СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по чтению в 5 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Познакомить учащихся с биографией Крылова и басней «Ворона и Лисица».

Задачи:

1. Коррекционно-образовательная: формировать умение находить главную мысль, мораль в басне.

2. Коррекционно-развивающая: развивать навыки выразительного чтения, память (зрительную, слуховую), обогащать словарный запас детей.

3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать в детях скромность, искренность, честность на примере басенных персонажей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по чтению в 5 классе»

Чтение и развитие речи 5 класс школа VIII вида.

Тема урока: И. А. Крылов «Ворона и Лисица».

Цель урока: Познакомить учащихся с биографией Крылова и басней «Ворона и Лисица».

Задачи:

1. Коррекционно-образовательная: формировать умение находить главную мысль, мораль в басне.

2. Коррекционно-развивающая: развивать навыки выразительного чтения, память (зрительную, слуховую), обогащать словарный запас детей.

3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать в детях скромность, искренность, честность на примере басенных персонажей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, запись басни в исполнении мастеров слова, портрет Крылова, иллюстрации, карточки..

Ход урока.

  1. Организационный момент: Готовы мы начать урок?

Всё на месте, всё в порядке?

Книги, ручки и тетрадки?

  1. (слайд 1) Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью замечательного поэта-баснописца И. А. Крылова, с одной из его басен, научимся находить мораль басни, будем работать над выразительным чтением.

  2. Беседа (презентация).

(слайд 2) Великий русский баснописец родился в 1769 году в Москве в семье бедного армейского капитана. По словарю выучил французский, самостоятельно освоил итальянский, английский, немецкий, древнегреческий. С удовольствием занимался математикой, хорошо рисовал, умел играть на скрипке.

(слайд 3) С десяти лет Ваня начал работать мелким служащим в канцелярии, чтобы прокормить мать и младшего брата.

Впечатлительный мальчик жадно прислушивался к яркой и образной народной речи, которая будет всегда присутствовать в его произведениях.

(слайд 4) «Дедушка Крылов» написал более 200 басен.

(слайд 5-8) Памятник Крылову был установлен в 1855 году близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге.

Клодт установил бронзовую статую баснописца на гранитном пьедестале, украшенном бронзовыми изображениями лиц и животных — персонажей басен Крылова.

Памятник Ивану Андреевичу Крылову в Москве установлен около Патриарших прудов на Малой Бронной улице, был открыт 17 сентября 1976 г.
(слайд 9) В баснях высмеиваются недостатки людей: зависть, жадность, лень, лесть, злость, глупость.

(слайд 10) Басни Ивана Андреевича Крылова учат быть добрым, честным, справедливым.

В баснях действуют животные, птицы или предметы, но мы понимаем, что речь идёт о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.

  1. Подготовка к восприятию нового материала:

Прежде, чем мы приступим к чтению нового произведения, хочу напомнить вам, какой жанр называется басней. (слайд 11)

Басня – краткий нравоучительный рассказ или стихотворение, где в сатирической форме изображаются человеческие недостатки, поступки.

- Кто знает, что такое сатира?

Сатира – насмешка над кем-либо, изображение персонажа в смешном виде.

- В басне всегда присутствует поучительный вывод, кто скажет, как он называется?

Мораль – поучительный вывод.

- А для того чтобы узнать какую басню мы будем сегодня читать, отгадайте загадки.) (слайд 12 )

1. Серо-чёрная та птица,

Говорят, никак, певица.

Мол, как каркать прекращает,

Птицам певчим подражает. ( ворона )

2. Лесная рыжая плутовка –

Известна всем её сноровка.

С ней аккуратней, не зевай!

А дверь в курятник запирай! ( лисица )

- Ребята, кто из вас видел ворону?

- Как она выглядит? Крупная птица. Хвост, голова, крылья чёрного цвета, остальное оперенье грязно-серого цвета. Клюв длинный и толстый.

- Можно ли ворону назвать красивой птицей?

- Кто слышал ворону?

- Какой у неё голос?

- А как выглядит лиса?

- Вспомните из сказок, какой характер у лисы? (плутовка, хитрая, коварная).

В басне встретятся незнакомые слова, я вам объясню их значение, чтобы легче было понять смысл произведения.

  1. Словарная работа. (слайд 13).

  2. Первичное знакомство с басней.

Слушаем басню «Ворона и Лисица» в исполнении мастера слова артиста

И. Ильинского.

  1. Работа с текстом басни.

(слайд14) - Составить план. (1 Находка. 2 Льстец. 3 Простофиля.)

- Найдите и прочитайте, в каких словах заключается мораль.

- О каком пороке человека говорит автор?

Физкультминутка.

Я называю качества характера, если они положительные вы хлопаете в ладоши, а если отрицательные – машете руками над головой. Все встали на ноги. ( Доброта, хитрость, жадность, отзывчивость, лесть, справедливость, злость, прилежность, зависть, храбрость, хвастовство, лень, правдивость, неблагодарность, аккуратность, вежливость. )

- Выразительное чтение басни.

Постарайтесь читать так, чтобы все увидели перед собой неуклюжую, глупую Ворону, а рядом плутовку Лисицу.

  1. Закрепление материала.

- Почему Лисице удалось обмануть Ворону?

- Что говорила Лиса о внешности Вороны? Найдите в тексте.

- Как называет Лиса голос Вороны? Прочитайте.

- Для чего Лиса расхваливала Ворону?

- Найдите в тексте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (глазки, носок, голосок, шейка, пёрышки). Почему их использует автор?

Характеристика персонажей басни.

На доске карточки со словами, характеризующими персонажей басни, а также иллюстрации с изображением Лисицы и Вороны.

Учащиеся выбирают карточку, крепят под персонажем и обосновывают свой выбор. ( глупая, вещунья, хитрая, льстивая, плутовка, рыжая, неуклюжая, простофиля, шустрая, растяпа).

(слайд 15) Игра «Найди ошибку».

Вороне где-то Бог послал кусочек сала;

На дуб Ворона взобралась,

Поужинать было совсем уж собралась…



Плутовка к домику на пальчиках подходит;

Вертит крылом, с Вороны нос не сводит

И говорит так нежно, чуть дыша…



Ворона гавкнула во всё воронье горло:

Хлеб выпал – с ним была старушка такова.



  1. Итог урока.

- С каким видом жанра познакомились на уроке?

- Какую басню читали?

- Чему учит нас басня?

- Над чем смеётся И. А. Крылов?

- Что вы запомните на всю жизнь после сегодняшнего урока?



Домашнее задание. Выучить басню наизусть.



Выставление оценок.

Всем спасибо за урок.