СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Религия как одна из форм культуры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: « Религия как одна из форм культуры».

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания о религии.
  • Раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе.
  • Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.
  • Раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания.

Необходимые ресурсы, материалы:

1. АРМ учителя.

2. Материалы: мультимедийные презентация учителя и учеников.

 

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Религия как одна из форм культуры»»

Урок по обществознанию. (8 класс)

Тема урока: « Религия как одна из форм культуры».

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания о религии.

  • Раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе.

  • Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.

  • Раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания.

Необходимые ресурсы, материалы:

1. АРМ учителя.

2. Материалы: мультимедийные презентация учителя и учеников.


Подготовительная работа: Подготовка учащимися дополнительно дома сообщения по теме «Мировые религии»: буддизм, ислам и христианство.

Основные понятия: Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм, толерантность.

Оборудование: АРМ, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения.

Ход урока:

I.Организационный момент

II. Изучение нового материала:

Слайд №1- актуализация внимания

Скажите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят вам на ум, когда слышите слова «культура» и «религия»?

НА ДОСКЕ

культура

религия

Вежливость

Спасибо

Уступить

Сдержать слово

Аккуратность или др.

Картины, кино

Церковь

Священник

Крест

Пасха

Рождество или др.

Слайд №2

Эти большие понятия, культура и религия, связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными частичками. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся сегодня на уроке. Тема нашего сегодня урока «Религия как одна из форм культуры»

Слайд №3 Обратите внимание на план урока.

  1. Что такое религия.

  2. Особенности религиозной веры

  3. Роль религии в жизни общества.

  4. Религиозные организации и объединения

  5. Свобода совести, свобода вероисповедания.



1. Первый пункт плана

Учитель. Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились давно, примерно сорок ты­сяч лет назад.

На определенном этапе развития религии появляется такой социальный институт, как церковь, которая объединяет людей од­ного вероисповедания, формирует единые каноны, догматы, нормы поведения.

Большое значение религия имеет и в наше время.

Работа с учебником

Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «мнение»).

Учащиеся читают - Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.

Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня, предмет культа».

Задание - Попробуйте самостоятельно определить смысл слова «религия», опираясь на эти переводы с латыни (предполагаемые ответы детей: для меня религия – это вера и эта связь между мною и Богом).


Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия (записать в тетради).


В ходе беседы определить проблему, над которой будем работать на уроке: Проблема:

В чем заключается принцип свободы совести и как он реализован в нашей стране?


Слайд №4 Подходы к изучению религии

Число научных определений понятия «религия» так же вели­ко, как и понятий «культура». Я хочу предложить вам несколько таких высказываний


«Религия – это то, что должно быть чисто и свято воздаваемо богам; что имеет смысл, если только они замечают это, и сели есть роду человеческому от бессмертных богов некое воздаяние» Цицерон

«Религия – это познание всех наших обязанностей как божественных заповедей (религия – это не просто взгляд на мир, а жёсткие требования, которые регламентируют человеческую жизнь, как именно он должен направлять и распределять свои усилия)». Кант

«Религия – это опиум народа. Религия – это самосознание человека, который или ещё не обрёл себя, или уже снова потерял себя». Маркс


Таким образом, само определение понятия «религия» - это уже предмет для дискуссии.


2. Второй пункт плана:

Слайд №5

Компоненты духовной культуры:

-Долг и совесть

-Мораль

-Добро и зло

-Образование

-Наука

- Религия

Подвести ребят к тому, что на следующий урок – урок-практикум – дать домашнее задание


Слайд №6-7 Исторические этапы формирования религий

Комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем - его род) - видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. (ТОТЕМИЗМ)

(от франц. fetiche - идол, талисман), культ неодушевленных предметов - фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты - вера в амулеты, обереги, талисманы. (ФЕТИШИЗМ)

(от лат. anima, animus - душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. ( АНИМИЗМ)

Формы религии:

  1. Ранние формы:

♦ фетишизм - основан на вере в сверхъестественную силу природных предметов;

♦ магия - основана на вере в сверхъестественные свя­зи между естественными объектами и явлениями;

♦ тотемизм - основан на вере в существование сверхъе­стественной связи между человеческим родом и живот­ным или растением;

♦ анимизм - основан на вере в существование души, духов.

