Тема: Обращение.
Класс: 8
Лексическая тема: Доброта и жадность.
Цель урока: ознакомление с темой «Обращение»
Ожидаемые результаы:
К концу урока ученики сумеют:
- найти в предложениях обращения;
- выделить на письме обращения;
- составить схему предложении, осложненных обращением;
- ответить на вопросы;
- составить предложения с обращениями;
- сумеют разить умение задавать проблемные вопросы;
- оценят поступки героев
Методы и приемы: использование элементов ТКМЧП (приемы «Мозговая атака», «Тонкие и толстые вопросы», «Верные и неверные утверждения»)
Вызов
-Ребята, мы сегодня познакомимся с японской сказкой «Самый лучший садовник» и новой темой. Мадина, тебя нравится сказки?
- Ребята, почему именно Мадина ответила?
- Потому что вы к ней обратились.
- Вы назвали её имя.
Слова или сочетания слов, называющие того к кому обращается с речью называется обращением.
Мозговая атака. Итак, ребята, тема сегодняшнего нашего урока «Обращение». Мы сегодня узнаем,
- что такое обращение.
- является ли членом предложения обращения.
- какими знаками препинания выделяются на письме обращения.
- научимся находить их в предложениях.
- научимся отличать обращение от подлежащего.
Прочитаем предложения.
- Красота, дочка, бывает разной?
- Я верю в тебя, мой друг.
- Благодарю тебя, сыночек, за хлопоты.
- Пожелай мне доброго пути, солнышко.
- Тимур! Тебя ищет твой друг.
Ответим на вопросы.
- К кому или к чему обращаются в каждом предложении?
- Где в предложении может находиться обращение?
- Как в предложений выделяются обращения?
Чтение правила с учебника.
Сейчас познакомимся с замечательной сказкой «Самый лучший садовник». Многие уверены, что сказки предназначены для детей. Вы согласны с этим мнением? Почему?
Осмысление. Чтение сказки.
Когда-то в Японии, в отдаленной горной деревушке жил добрый старик со своею старухой. Однажды, когда старик работал на своем рисовом поле, к нему подбежал белый щенок. Щенок визжал и скулил - его прогнал из дома жадный сосед. "Ах, бедняжка!" - сказал добрый старик. Он взял щенка с собой и назвал его Сиро ("Сиро" по-японски означает "белый").
Старик и его жена очень полюбили Сиро. Тот, в свою очередь, привязался к старой паре, и помогал старику в его ежедневных трудах. Сиро хорошо ел и быстро превратился в большого и красивого пса. И вот, в один из дней, Сиро пошел вместе со стариком на прогулку. Когда они дошли до вершины холма, Сиро остановился и начал громко лаять: "Гав-гав! Здесь копай! Гав-гав! Мой любимый хозяин, здесь копай!". Как только добрый старик стал копать в том месте, где указал ему Сиро, к его изумлению из земли начал бить фонтан сверкающих золотых монет. Однажды об этом чуде прослышал жадный сосед. Он прибежал в дом к добрым старикам и закричал: "Старик, когда-то эта собака была моя! Дай мне ее взаймы на один день!" Затем он схватил Сиро, надел на него крепкий ошейник и потащил с собой на вершину холма.
- "Где золото, собака?" - кричал на несчастного пса злой сосед. Бедный пес заскулил от страха. - "Ага! Это здесь!" - обрадовался жадина и стал копать. Но вместо золота из-под земли стал бить фонтан из змей, червяков и мусора.
"Да как ты смел, щенок!" - в ярости закричал сосед и убил бедного Сиро. Очень опечалились старик со старухой, когда узнали о смерти своего любимца. Они решили похоронить Сиро. На следующий день над могилой Ситро выросло высокое дерево.
Как-то старик сказал: "Наш Сиро очень любил рисовые лепешки. Давай напечем и отнесем немножко на его могилу." Он срубил дерево, которое выросло над могилой Сиро и сделал из него ступку. Затем они принялись готовить. Но как только старик кидал рис в ступку, тот превращался в золотые монеты!
