СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обществознания в 10 классе. Определить феномен человека на основе анализа образов представленных в литературе, философии, жизненых ситуациях.Задачами урока являются:раскрытие сущности человека, способствовать умению соспоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать навыки монологической, диалогической  речи. Способствоать осмысленному пониманию ценности человеческого существования, самоопределению личности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания»

Урок обществознания в 10 классе

Кто есть человек?

Бадмаева Эльвира Чойжалсановна

Учитель обществознания и права

МБОУ «Дульдургинская СОШ»



Цель: определить феномен человека на основе анализа образов, представленных в литературе, философии и реальных жизненных ситуациях.

Задачи:

- раскрыть сущность человека (на примерах из философии, литературы и реальной жизни);

- способствовать развитию умений сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать навыки монологической, диалогической речи;


- способствовать осмысленному пониманию ценности человеческого существования, самоопределению личности.

Вводно-мотивационный этап:

Добрый день, дорогие ребята! Рада приветствовать Вас сегодня на уроке…… (настрой на доброжелательный диалог)

Вопрос: Ребята, а вы часто задаете себе вопрос : «Кто я? Какой Я есть? кем хочу стать? каким буду? И т.д. Каким одним словом можно объединить все эти вопросы. Чем вы занимаетесь, когда сами себе задаете вопросы? (предполагаемые ответы-самооценкой, самоанализом, самопознанием)

Пригласить желающего на диалог с самим собой. Дать зеркало и предложить в двух трех словах описать себя….Кто я? Какой я? И т.д. (индуктор)

Прием остановка с чтением…прочитать притчу:

(Притча) В американском аэропорту Кеннеди журналист проводил опрос на тему:
"Что по вашему мнению является самым отвратительным на свете?" 
Люди отвечали разное: война, бедность, предательство, болезни..
В это время в зале находился дзэнский монах Сунг Сан. Журналист, увидев буддийское одеяние, задал вопрос монаху. А монах задал встречный вопрос:
— Кто вы? 
— Я, Джон Смит.
— Нет, это имя, но кто Вы?
— Я телерепортёр такой-то компании.. 
— Нет. Это профессия, но кто Вы? (прервать чтение)

Предложить продолжить диалог….Как вы думаете что ответил репортер…

Прочитать полный вариант притчи:
— Я человек, в конце концов!.. 
— Нет, это Ваш биологический вид, но кто вы?.. 
Репортёр наконец понял, что имел в виду монах и застыл с открытым ртом, так как ничего не мог сказать. 
Монах заметил: 
— Вот это и есть самое отвратительное на свете - не знать, кто ты есть.

Репортер ответил, что он человек…и каждый из нас здесь сидящих в первую очередь на такие вопросы…ответит, что он человек

О чем мы будем говорить сегодня?

Как мы обозначим тему урока?

Какова цель сегодняшнего урока? (ответы учащихся)

Раскрыть сущность человека.

Операционно-содержательный этап:

  1. Так кто есть ЧЕЛОВЕК? Как вы ответите на этот вопрос?

Составление кластера… (определение, основанное на личностном опыте)



  1. Образы «Человека» в философии

А вот что говорят философы различного времени о человеке. Я вам подготовила несколько высказываний философов

Предложить мнение философов о человеке.

«Человек – это политическое животное». (Аристотель)

«Человек - хрупкий тростник, но тростник мыслящий». (Блез Паскаль)

«Человек – это существо на двух ногах и неблагодарное». (Ф.М. Достоевский)

«Человек – высшая ценность, разумный центр Вселенной, тот пункт, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.» Дени Дидро


С чем вы не можете согласиться? Чьи слова Вы готовы разделить?

( интерактивный диалог)

(Определение собственной позиции, самоопределение, выделение личностно значимых качеств человека, нравственного аспекта в утверждениях философов, уточнение собственных нравственных позиций.)

  1. Образ «Человека» в литературе.

Феномен «Человека» рассматривается не только с точки зрения философии, также особое внимание феномену человека уделяется и в литературе. Вашему вниманию предлагается стихотворение Роберта Рождественского.


Чтение вслух.


Убили парня за здорово живёшь.

За просто так. Спокойно.

Как в игре...

И было это не за тыщу вёрст

от города. А рядом. Во дворе.

Ещё пылали окна...


Между тем он так кричал,

прижав ладонь к груди,

как будто накричаться захотел

за долгое молчанье впереди...

Крик жил отдельно!

Вырастал стеной.

Карабкался, обрушивался с крыш.

Растерзанный, отчаянный, больной,

нечеловечески огромный крик!

Он тёк по трубам, полз по этажам,

подвалы заполнял и чердаки.

Он ошалело тыкался в звонки!

Ломился в двери и в замках визжал!..

И воздух был почти воспламенён.

И сигаретки прыгали у рта:

«Вот если бы не вечером,

а днём...»,

«Вот если бы на фронте, — я б тогда...»

И всё. И только молний пересверк.

И всё. И не остановился век...


Какое это чудо — Человек!

Какая это мерзость — человек!


В чем смысл данного стихотворения? Проанализируйте, пожалуйста, данное стихотворение и постарайтесь дать определение феномена человека, с точки зрения образов, представленных в данном произведении.


Интерактивный диалог, вывод определения на основе литературного произведения


  1. Образ «Человека» в реальных жизненных ситуациях.

Это мы с вами рассмотрели образы человека, представленные в литературе.

А что же в реальной жизни… ??

Сейчас я предлагаю вашему вниманию две реальные жизненные ситуации, в которых мы можем увидеть разные проявления сущности человека.

Итак, внимание на экран…

Просмотр видеороликов.

Какие мысли и чувства у вас вызвал просмотр данных сюжетов?

(анализ, вывод определения)








Рефлексивно-оценочный этап:


В начале урока мы с вами пытались дать определение понятию «Человек». Данное определение основывалось на вашем личностном опыте. Сейчас, пожалуйста, вспомните все образы, которые мы с вами проанализировали и попробуйте ещё раз (каждый в своей тетради) написать определение «Кто есть человек?»

Индивидуальная работа. Ответы нескольких учащихся.


Домашнее задание на выбор: 1. Сочинение –эссе «…Человек – это химера, невидаль, хаос, поле противоречий, чудо!»Б.Паскаль

2. Основываясь на примерах из классической литературы, написать анализ человечного и бесчеловечного поступка.