Вопросы для учащихся:

Встречаются ли в современном мире данные религиозные культы?

(да, вот например чёрная кошка, если она перейдет дорогу, то жди неудач; встал с правой ноги утром, будет все хорошо и т.д.)

Что вам известно о религиях в современном мире?

(в современном мире мы знает несколько религий. Вот у нас в России есть люди, которые придерживают христианство. А вот рядом с нами расположена Адыгея, где многие придерживают ислам, Калмыкия - там распространен буддизм).

Учитель: Да, ребята, на нашей территории живут народы, поддерживающие многие религии, поэтому существуют и другие формы религий.

Слайд №8 Национально-государственные формы:

иудаизм (ре­лигия евреев),

индуизм,

джайнизм,

парсизм,

сикхизм (ре­лигии индийцев),

синтоизм (религия японцев),

конфуци­анство,

даосизм (религии китайцев).


Слайд №9 Мировые религии:

буддизм (время возникновения – VI-V вв. до н. э.),

христианство (I в. н. э.),

ислам (VII в. н. э.).


Учитель: Слово предоставляется учащимся, подготовившим сообщения о мировых религиях.

Каждая из групп демонстрирует свой материал, подобранный к уроку.

1 группа подготовила материал о буддизме (презентация «Буддизм» - учеников)

2 группа о христианстве (презентация Христианство)

3 группа об исламе (презентация Ислам – учеников)


Задание Практическая работа: По ходу сообщений класс заносит необходимую информацию в информационную таблицу, которая остаётся у учеников и вклеивается в рабочую тетрадь.


Религии

параметры

Христианство

Ислам

Буддизм

Время возникновения




Обозначение бога




Священная книга




Символы




Культовые здания




Основы учения




Количество последователей религии





3. Третий пункт плана

Слайд №10 Функции религии - даю таблицу (заполняют дома)

Вопросы для учащихся сопровождаются картинками на слайдах.

  • Какие основные функции имеет религия?

  • На какие виды подразделяются религии?

  • Глядя на слайды, определите о каких религиях идёт речь?

♦ компенсаторная или «терапевтическая» - смягче­ние социальных и личностных проблем, переклю­чение негативных психологических состояний на по­зитивные;

♦ мировоззренческая - формирование определенного целостного воззрения на мир;

♦ культуротранслирующая - передача от поколения к поколению культурных ценностей, традиций, обы­чаев, произведений искусства;

♦ регулятивная - упорядочивание отношений в об­ществе;

♦ коммуникативная - создание среды общения;

♦ легитимирующая - узаконивание некоторых об­щественных порядков;

♦ интеграционно-дезинтеграционная - объединение единоверцев и разделение людей, исповедующих раз­ные религии.

Слайд №11

Учитель: Сейчас мы рассмотрим цитаты из разных священных книг

ЧИТАЮТ УЧАЩИЕСЯ ПО ОЧЕРЕДИ

БРАХМАНИЗМ: «Не делайте другим того, что было бы больно вам, если бы сделано было вам» (Махабхарата).

БУДДИЗМ: «Не причиняйте другим того, что самим кажется больно» (Удана-Варга: 5, 18).

ДАОСИЗМ: «Пусть удача вашего соседа станет для вас удачей, а потеря вашего соседа – для вас потерей» (Тай Шанг Кан Йинг Пиэн).

ЗОРОАСТРИЗМ: «Только тот по природе хорош, кто не делает другим ничего, что нехорошо для самого себя» (Дадистан-и-диник, 94:5),

ИСЛАМ: «Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе» (Сунна).

ИУДАИЗМ: «Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему» (Талмуд, Шаббат, 31 а).

КОНФУЦИАНСТВО: «Не делайте другим того, чего не хотите, чтобы они делали вам» (Аналекты, XV, 23).

ХРИСТИАНСТВО: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Новый Завет. Евангелие от Матфея 7:12).


ВЫВОД ДЕЛАЮТ ДЕТИ: Все эти высказывания доказывают то, что религии учат добру верности, любви к окружающим, терпимости.


