можешь себе поставить.


Литература

  1. Ермонская В. В. Основы понимания скульптуры / В. В. Ермонская . – Москва : Искусство, 1964 .  54, 2 с. : ил.  (Библиотека по изобразительному искусству для народных университетов культуры, художественной самодеятельности и школьных библиотек). URL: http://sculpture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000001/index.shtml (дата обращения: 28.05.2015).

  2. Ковалдина Н. Н. Как смотреть скульптуру?  М. : ГМИИ им. Пушкина, 2010. – 60 с.

  3. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского [Текст] . М. : Просвещение, 2012.  175с.: ил.  (Школа Неменского).

  4. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: книга для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский [Текст] .  М. : Просвещение, 2012.  240с.: ил. - (Школа Неменского).

  5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М., 1997. — 944 с.

  6. Скульптура. Энциклопедия / Пер. с англ. Борис Л. 
    М.: Арт-родник, 2012.  161 с.

  7. Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6 класс / [Л. А. Неменская, И. Б. Полякова, Т. А. Мухина, Т.С. Горбачевская]; под ред. Б.М. Неменского [Текст] .  М. : Просвещение, 2012.  159с.: ил.  (Школа Неменского).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!