Чтение и развитие речи 5 класс школа VIII вида.
Тема урока: И. А. Крылов «Ворона и Лисица».
Цель урока: Познакомить учащихся с биографией Крылова и басней «Ворона и Лисица».
Задачи:
1. Коррекционно-образовательная: формировать умение находить главную мысль, мораль в басне.
2. Коррекционно-развивающая: развивать навыки выразительного чтения, память (зрительную, слуховую), обогащать словарный запас детей.
3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать в детях скромность, искренность, честность на примере басенных персонажей.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, запись басни в исполнении мастеров слова, портрет Крылова, иллюстрации, карточки..
Ход урока.
Организационный момент: Готовы мы начать урок?
Всё на месте, всё в порядке?
Книги, ручки и тетрадки?
(слайд 1) Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью замечательного поэта-баснописца И. А. Крылова, с одной из его басен, научимся находить мораль басни, будем работать над выразительным чтением.
Беседа (презентация).
(слайд 2) Великий русский баснописец родился в 1769 году в Москве в семье бедного армейского капитана. По словарю выучил французский, самостоятельно освоил итальянский, английский, немецкий, древнегреческий. С удовольствием занимался математикой, хорошо рисовал, умел играть на скрипке.
(слайд 3) С десяти лет Ваня начал работать мелким служащим в канцелярии, чтобы прокормить мать и младшего брата.
Впечатлительный мальчик жадно прислушивался к яркой и образной народной речи, которая будет всегда присутствовать в его произведениях.
(слайд 4) «Дедушка Крылов» написал более 200 басен.
(слайд 5-8) Памятник Крылову был установлен в 1855 году близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге.
Клодт установил бронзовую статую баснописца на гранитном пьедестале, украшенном бронзовыми изображениями лиц и животных — персонажей басен Крылова.
Памятник Ивану Андреевичу Крылову в Москве установлен около Патриарших прудов на Малой Бронной улице, был открыт 17 сентября 1976 г.
(слайд 9) В баснях высмеиваются недостатки людей: зависть, жадность, лень, лесть, злость, глупость.
(слайд 10) Басни Ивана Андреевича Крылова учат быть добрым, честным, справедливым.
В баснях действуют животные, птицы или предметы, но мы понимаем, что речь идёт о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.
Подготовка к восприятию нового материала:
Прежде, чем мы приступим к чтению нового произведения, хочу напомнить вам, какой жанр называется басней. (слайд 11)
Басня – краткий нравоучительный рассказ или стихотворение, где в сатирической форме изображаются человеческие недостатки, поступки.
- Кто знает, что такое сатира?
Сатира – насмешка над кем-либо, изображение персонажа в смешном виде.
- В басне всегда присутствует поучительный вывод, кто скажет, как он называется?
Мораль – поучительный вывод.
- А для того чтобы узнать какую басню мы будем сегодня читать, отгадайте загадки.) (слайд 12 )
1. Серо-чёрная та птица,
Говорят, никак, певица.
Мол, как каркать прекращает,
Птицам певчим подражает. ( ворона )
2. Лесная рыжая плутовка –
Известна всем её сноровка.
С ней аккуратней, не зевай!
А дверь в курятник запирай! ( лисица )
- Ребята, кто из вас видел ворону?
- Как она выглядит? Крупная птица. Хвост, голова, крылья чёрного цвета, остальное оперенье грязно-серого цвета. Клюв длинный и толстый.
- Можно ли ворону назвать красивой птицей?
- Кто слышал ворону?
- Какой у неё голос?
- А как выглядит лиса?
- Вспомните из сказок, какой характер у лисы? (плутовка, хитрая, коварная).
В басне встретятся незнакомые слова, я вам объясню их значение, чтобы легче было понять смысл произведения.
Словарная работа. (слайд 13).
Первичное знакомство с басней.
Слушаем басню «Ворона и Лисица» в исполнении мастера слова артиста
И. Ильинского.
Работа с текстом басни.
(слайд14) - Составить план. (1 Находка. 2 Льстец. 3 Простофиля.)
- Найдите и прочитайте, в каких словах заключается мораль.
- О каком пороке человека говорит автор?
Физкультминутка.
Я называю качества характера, если они положительные вы хлопаете в ладоши, а если отрицательные – машете руками над головой. Все встали на ноги. ( Доброта, хитрость, жадность, отзывчивость, лесть, справедливость, злость, прилежность, зависть, храбрость, хвастовство, лень, правдивость, неблагодарность, аккуратность, вежливость. )
- Выразительное чтение басни.
Постарайтесь читать так, чтобы все увидели перед собой неуклюжую, глупую Ворону, а рядом плутовку Лисицу.
Закрепление материала.
- Почему Лисице удалось обмануть Ворону?
- Что говорила Лиса о внешности Вороны? Найдите в тексте.
- Как называет Лиса голос Вороны? Прочитайте.
- Для чего Лиса расхваливала Ворону?
- Найдите в тексте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (глазки, носок, голосок, шейка, пёрышки). Почему их использует автор?
Характеристика персонажей басни.
На доске карточки со словами, характеризующими персонажей басни, а также иллюстрации с изображением Лисицы и Вороны.
Учащиеся выбирают карточку, крепят под персонажем и обосновывают свой выбор. ( глупая, вещунья, хитрая, льстивая, плутовка, рыжая, неуклюжая, простофиля, шустрая, растяпа).
(слайд 15) Игра «Найди ошибку».
Вороне где-то Бог послал кусочек сала;
На дуб Ворона взобралась,
Поужинать было совсем уж собралась…
Плутовка к домику на пальчиках подходит;
Вертит крылом, с Вороны нос не сводит
И говорит так нежно, чуть дыша…
Ворона гавкнула во всё воронье горло:
Хлеб выпал – с ним была старушка такова.
Итог урока.
- С каким видом жанра познакомились на уроке?
- Какую басню читали?
- Чему учит нас басня?
- Над чем смеётся И. А. Крылов?
- Что вы запомните на всю жизнь после сегодняшнего урока?
Домашнее задание. Выучить басню наизусть.
Выставление оценок.
Всем спасибо за урок.