I АОЗ 1.Лингвистическая разминка. - Прочитайте слова, правильно поставив ударение: Алычовый – грушевый. - Как знание правила «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных» помогло вам? - Образуйте от этих существительных прилагательные. Поставьте ударения, выделите суффиксы. Камыш, ключ, еж, нож, спаржа, сторож, холст, кумач. 2.Работа с предложением. Утро было солнечное безветре…ое но не жаркое. - Каким вы представили себе утро? - Что помогло автору создать такую картину? - Объясните подчеркнутые орфограммы? - Подберите к прилагательному безветренное пару «предлог + существительное» по образцу: бесчувственный – без чувств. - Выделите в этом слове все известные вам морфемы. - В какой морфеме находятся пропущенные буквы? - Сегодня на уроке мы будем изучать правило выбора Н и НН в суффиксах прилагательных. II ФНЗ 1.Работа с теоретическим материалом. - Прочитаем правило. - Что нужно выяснить о прилагательном с ошибкоопасным местом прежде, чем применять правило? - Назовите все исключения. - Зачем нужно определить, от какой части речи образовано прилагательное: от существительного или глагола. - Прилагательные, образованные от глаголов вы будете изучать в 7 классе. - Что нужно делать дальше, если прилагательное образовано от существительного? III ФПУ и Н 1.Выборочный диктант. Учащиеся делятся на варианты. Ученики первого варианта должны записывать только те, в которых пишется одна буква Н, а ученики второго варианта должны записывать имена прилагательные с двумя буквами Н в суффиксах прилагательных. Петушиный, волосяной, роскошный, искусственный, песчаный, грустный, ценный, авиационный, весенний, зимний, осенний, летний, земляной, конституционный, государственный, стеклянный, ветряной, ветреный, кожаный, лимонный, коренной, ржаной, ледяной, сезонный, пенсионный, травяной, честный, длинный, каменный, пустынный. Далее учащиеся первого варианта меняются тетрадями с учащимися второго варианта и проверяют правильность выполнения задания. 2.Работа у доски. (2 человека по 5 слов). Это словосочетание нужно преобразовать в имя прилагательное. Пример: шкаф для книг – книжный шкаф. Сок лимона, ложка из дерева, ваза из стекла, дом из камня, носки из шерсти, кошелек из кожи, масло для машины, стол в кухне, погода весной, пятно крови. Выделить суффикс. 3.Лингвистическая задача. - Почему в слове старинный пишется НН? - Сейчас я прочитаю шутливое стихотворение. Ваша задача – записать в тетрадь прилагательные на это правило. Туман одно включает н, Но если вечер был туманный, В основе н и суффикс н, И получается два н, Запомним этот случай странный. Осел ударил в барабан, И звук раздался барабанный, Из бани выскочил баран, За ним вдогонку веник банный. 4.Проверка. Итог. - Давайте еще раз повторим, в каких случаях в суффиксах имен прилагательных пишется одна буква Н. - В каких случаях пишется две буквы Н в суффиксах имен прилагательных? Выставление оценок. Домашнее задание. Параграф 56, упражнение 319. | Выяснить, не относится ли оно к исключениям. Определить, с помощью каких суффиксов. 1)петушиный, волосяной, роскошный, песчаный, грустный, зимний, летний, земляной, ветряной, ветреный, кожаный, ржаной, ледяной, травяной, честный. 2)искусственный, ценный, авиационный, весенний, осенний, конституционный, государственный, стеклянный, лимонный, коренной, сезонный, пенсионный, длинный, каменный, пустынный. В суффиксе – ин -, - ан -, - ян -,прил. образов. от существительных. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный. Прилагательные, образованные при помощи суффикса – н – от сущ. с основой на – н. При помощи суффиксов –енн- , - онн. |