СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Обращение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:         Обращение.

Класс: 8

Лексическая тема:     Доброта и жадность.

Цель урока: ознакомление с темой «Обращение»

Ожидаемые результаы:

         К концу урока ученики сумеют:

  1. найти  в предложениях  обращения;
  2. выделить на письме обращения;
  3. составить схему  предложении, осложненных обращением;
  4. ответить на вопросы;
  5. составить предложения с обращениями;
  6. сумеют разить умение задавать проблемные вопросы;
  7. оценят поступки героев

Методы и приемы: использование элементов ТКМЧП (приемы «Мозговая атака»,  «Тонкие и толстые вопросы», «Верные и неверные утверждения»)

Вызов

         -Ребята, мы сегодня познакомимся с японской сказкой «Самый лучший садовник» и новой темой. Мадина, тебя нравится сказки?

  • Ребята, почему именно Мадина ответила?
  • Потому что вы к ней обратились.
  • Вы назвали её имя.

Слова или сочетания слов, называющие того к кому обращается с речью называется обращением.

Мозговая атака. Итак, ребята, тема сегодняшнего нашего урока «Обращение». Мы сегодня узнаем,

  1. что такое обращение.
  2. является ли членом предложения обращения.
  3. какими знаками препинания выделяются на письме обращения.
  4. научимся находить их в предложениях.
  5. научимся отличать обращение от подлежащего.

 

Прочитаем предложения.

  1. Красота, дочка, бывает разной?
  2. Я верю в тебя, мой друг.
  3. Благодарю тебя, сыночек, за хлопоты.
  4. Пожелай мне доброго пути, солнышко.
  5. Тимур! Тебя ищет твой друг.

 

Ответим на вопросы.

 

  1. К кому или к чему обращаются в каждом предложении?
  2. Где в предложении может находиться обращение?
  3. Как в предложений  выделяются обращения?

Чтение правила с учебника.

Сейчас познакомимся с замечательной сказкой «Самый лучший садовник». Многие уверены, что сказки предназначены для детей. Вы согласны с этим мнением? Почему?

         Осмысление. Чтение сказки.

Когда-то в Японии, в отдаленной горной деревушке  жил добрый старик со своею старухой. Однажды, когда старик работал на своем рисовом поле, к нему подбежал белый щенок. Щенок визжал и скулил  - его прогнал из дома жадный сосед. "Ах,  бедняжка!" - сказал добрый старик. Он взял щенка с собой и назвал его Сиро ("Сиро" по-японски означает "белый").

Старик и его жена очень полюбили Сиро. Тот, в свою очередь, привязался к  старой паре, и помогал старику в его ежедневных трудах. Сиро хорошо ел и быстро превратился в большого и красивого пса. И вот, в один из дней, Сиро пошел вместе со стариком на прогулку. Когда они дошли до вершины холма, Сиро остановился и начал громко лаять: "Гав-гав! Здесь копай! Гав-гав! Мой любимый хозяин, здесь копай!". Как только добрый старик стал копать в том месте, где указал ему Сиро,  к его изумлению из земли начал бить фонтан сверкающих золотых монет. Однажды об этом чуде прослышал жадный сосед. Он прибежал в дом к добрым старикам и закричал: "Старик, когда-то эта собака была моя! Дай мне ее взаймы на один день!" Затем он схватил Сиро, надел на него крепкий ошейник и потащил с собой на вершину холма.

- "Где золото, собака?" - кричал на несчастного пса злой сосед. Бедный пес заскулил от страха. - "Ага! Это здесь!" - обрадовался жадина и стал копать. Но вместо золота из-под земли стал бить фонтан из змей, червяков и мусора.

"Да как ты смел, щенок!" - в ярости закричал сосед и убил бедного Сиро. Очень опечалились старик со старухой, когда узнали о смерти своего любимца. Они решили похоронить Сиро. На следующий день над могилой Ситро выросло высокое дерево.

Как-то старик сказал: "Наш Сиро очень любил рисовые лепешки. Давай напечем и отнесем немножко на его могилу." Он срубил дерево, которое выросло над  могилой Сиро и сделал из него ступку. Затем они принялись готовить. Но как только старик кидал рис в ступку, тот   превращался в золотые монеты!

