СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии. Тема урока: Ч. Дарвин и происхождение видов.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Ч. Дарвин и происхождение видов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии. Тема урока: Ч. Дарвин и происхождение видов.»

Класс:7 Джабраилова И.И___________

Тема урока: Ч. Дарвин и происхождение видов.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Сформировать и раскрыть понятия о наследственности, изменчивости, борьбе за существование, естественном отборе как основных движущих силах эволюции

Задачи урока:

1.обучающие – ознакомить учащихся с основами учения Ч. Дарвина о происхождении видов.

2развивающие – продолжить формировать умения анализировать, выделять главное, делать соответствующие выводы.

3. воспитательные – патриотическое воспитание, на примере жизни Ч. Дарвина

Методы обучение:

1. словесные – рассказ, объяснение.

2. проблемные – постановка проблемных вопросов.

Форма работы обучающихся: фронтальная, самостоятельная работа.

Структура урока:

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление изученного материала.

5. Рефлексия (подведение итогов урока).

6. Информация о домашнем задании, выставление оценок.



Ход урока



1. Организационный этап. Учитель приветствует, организует и настраивает учащихся на активную работу на уроке.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания по теме «Мир живых организмов. Уровни организации живого»

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Рабочих тетрадях №5 стр5. №7 стр 6; №3 №6.

3. Изучение нового материала.



Учитель: Насколько известно человеку, только на планете Земля существует жизнь и формы ее бесчисленны.

Огромное количество разнообразных животных и растений не перестает нас удивлять.

В настоящее время насчитывается более 2 млн. видов живых существ! Свыше 350 тыс. видов растений, более 100 тыс. грибов и более 1,5 млн. видов животных! 

?! Откуда взялось такое богатство видов?

?! Всегда ли животный мир был таким, каким существует в наше время?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель: 200 лет назад на свет появился человек, которому предстояло найти причины удивительного многообразия форм жизни, тем самым он кардинально изменил наш взгляд на мир и наше место в нем. Этого человека звали Ч. Дарвин.



Сформулируйте тему и цели сегодняшнего урока. (Учащиеся формулируют тему и цели урока, записывают тему урока в тетрадь)

Далее идет рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией слайдов презентации.



1) Краткая биография Ч. Дарвина.



Чарлз Роберт Дарвин родился 12 февраля 1809г в Англии, в семье врача. 

С 10 лет Ч. Дарвин начинает учиться в гимназии. Уже тогда, будучи ребёнком, он увлекается естественными науками, собирает гербарии, коллекции минералов и насекомых.

После гимназии Ч. Дарвин поступает в Эдинбургский университет, где собирается стать медиком. Однако, проучившись всего 2 курса обучения, он забрасывает университет и поступает в Кембриджский христианский колледж, где занимается изучением теологии (учение о Боге). 

Решающим поворотом в его судьбе стало кругосветное путешествие на корабле «Бигль» (1831-1836гг). (слайд 8) За это время он побывал во многих точках земного шара и собрал богатейшие ботанические, зоологические и геологические коллекции. 

О том, в чем же причина большого многообразия живых организмов и их удивительная способность приспосабливаться к условиям среды, Ч. Дарвин объяснил в своем главном труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (запись в тетрадь), где изложил основные положения его эволюционного учения. 



2)Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

(учащиеся записывают подзаголовок в тетрадь)



А) Занимаясь своими научными исследованиями, Ч. Дарвин обратил внимание на большое многообразие пород домашних животных и сортов культурных растений, и пришел к выводу, что человек создает породы и сорта на основе наследственной изменчивости.

?Ребята, как вы думаете, что такое наследственность?

О. Способность родителей передавать свои признаки потомству.

Совершенно верно! Вот почему мы очень похожи на своих родителей.



А что такое изменчивость?

О. Способность организмов приобретать какие-либо новые признаки, отличающие их от других.

Правильно! Благодаря изменчивости, мы, хоть и похожи на своих родителей, но не являемся их абсолютно точной копией.

Изменчивость бывает наследственной и ненаследственной.

Наследственная изменчивость – это изменчивость, которая связана с изменением генетического материала и приводит к изменению внешних признаков организма.



Наследственная изменчивость присуща каждому организму и позволяет отличить друг от друга особей одного вида. 

Б) Из поколения в поколение человек из большого количества особей отбирает и оставляет тех особей, которые обладают полезными для человека признаками. Так, например, оставляют коров, дающих большое количество молока, кур, несущих большое количество яиц и.т.д. В результате создаются новые породы животных и сорта растений.

Это Ч. Дарвин назвал искусственным отбором – отбор, производимый человеком для выведения новых пород животных и сортов растений. (запись в тетрадь)



В) Следующее, на что еще обратил свое внимание Ч. Дарвин – это борьба за существование. В живой природе она неизбежна. Организмы могут бороться за одинаковую пищу, сходные условия обитания и размножение. Дожить до зрелого возраста и оставить потомство могут лишь немногие особи, а только наиболее приспособленные.

Таким образом, борьба за существование – это сложные отношения организмов между собой и с условиями внешней среды(запись в тетрадь)

Ч. Дарвин выделял несколько форм борьбы за существования:

1. борьба с неблагоприятными условиями. 

2. внутривидовая борьба – взаимоотношения между особями одного вида. Эта борьба носит наиболее острый характер. 

?! Как вы думаете, почему внутривидовая борьба носит наиболее острый характер?

О. Потому что организмы одного и того же вида имеют сходные потребности.

3. межвидовая борьба – взаимоотношения между особями разных видов. (слайд 16)

Г) В процессе борьбы за существование происходит естественный отбор – процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство особи, с полезными в данных условиях признаками. (запись в тетрадь)

Например, в промышленных районах, где стволы деревьев покрыты копотью, увеличивается число бабочек березовой пяденицы с темной окраской крыльев, так как такая окраска делает их незаметными для птиц – их врагов. А бабочки березовой пяденицы со светлой окраской крыльев не выживает в таких условиях, так как становятся хорошо заметными на темных стволах деревьев. 



В результате борьбы за существования и естественного отбора виды живых организмов изменяются, приспосабливаются к разнообразным условиям среды. Они приобретают все новые и новые признаки, образуя, таким образом, многообразие живой природы. Ч. Дарвин это хорошо доказал в своей эволюционной теории.



Запомнить! Движущими силами эволюции Ч. Дарвин назвал - наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. 



4. Закрепление изученного материала.

1) Фронтальный опрос.

1.Каковы заслуги в развитии науки Ч. Дарвина?

2. Что является наследственностью?

3. Что является изменчивостью?

4. Какие формы изменчивости известны?

5. Что такое борьба за существование?

6. Что такое естественный отбор?

5. Рефлексия.



Я знал

Я узнал

Я хочу знать



6. Информация о домашнем задании, выставление оценок.



1. Учебник – с.6-9 прочитать

2. Выучить термины в тетради и подготовиться к биологическому диктанту.



Спасибо за внимание! До скорых встреч!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!