Класс:7 Джабраилова И.И___________
Тема урока: Ч. Дарвин и происхождение видов.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Сформировать и раскрыть понятия о наследственности, изменчивости, борьбе за существование, естественном отборе как основных движущих силах эволюции
Задачи урока:
1.обучающие – ознакомить учащихся с основами учения Ч. Дарвина о происхождении видов.
2. развивающие – продолжить формировать умения анализировать, выделять главное, делать соответствующие выводы.
3. воспитательные – патриотическое воспитание, на примере жизни Ч. Дарвина
Методы обучение:
1. словесные – рассказ, объяснение.
2. проблемные – постановка проблемных вопросов.
Форма работы обучающихся: фронтальная, самостоятельная работа.
Структура урока:
1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление изученного материала.
5. Рефлексия (подведение итогов урока).
6. Информация о домашнем задании, выставление оценок.
Ход урока
1. Организационный этап. Учитель приветствует, организует и настраивает учащихся на активную работу на уроке.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания по теме «Мир живых организмов. Уровни организации живого»
Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Рабочих тетрадях №5 стр5. №7 стр 6; №3 №6.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Насколько известно человеку, только на планете Земля существует жизнь и формы ее бесчисленны.
Огромное количество разнообразных животных и растений не перестает нас удивлять.
В настоящее время насчитывается более 2 млн. видов живых существ! Свыше 350 тыс. видов растений, более 100 тыс. грибов и более 1,5 млн. видов животных!
?! Откуда взялось такое богатство видов?
?! Всегда ли животный мир был таким, каким существует в наше время?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель: 200 лет назад на свет появился человек, которому предстояло найти причины удивительного многообразия форм жизни, тем самым он кардинально изменил наш взгляд на мир и наше место в нем. Этого человека звали Ч. Дарвин.
Сформулируйте тему и цели сегодняшнего урока. (Учащиеся формулируют тему и цели урока, записывают тему урока в тетрадь)
Далее идет рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией слайдов презентации.
1) Краткая биография Ч. Дарвина.
Чарлз Роберт Дарвин родился 12 февраля 1809г в Англии, в семье врача.
С 10 лет Ч. Дарвин начинает учиться в гимназии. Уже тогда, будучи ребёнком, он увлекается естественными науками, собирает гербарии, коллекции минералов и насекомых.
После гимназии Ч. Дарвин поступает в Эдинбургский университет, где собирается стать медиком. Однако, проучившись всего 2 курса обучения, он забрасывает университет и поступает в Кембриджский христианский колледж, где занимается изучением теологии (учение о Боге).
Решающим поворотом в его судьбе стало кругосветное путешествие на корабле «Бигль» (1831-1836гг). (слайд 8) За это время он побывал во многих точках земного шара и собрал богатейшие ботанические, зоологические и геологические коллекции.
О том, в чем же причина большого многообразия живых организмов и их удивительная способность приспосабливаться к условиям среды, Ч. Дарвин объяснил в своем главном труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (запись в тетрадь), где изложил основные положения его эволюционного учения.
2)Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.
(учащиеся записывают подзаголовок в тетрадь)
А) Занимаясь своими научными исследованиями, Ч. Дарвин обратил внимание на большое многообразие пород домашних животных и сортов культурных растений, и пришел к выводу, что человек создает породы и сорта на основе наследственной изменчивости.
?Ребята, как вы думаете, что такое наследственность?
О. Способность родителей передавать свои признаки потомству.
Совершенно верно! Вот почему мы очень похожи на своих родителей.
? А что такое изменчивость?
О. Способность организмов приобретать какие-либо новые признаки, отличающие их от других.
Правильно! Благодаря изменчивости, мы, хоть и похожи на своих родителей, но не являемся их абсолютно точной копией.
Изменчивость бывает наследственной и ненаследственной.
Наследственная изменчивость – это изменчивость, которая связана с изменением генетического материала и приводит к изменению внешних признаков организма.
Наследственная изменчивость присуща каждому организму и позволяет отличить друг от друга особей одного вида.
Б) Из поколения в поколение человек из большого количества особей отбирает и оставляет тех особей, которые обладают полезными для человека признаками. Так, например, оставляют коров, дающих большое количество молока, кур, несущих большое количество яиц и.т.д. В результате создаются новые породы животных и сорта растений.
Это Ч. Дарвин назвал искусственным отбором – отбор, производимый человеком для выведения новых пород животных и сортов растений. (запись в тетрадь)
В) Следующее, на что еще обратил свое внимание Ч. Дарвин – это борьба за существование. В живой природе она неизбежна. Организмы могут бороться за одинаковую пищу, сходные условия обитания и размножение. Дожить до зрелого возраста и оставить потомство могут лишь немногие особи, а только наиболее приспособленные.
Таким образом, борьба за существование – это сложные отношения организмов между собой и с условиями внешней среды. (запись в тетрадь)
Ч. Дарвин выделял несколько форм борьбы за существования:
1. борьба с неблагоприятными условиями.
2. внутривидовая борьба – взаимоотношения между особями одного вида. Эта борьба носит наиболее острый характер.
?! Как вы думаете, почему внутривидовая борьба носит наиболее острый характер?
О. Потому что организмы одного и того же вида имеют сходные потребности.
3. межвидовая борьба – взаимоотношения между особями разных видов. (слайд 16)
Г) В процессе борьбы за существование происходит естественный отбор – процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство особи, с полезными в данных условиях признаками. (запись в тетрадь)
Например, в промышленных районах, где стволы деревьев покрыты копотью, увеличивается число бабочек березовой пяденицы с темной окраской крыльев, так как такая окраска делает их незаметными для птиц – их врагов. А бабочки березовой пяденицы со светлой окраской крыльев не выживает в таких условиях, так как становятся хорошо заметными на темных стволах деревьев.
В результате борьбы за существования и естественного отбора виды живых организмов изменяются, приспосабливаются к разнообразным условиям среды. Они приобретают все новые и новые признаки, образуя, таким образом, многообразие живой природы. Ч. Дарвин это хорошо доказал в своей эволюционной теории.
Запомнить! Движущими силами эволюции Ч. Дарвин назвал - наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
4. Закрепление изученного материала.
1) Фронтальный опрос.
1.Каковы заслуги в развитии науки Ч. Дарвина?
2. Что является наследственностью?
3. Что является изменчивостью?
4. Какие формы изменчивости известны?
5. Что такое борьба за существование?
6. Что такое естественный отбор?
5. Рефлексия.
Я знал
Я узнал
Я хочу знать
6. Информация о домашнем задании, выставление оценок.
1. Учебник – с.6-9 прочитать
2. Выучить термины в тетради и подготовиться к биологическому диктанту.
Спасибо за внимание! До скорых встреч!