Когда об этом узнал жадный сосед, он выпросил у старика ступку и принес домой. Дома он стал кидать рис в ступку, но вместо золота на его глазах рис превращался в черную грязь. "Да что же это такое!?" - с этим криком он разбил ступку на мелкие части и сжег.

Добрый старик бережно собрал пепел ступки, положил его в коробочку и понес домой.

         Внезапно налетевший порыв ветра поднял облачко пепла и понес его на засохшее дерево.  К удивлению старика на мертвой вишне вдруг распустились изумительной красоты цветы. Тогда он стал посыпать этим пеплом все высохшие деревья и мертвая роща превратилась в цветущий вишневый сад. Вскоре весть об этом чуде достигла ушей самого императора, и тот послал за стариком.

"А ну, покажи нам свое искусство!" - приказал император. Тогда добрый старик посыпал пеплом стоявшие рядом деревья, на которых появились волшебные цветы. "Отлично!" - воскликнул император, - "Отлично! Ты лучший садовник  во всей Японии."

"Великий император, вы ошибаетесь: это я лучший садовник в Японии!" - раздался крик. Это жадный старик появился. Он принес с собой оставшийся пепел волшебной ступки. Он быстро-быстро начал раскидывать пепел по сторонам. Но этот пепел так и остался пеплом. Этот пепел забился в глаза и в нос императору.

"Ты не садовник, а просто  глупец!" -  сказал император и бросил жадного старика в тюрьму.

 

Толстые и тонкие вопросы.

Работа в группах.

1.Составьте 5 толстых и 5 тонких вопросов к сказке.

Каждая группа задают друг другу вопросы.

 

  1. Выписать из текста предложения с обращениями, объяснить знаки препинания.

 

         Выполнение заданий.                                                       

 

І.Укажите предложения, в которых есть обращения. Знаки препинания не проставлены (устно).

  1. Идущий вперед направляет других.
  2. Я люблю тебя жизнь!
  3. Алексей Николаевич каковы у него планы на будущее?
  4. У каждого человека свои достоиства.
  5. Множатся твои весна желанные приметы.
  6. Жизнь дана на добрые дела.
  7. Мой Алматы как ты прекрасен в этот вечер.
  8. Над степью Алтая высокие звезды сверкайте.

 

    ІІ. Составим схемы предложений, осложненных обращениями (письменно).

 

  1. Укажите предложения, в которых нет обращении.
  1. Асель никогда ничего не делает наполовину.
  2. Друзья говорили об искусстве.
  3. Я верю в тебя дядя.
  4. Здраствуй ясное солнышко.
  5. Дети внимательно слушали сказку.
  6. Ансар когда я смогу помочь тебя?
  7. Аслан Муратович Поздравляем с пятидесятилетием.
  8. Дорога нас в дальние дали зовет.

Рефлексия.

Верные и неверные утверждения.

    1. Обращение – это слова или сочетания слов, называющие того, к кому обращаются с речью

      2. Обращения могут быть распространенными и нераспространенными

      3. В предложении обращения могут быть главными членами предложения

      4. Обращение может находиться в любой части предложения

      5. Обращение произносится с особой, звательной интонацией

      6. Обращение имеет форму именительного падежа

      7. Обращения могут быть только одушевленными именами существительными

      8. Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком

      9. В этом предложении есть обращение. Садовник довёл до совершенства своё мастерство.

     10. В этом предложении нет обращения. Люди, жизнь дана на добрые дела.

 

Оценивание.  Вернемя к нашей сказке. Старик, благодаря доброму сердцу, добрым поступкам, стал самым лучшим садовником, а где оказался его жадный сосед?Как вы думаете, он осознал свою вину?

Раскаяние – ?кіну, т?уба?а келу.

Утешение – ж?бату.

 

Задание для 1группы:

Написать письмо  - раскаяние от имени соседа старику, употребляя обращения.

Задание для 2 группы:

Написать письмо – утешение старика соседу, употребляя обращения.

 

Домашнее задание: выучить правило, написать отзыв об уроке.

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!