Учитель: Но история нам дает немало примеров, когда на религиозной почве происходят социальные конфликты, столкновения. Войны. Религии, которые проповедуют терпение, покорность, смирение служили причиной гибели множества людей.


Учитель: Вы можете привести примеры, подтверждающие этот тезис?

Слайд №12

( ответы детей: походы крестоносцев, Варфоломеевская ночь, гонения на старообрядцев, исламский джихад, современные террористические акты исламских фундаменталистов, деятельность инквизиции, гонения на науку и т.д.)

Религиозная нетерпимость. Фанатизм.


На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия в нашем глобальном мире служит разъединению, разобщению людей? Таким образом, не выполняет в полном объеме выше перечисленные функции. Вы с этим согласны?


( Нет, религии реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.)

С помощью каких средств возможно примирение сторон? Избежать негативных последствий религиозных различий?


( Веротерпимость. Толерантность, личная ответственность)


Таким образом, можно сделать вывод нашей проблеме: Религии реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.)


Слайд №13

Учитель:

Обратите внимание на христианские заповеди. Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей?

- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

- Не убивай.

- Не прелюбодействуй.

- Не кради.

- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

(ответ подходит 1,2 функция: регулирующая и воспитательная)


4.Четвертый пункт плана

Слайды №14-17

Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят:

-церковь

-секты

-организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

На начало 2010 года в России зарегистрировано 23 494 религиозных организаций.

Правовое положение религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Слайд №15 Церковь

Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.


иерархия в Русской Православной церкви

Иерархия - (от греч . hieros - священный и arche - власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви;

  • Диакон

  • Священник

  • Епископ

Слайд №16

Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов) и обрядов

Крещение

Хадж

Креще́ние (греч. βάπτισμα - «погружение в воду») - первое и важнейшее христианское таинство. Признаётся всеми христианскими конфессиями, хотя и не в одинаковом смысле. Через крещение человек становится членом Церкви. Только после крещения человек получает возможность участвовать во всех остальных церковных таинствах, и прежде всего, в евхаристии. Таинство крещения состоит либо в погружении (однократном или троекратном - в зависимости от конфессии) человека в воду, либо в обливании принимающего крещение человека, с произношением священником установленных молитв.


Хадж – это один из пяти важных столпов ислама, который приобрел свое законченное выражение во времена пророка Мухаммада. Это паломничество по нескольким святым местам (Мекка, Медина и др.), а также соблюдение определенного ритуала. Каждый мусульманин должен хотя бы один раз в жизни совершить хадж, всенепременно соблюдая все условия.


Слайд №17 СЕКТА возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации.

Для секты характерны:

- замкнутость,

- обособленность,

- претензии на исключительность своей роли,

- абсолютная нетерпимость к инакомыслию.


Слайд №18

В ЧЁМ СОСТОИТ ОПАСНОСТЬ МНОГИХ СУЩЕСТВУЮЩИХ НЫНЕ СЕКТ?


Слайд №19

По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года население РФ распределяется по религиозной принадлежности следующим образом:

Православие - 75 %

Ислам - 5 %

Католицизм, Протестантизм, Иудаизм, Буддизм - по 1 % и меньше

Неверующие - 8 %


Слайд №20

Свобода совести, свобода вероисповедание.

Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.

Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного - богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

В Конституции РФ статья 28


Слайд №21

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Учитель: Вопросы религии не только отражены в конституции, но и в других документах в Конвенция ООН о правах ребенка


ст. 14. Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.

Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:

  • Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия

  • Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

  • Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

  • Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования.


Слайд №22

На основе перечисленного можно сделать вывод – ПРОБЛЕМА УРОКА:

религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.


III. Закрепление и обобщение:

Слайд №23

Определение толерантности даем общими усилиями.

Из заготовок клеим цветок толерантности – после урока дарим их городам УРД (Ученическая республика «Дружба» - детская организация) в классные уголки.


IV. Домашнее задание:

Слайд №24

Учебник § 10 стр.75 – 81под редакцией Л.Н.Боголюбова;

заполнить таблицу: «Функции религии» стр. 78;

подготовиться к практикуму «Сфера духовной жизни».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!