СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Ох, уж это наречие!"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме «Наречие» разработан для учащихся 7 класса, в котором обучение ведется по технологии, основанной на уровневой дифференциации обучения.           

Тип урока - обобщение в форме тренировочного зачета предполагает высокую активность учащихся в каждый момент урока. Для этого каждому ребенку выдается раздаточный материал (листы с заданиями тренировочного зачета), а после выполнения его - листы самоконтроля, это позволяет использовать разные виды контроля: общий, взаимо-и самоконтроль.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Ох, уж это наречие!"»

МОУ «Верх-Суетская средняя общеобразовательная школа»









Методическая разработка урока на тему:



«Ох, уж это наречие!»





Выполнила


учитель русского языка и

литературы


Жупикова Н.В.




















2014 год

Пояснительная записка к уроку



Урок русского языка по теме «Наречие» разработан для учащихся 7 класса, в котором обучение ведется по технологии, основанной на уровневой дифференциации обучения.


Тип урока - обобщение в форме тренировочного зачета предполагает высокую активность учащихся в каждый момент урока. Для этого каждому ребенку выдается раздаточный материал (листы с заданиями тренировочного зачета), а после выполнения его - листы самоконтроля, это позволяет использовать разные виды контроля: общий, взаимо-и самоконтроль.


На данном уроке каждый ученик должен представить себе, насколько он овладел знаниями по данной теме, иметь представление о посильности и доступности заданий из списка ОРО (обязательных результатов обучения). Отсюда функции урока: целеполагающая, подготовительная и контролирующая.


Предварительная работа была поэтапной, в процессе обучения дети поднимались вверх по так называемой « лестнице деятельности», учились видеть наречия в тексте, определять их разряд, отличать наречия от омонимичных частей речи, проводить словообразовательный и морфемный анализ, учились правильно писать наречия.


Технология УД дает возможность учителю творчески относиться к зачетным материалам. В конспекте урока я предложила несколько вариантов заданий, учитель может выбирать их, исходя из возможностей и степени подготовки своего класса. Домашнее задание дается дифференцированно, в зависимости от того, насколько полно был выполнен тренировочный зачет и какие задания вызывали трудность.

Разработка данного урока помещена в банке данных АКИПКРО, в настоящее время дополнена презентацией к уроку.


Форма урока – тренировочный зачет-практикум.


Цели:


1.Образовательная


Систематизировать изученный материал по теме «Наречие», подготовить учащихся к выполнению контрольного зачета.


2.Развивающая


Развивать способность обобщения, сопоставления, выделения; способность работать самостоятельно, развивать навыки самоконтроля и самооценки.


3.Воспитательная


Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи во время работы в парах, чувство ответственности при принятии того или иного решения.





Этапы урока


1. Организационный






2.Выполнение заданий ОРО











Задание 2.Исправление речевых ошибок в употреблении наречий


Задание 3. Орфоэпическая работа



Задание 4. Подбор наречий к глаголу учиться.




Задание 5. Заменить с\с наречиями.


Задание 6.Морфемный состав наречий.


Задание 7 Правописание наречий (не с наречиями)


Задание 8. Орфографическая работа.

Деятельность учителя


Проводит беседу: тема, цель урока, форма урока. Настраивает на положительный результат.




Выполняет роль консультанта, работает со слабыми детьми.





- Какое задание зачета мы сможем выполнить, если твердо знаем, что такое наречие? (слайд№2)




-Когда уместно слово ужасно? Для какого стиля речи характерно употребление слова обратно?(слайд№3)



Демонстрирует слайд № 4



Поясняет, что синонимический ряд наречий изменяется в связи с конкретной ситуацией, а абстрактное «хорошо» или «плохо» не конкретизирует действие





Напоминает, что наречия не изменяются.



Демонстрирует слайд №5




Напоминает, что написание наречий зависит от семантики, именно от понимания значения слова зависит выбор правильного написания. Поэтому такая работа необходима при выборе слитного, дефисного или раздельного написания наречий.

Деятельность учащихся


Знакомятся с правилами предстоящей работы: порядком выполнения заданий зачета, критериями оценок, получают представление об общем объеме заданий зачета.

