СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных» составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
««Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».»

Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».

Тип урока: урок изучения новой темы

Цели урока: повторить изученное об имени прилагательном, познакомить с правописанием одной и двумя буквами Н в суффиксах имен прилагательных.

Задачи: - обучающие: закрепить полученные знания на практике; научиться правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами Н, рассуждать устно и письменно объяснять условия выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.

-развивающие: совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде; развитие устной и письменной речи; развитие памяти, внимания, логического мышления; создавать психологически комфортную обстановку на уроке;

-воспитательные: организация активной мыслительной деятельности учащихся; воспитание бережного и уважительного отношения к русскому языку.

Необходимое техническое оборудование: мел, доска, учебники, тетради, ручки, карандаши; компьютеры, проектор, экран.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Ход урока

1. Организационный момент. Целеполагание.

- Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжаем знакомство с именем прилагательным, точнее продолжим знакомиться с суффиксальным способом образования слов. Путь нам предстоит нелегкий, но мы должны все преодолеть, поэтому возьмём в дорогу знания, умения, а главное – хорошее настроение. А для этого: Повернулись и друг другу улыбнулись.

2. Образуйте прилагательные от существительных: сон, станция, солома, утка, песок, нефть, выделите словообразовательные суффиксы.

Сон - сонный

Станция –станционный

Солома – соломенный

Утка –утиный

Песок –песчаный

Нефть – нефтяной

- Как вы думаете, почему в одних прилагательных пишется одна буква н, а в других - две н?

(Ребята пытаются вывести правило написания н-нн в суффиксах прилагательных.)

- Послушайте загадки. В загадках вы услышите имена прилагательные, их нужно выписать в тетрадь.

1. Не удержались в сите,

Серебряные нити

И, выскочив на волю,

Пришили тучи к полю. (Дождь)

2. В осеннем парке мы гуляли,

С деревьев краски облетали. (Листья)

3. Цветы на клумбе всполошились,

Кусты сирени удивились,

Кто обрызгал их водой

Ранней утренней порой? (Роса)

4. Дверцы стеклянные, бока деревянные,

Книги за стеклом – там их дом! (Книжные полки)

- Итак, какие прилагательные вы выписали? Чем похожи они друг на друга? Правильно, все они пишутся с двумя или с одной буквой н. Так какую же орфограмму мы будем сегодня изучать? (Учащиеся пытаются формулировать тему урока). Именно эту орфограмму мы сегодня с вами и будем изучать. Запишем тему нашего урока: «Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных».


3. Знакомство с алгоритмом. Главное в работе над алгоритмом – ничего не пропускать, приучаться к последовательности действий.  Учащиеся записывают в тетрадях по ходу объяснения, в каких суффиксах пишется н-нн.

Н и нн в суффиксах прилагательных

Определи, от какой части образовано слово.

От существительного?

Да

Определи, какой суффикс к основе?

-онн, -енн, -н -ан, -ян, -ин

Да Да

Пиши –нн Пиши –н

Исключение: Исключения: оловянный,

Ветреный(но безветренный) деревянный, стеклянный

4. Ребята, мы с вами рассмотрели правописание  н-нн в суффиксах полных прилагательных. А сколько же н пишется в суффиксах кратких прилагательных?

(Работа с учебником: учащиеся узнают, что краткая форма как полная: ценная вещь – ценна, ветреная погода –ветрена).

- Правописание слов ветреная – ветряная. Правописание этих слов зависит от значения. Попутно знакомлю и с другими такими словами:

масляный – масленый, соляной – солёный.

Различай!

Масляный-

Разведённый на масле, работающий на масле

(печенье, двигатель):

Соляной-

Состоящий из соли (столб);

Ветряной-

(двигатель, оспа)



Масленый-

Намазанный, пропитанный маслом

(блин, каша,рука);

Солёный-

Содержащий соль (каша)

Ветреный-

(день, человек)



4. Закрепление изученного. Выполняем упр. 319 по учебнику на странице 128.

Определите, какие гласные в суффиксах нужно писать в следующих случаях:

ветр..ная (погода), ветр..ные (дни), ветр…ное (утро), ветр..ная (особа), ветр..ный (юноша), ветр..ная (мельница), ветр..ной (двигатель).

5. Знакомство с орфограммой № 38 по учебнику стр. 127.

6. Правописание следующих слов нужно запомнить: зелёный, синий, багряный, пряный, свиной, юный, бараний, фазаний, румяный, тюлений, павлиний. (В них буква н входит в состав корня, поэтому в словах пишется одно н).

(Учащиеся записывают эти слова в тетрадь.)


7. Предложенные слова из упражнения 321 выписать в два столбика с одной н и с двумя н в суффиксах прилагательных.

Революционный, орлиный, восторженный, овсяный, шерстяной, обеденный, оловянный, кожаный, деревянный, звериный, торфяной, экскурсионный, письменный, стеклянный, авиационный, песчаный, костяной, обыкновенный.

Объяснить написание пропущенных букв, пользуясь алгоритмом.


8. Объясните написание пропущенных букв: на экране – 1. Стоит ветре…ая погода. 2. Ледя…ой ветер проносится над головой. 3. Как за каме…ой стеной. 4. Тот исти…ый друг, кто честен и прям.

5. Я почувствовал пряный запах. 6. Тает в небе журали…ый крик. 7. Роняет лес багря…ый свой убор. (Записываем только слова, в которых пропущены буквы.)


9. Закрепление.

1) Тест «Проверь себя» - контрольно-тренировочное задание в письменной форме:

Чугу…ая решётка, ветре…ый день, багря…ые закаты, гуси…ые лапки, маши…ое отделение, болезне…ое чувство, дикови…ое происшествие, стари…ые часы, ю…ое лицо, ледя…ая гора, дровя…ой сарай, петуши…ые бои, жестя…ая коробочка, жизне…ая драма, величестве…ая колонна, лебеди…ая песня.

2) Взаимопроверка по предлагаемому ответу к тесту.

3) После проверки учащиеся, допустившие ошибки, объясняют алгоритм орфографических действий с этим словом.

- Разберись по алгоритму в написании слов, в которых допущены ошибки.

Чугунная решётка, ветреный день, багряные закаты, гусиные лапки, машинное отделение, болезненное чувство, диковинное происшествие, старинные часы, юное лицо, ледяная гора, дровяной сарай, петушиные бои, жестяная коробочка, жизненная драма, величественная колонна, лебединая песня.

- Поставь себе оценку: «5» - за 16 правильных ответов, «4» - за 13-15, «3» - за 9-12, «2» - за 6-8.

10. Подведение итогов.

11. Домашнее задание: параграф 56, упр. 320. К данным существительным подберите однокоренные прилагательные с суффиксами –н-, -ан-(-ян-) или –енн-.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!