Тема: Свобода в деятельности человека
Тип уроков | Изучение нового материала (урок-проект) |
Дата урока | |
Образовательные ресурсы | Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011. Боголюбов, Л. Н. Школьный словарь по обществознанию. 10–11 классы [Текст] / Л. Н. Боголюбов. – М. : Просвещение, 2013. Презентация «Свобода в деятельности человека» |
План урока | 1. Свобода и ответственность. 2. Признание и уважение прав других. 3. Свободное общество. 4. Проблема выбора |
цель урока | Создать условия для формирования гуманистического мировоззрения, моральных ориентиров, гражданственности и общей культуры |
Методы и формы обучения | Методы: частично-поисковый. Формы: индивидуальная, фронтальная работа |
Основные понятия | Свободное общество |
Учитель | Санин А.Н. учитель истории и обществознания МБОУ СОШ№6 |
Продолжение табл.
Планируемые образовательные результаты |
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность |
Научатся: определять, как понятие «свобода» было связанно с политической борьбой в Новое и Новейшее время; к чему может приводить неограниченная свобода выбора; формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Учебно-познавательная компетенция Умеют: ставить цель и организовывать ее достижение; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; давать оценку своей учебно-познавательной деятельности; определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать вывод |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этапы урока |  | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Мотивация к учебной деятельности | 4 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и самостоятельно их формулируют | Фронтальная работа | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Записи в тетради |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по теме «Свобода в деятельности человека» | Вопрос: – Можно ли жить в обществе и быть свободным от общества? | Высказывают свое мнение | Фронтальная | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Устный опрос |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Презентация «Свобода в деятельности человека». 2. Работа с текстом учебника, с. 140–146. 3. Работа над индивидуальным проектом по выбранной теме: 1) Моя свобода и се- | 1. Комментирует слайды презентации, знакомит учащихся с целями и задачами изучения новой темы. 2. Организует работу по самостоятельному изучению новой темы. Организует работу по карточкам с последующим обсуждением полученной информации. 3. Формулирует задание, нацеливает учащихся на проектную деятельность, знакомит с рекомендациями «Как работать над проектом» | 1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, делают краткие записи. 2. Знакомятся с новым материалам, делают записи в тетради. 3. Выбирают тему проекта и работают над его реализацией | 1. Индивидуальная работа. 2. Индивидуальная работа. 3. Индивидуальная работа | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о деятельности человека. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. Личностные: мотивируют | 1. Записи в тетради 2. Записи в тетради, устные ответы. 3. Работа над проектом |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | мья. 2) Моя свобода и школа. 3) Моя свобода и улица. 4) Моя свобода и сверстники. Как работать над проектом (рекомендации) (см. Приложение на с. 49–50) | | | | свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу | |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 5 | Защита проектов | Организует защиту ученических проектов | Раскрывают тему своего проекта, его цели и задачи, знакомят с конечным результатом | Индивидуальная работа | Личностные: развивают способность к самооценке. Познавательные: осуществляют поиск и выделение информации; строят логическую цепочку рассуждений | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая беседа | Вопросы: – К чему может привести неограниченная свобода выбора? – Как свобода трактуется в христианском вероучении? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 12, задания, с. 148 | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | | |
Приложение
Как работать над проектом
Проект – происходит от латинского слова и буквально означает «камень, брошенный в пустоту». Это определенный план действий по решению какой-либо проблемы. Проект – это способ изменить мир, создать команду, решить насущную проблему, реализовать свою идею. Проект (в переводе с французского) – «брошенный вперед» – путь к цели или план действий для достижения цели, по которому нужно двигаться.
1. Осознание существующей у тебя проблемы, связанной с установленной темой.
• Внимательно прочитай заданную учителем тему работы.
• Подумай, что тебе неизвестно по теме:
– Что я не знаю;
– Что я не умею.
• Выбери проблемную область, над которой ты будешь работать. Помни, она должна быть реальной, жизненной, решаемой.
2. Формулирование проблемы, над решением которой ты будешь работать:
– Мне неизвестно то-то, потому что…
– Я не знаю то-то, так как…
– Я не умею делать то-то из-за…
3. Описание выявленной тобой проблемы:
– Если я не узнаю то-то, следовательно…
– Если я не научусь, то…
– Если я не освою, это повлечет за собой…
4. Целеполагание.
• Определи цель проекта, то есть конечный результат, который ты получишь, решив поставленную проблему. Зачем нужен этот проект?
– Доказать.
– Обосновать.
– Выяснить.
– Разработать.
• Определи задачи проекта, то есть этапы, по которым ты будешь достигать поставленной цели.
– Провести анализ.
– Определить.
– Установить.
– Выявить.
5. Определи целевую группу проекта, то есть круг тех людей, положение которых улучшится после реализации проекта.
6. Стратегия реализации.
Это описание конкретных дел и мероприятий по решению поставленной проблемы. Ее можно представить в виде таблицы:
№ п/п | Что сделать | Когда | Кто отвечает | Что нужно |
| | | | |
7. планируемые результаты проекта (презентационный этап):
– Выбери форму презентации.
– Подготовь и проведи презентацию.
– Выступи в роли эксперта, то есть выскажи свое мнение о личном вкладе в проект.
6