Когда об этом узнал жадный сосед, он выпросил у старика ступку и принес домой. Дома он стал кидать рис в ступку, но вместо золота на его глазах рис превращался в черную грязь. "Да что же это такое!?" - с этим криком он разбил ступку на мелкие части и сжег.
Добрый старик бережно собрал пепел ступки, положил его в коробочку и понес домой.
Внезапно налетевший порыв ветра поднял облачко пепла и понес его на засохшее дерево. К удивлению старика на мертвой вишне вдруг распустились изумительной красоты цветы. Тогда он стал посыпать этим пеплом все высохшие деревья и мертвая роща превратилась в цветущий вишневый сад. Вскоре весть об этом чуде достигла ушей самого императора, и тот послал за стариком.
"А ну, покажи нам свое искусство!" - приказал император. Тогда добрый старик посыпал пеплом стоявшие рядом деревья, на которых появились волшебные цветы. "Отлично!" - воскликнул император, - "Отлично! Ты лучший садовник во всей Японии."
"Великий император, вы ошибаетесь: это я лучший садовник в Японии!" - раздался крик. Это жадный старик появился. Он принес с собой оставшийся пепел волшебной ступки. Он быстро-быстро начал раскидывать пепел по сторонам. Но этот пепел так и остался пеплом. Этот пепел забился в глаза и в нос императору.
"Ты не садовник, а просто глупец!" - сказал император и бросил жадного старика в тюрьму.
Толстые и тонкие вопросы.
Работа в группах.
1.Составьте 5 толстых и 5 тонких вопросов к сказке.
Каждая группа задают друг другу вопросы.
- Выписать из текста предложения с обращениями, объяснить знаки препинания.
Выполнение заданий.
І.Укажите предложения, в которых есть обращения. Знаки препинания не проставлены (устно).
- Идущий вперед направляет других.
- Я люблю тебя жизнь!
- Алексей Николаевич каковы у него планы на будущее?
- У каждого человека свои достоиства.
- Множатся твои весна желанные приметы.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Мой Алматы как ты прекрасен в этот вечер.
- Над степью Алтая высокие звезды сверкайте.
ІІ. Составим схемы предложений, осложненных обращениями (письменно).
- Укажите предложения, в которых нет обращении.
- Асель никогда ничего не делает наполовину.
- Друзья говорили об искусстве.
- Я верю в тебя дядя.
- Здраствуй ясное солнышко.
- Дети внимательно слушали сказку.
- Ансар когда я смогу помочь тебя?
- Аслан Муратович Поздравляем с пятидесятилетием.
- Дорога нас в дальние дали зовет.
Рефлексия.
Верные и неверные утверждения.
1. Обращение – это слова или сочетания слов, называющие того, к кому обращаются с речью
2. Обращения могут быть распространенными и нераспространенными
3. В предложении обращения могут быть главными членами предложения
4. Обращение может находиться в любой части предложения
5. Обращение произносится с особой, звательной интонацией
6. Обращение имеет форму именительного падежа
7. Обращения могут быть только одушевленными именами существительными
8. Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком
9. В этом предложении есть обращение. Садовник довёл до совершенства своё мастерство.
10. В этом предложении нет обращения. Люди, жизнь дана на добрые дела.
Оценивание. Вернемя к нашей сказке. Старик, благодаря доброму сердцу, добрым поступкам, стал самым лучшим садовником, а где оказался его жадный сосед?Как вы думаете, он осознал свою вину?
Раскаяние – ?кіну, т?уба?а келу.
Утешение – ж?бату.
Задание для 1группы:
Написать письмо - раскаяние от имени соседа старику, употребляя обращения.
Задание для 2 группы:
Написать письмо – утешение старика соседу, употребляя обращения.
Домашнее задание: выучить правило, написать отзыв об уроке.