Делятся на группы: одни выполняют работу самостоятельно, проверяя себя по листу самоконтроля, другие работают вместе с учителем.


Выполняют 1-е задание, выписывают наречия, подчеркивают те, что пропустили.









Произносят вслух



Подбирают наречия: охотно, прилежно, настойчиво, нехотя, лениво.







Записывают наречия, разбирают их по составу.








Комментируют.

Выполнение заданий дополнительного уровня «Ученик может»






Задание 9. Работа с этимологическим словарём


Задание 10. Придумать и записать предложение с парами слов: взволнованно – взволновано, вглубь – в глубь


Задание 11. Составление таблицы «Виды орфограмм по теме наречие».




Подведение итогов

Заинтересовывает сильных учащихся







Слайд№6














Подводит итог, выставляет оценки, дает домашнее задание дифференцированно


Демонстрируют свои возможности на более высоком уровне



Находят происхождение 2-х наречий.




Отличают наречия от форм кратких страдательных причастий, наречие от существительных с предлогами






Приводят по два примера на каждый вид орфограмм слитного, раздельного и дефисного написания наречий



Ученики проверяют себя по листу самоконтроля, делают самоанализ.



Приложение:


  1. Лист тренировочного зачета по теме «Наречие»

  2. Лист самоконтроля

  3. Презентация к уроку

  4. Дидактический материал для учителя.















Дополнительный дидактический материал к уроку


  1. Выписать наречия из данных пословиц:

Кто без устали болтает, в том толку не бывает. Бдительного воина врасплох не застанешь. Смелому победа идет навстречу. Делать наспех – сделать на смех. Неправдой нажитое впрок не пойдет.


2. Заменить выделенные слова и словосочетания близкими по смыслу наречиями:

Находиться близко.

Пуститься бежать во весь дух.

Сказать точно.

Располагались по левую руку.

Читать на немецком языке.


  1. Подобрать антонимы к следующим словосочетаниям:

Часто бывать в театре.

Заносчиво вести себя.

Плакать навзрыд.

Действовать исподтишка.

Рассказать вкратце.


  1. Составить предложения с данными фразеологизмами:

Испокон веку

Слово в слово

Со дня на день


  1. Поставить ударение в словах:

Красивее, невысоко, тотчас, назло, задолго, добела, досуха.


6. Выписать из предложения наречие, строение которого соответствует схеме -

приставка, корень, суффикс:

Далеко впереди, где теряется в хлебах проселок, стоят над землею неподвижно белые и плотные июльские облака.


  1. Записать по одному примеру на каждую схему:

приставка В, корень, суффикс О;

приставка ВО, корень, суффикс О;

приставка ВО -, корень, суффикс ЫХ;

приставка В -, корень, суффикс ЫХ;

приставка В, корень, суффикс ЕМ;

приставка В, корень, суффикс Е.


  1. Исправить ошибки в употреблении наречий:

Мне было ужасно весело.

Я страшно хочу эту игрушку.

Обратно Яне поеду в город.

Мне ничего не было видно,

хотя я сидел спереди.





  1. Напишите наречия

вперемешку и вперемежку.

Назовите в них все орфограммы, дайте толкование этих слов, составьте с ними предложения.


  1. Используя Толковый словарь русского языка, определите различные значения наречий:

издали, издалека, издалёка.


  1. Составьте предложения со следующими парами словосочетаний, подчеркните их как члены предложения:

мелькать вдали – в дали моря

услышать впервые – в первые дни месяца

распилить надвое – приехать на двое суток


  1. Заполните таблицу примерами:

Приставки в наречиях пишутся:


Слитно

Раздельно

Через дефис


(на) бок, (на) веки, (на) верх, (на) зло, (на) кануне, (по) французски, (по) прежнему, (в) глубь, (с) начала, (до) верху, (до) свидания, (по) одиночке, (к) стати, (в) плавь, (в) сухомятку, (по) зарез, (по) трое.


  1. Написать сочинение – миниатюру – описание движений опытного и начинающего конькобежца, используя наречия:

еле-еле, неуклюже, медленно, робко, неуверенно;

ловко, плавно, уверенно, быстро, стремительно, великолепно.

























Наречие (тренировочный зачёт)


отметка

зачет

«4»

«5»

Обязательная часть

5 б

7 б

8 б

Дополнительная часть


6 б

8 б


Обязательная часть

«Ученик должен»

  1. Выпишите из текста все наречия.

Начинает смеркаться. Солнце уже опускается за лес. Оно бросает несколько чуть-чуть теплых лучей, которые прорезываются огненной полосой через весь лес, обливая золотом верхушки сосен. Всё слилось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало. Вскоре они совсем замолкли.

  1. Найдите речевые ошибки в употреблении наречий. Запишите предложения в исправленном виде.

Платье ужасно красиво. Обратно проливной дождь пошел.

  1. Спишите, поставьте ударение в наречиях.

Пиши красивее, вытри дочиста.

  1. Подобрать к словосочетанию «учиться хорошо» не менее 5 наречий.

5. Замените выделенные слова и словосочетания близкими по смыслу наречиями.

а) прийти в точно назначенное время

б) разделить на две части

в) читать на французском языке

г) немного поутихнуть

  1. Выписать из текста наречие, строение которого соответствует схеме: приставка, корень, суффикс

Издавна известны хитрые повадки лисиц. Нередко они селятся в норах барсуков. Если лисица заметит человека, она уходит далеко напрямую, и тогда ее трудно убить.

  1. Найдите словосочетание, в котором не пишется раздельно.

а) выглядел отнюдь (не) красиво

б) чувствовал себя совсем (не) лепо

в) остановился (не) ожиданно

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

(В) начале сентября воздух начинает (по) немногу холодеть.

Утром вы замечаете, что трава (чуть) чуть побелела. Свеж_.

Лужи сплош_ засыпа_ы листьями. (По) осеннему мелкие дожди совсем (не) отличаются от летних: они идут беспр_ста(н/нн)о.

Ветер дует (без) устали, разнося (далеко) далеко сем_на деревьев.

Листья начинают (кое) где желтеть.


Дополнительная часть

«Ученик может»

  1. (2Б) Используя «Краткий этимологический словарь», найдите происхождение двух любых наречий.

  2. (4б) Придумайте и запишите предложения с парами слов:

а) сдержанно – сдержано

б) обдуманно – обдумано

в) вглубь – в глубь

г) сначала – с начала

11. (4б) Составьте таблицу «Виды орфограмм» по теме «Наречие». приведите по 2 примера на каждый вид орфограмм

Лист самоконтроля по теме «Наречие»


Обязательная часть


Задание 1.

Уже, чуть-чуть, сначала, потом, постепенно, вскоре, совсем.

Задание 2.

Платье очень красиво. Опять (снова) проливной дождь пошел.

Задание 3.

Пиши красивее, вытри дочиста.

Задание 4.

Учиться усердно, старательно, увлеченно, охотно, прилежно.

Задание 5.

Прийти вовремя

разделить надвое

читать по-французски

чуть-чуть поутихнуть

Задание 6.

Издавна

Задание 7.

а) Выглядеть отнюдь не красиво.

Задание 8.

В начале сентября воздух начинает понемногу холодеть. Утром вы замечаете, что трава чуть-чуть побелела. Свежо.

Лужи сплошь засыпаны листьями. По-осеннему мелкие дожди совсем не отличаются от летних: они идут беспрестанно. Ветер дует без устали, разнося далеко-далеко семена деревьев. Листья начинают кое-где желтеть.


Дополнительная часть


Задание 10.

Он говорил сдержанно. Сопротивление противника было сдержано.

Нужно всегда поступать обдуманно. Его решение твердо и обдуманно. Он забрался вглубь. Он зашел в глубь леса. Сначала было слово. С начала урока прошло пять минут.

Задание 11.

Слитное написание наречий: сплеча, назло.

Раздельное написание наречий: без оглядки, до отказа.

Не с наречиями: нелепо, нехорошо, не хорошо, а плохо, совсем не хорошо.

О/Е на конце наречий: горячо, свежо, певуче, колюче.

О/А на конце наречий: наглухо, дочиста.

Дефис в наречиях: по-новому, по-немецки, кое-где, чуть-чуть.

Не и ни в отрицательных наречиях: негде, нигде.

Ь на конце наречий: настежь, сплошь, замуж.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!