УРОК НА ТЕМУ: «ВЕСНА» В 6 КЛАССЕ
Задачи:
Образовательные:- проверить и закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка и литературы;
- закрепить навыки выразительного чтения произведений.
Развивающие и коррегирующие:
- коррекция внимания, памяти, мыслительной деятельности;
- развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики рук.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к родному краю, природе средствами литературы;
- содействовать эстетическому отношению к действительности и искусству;
- формировать чувство неразрывной связи человека с природой, бережного отношения к ней;
Оборудование:
- доска; фотографии о приметах весны, иллюстрации о весне, цветные фишки, ножницы, цветные карандаши, шаблоны птиц
Ход урока:
І. Организационный момент.
Прозвенел звонок - и смолк.
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
На друзей все посмотрели,
Улыбнулись…
И за парты тихо сели.
2. Слово учителя.
Загадка: Я раскрываю почки
В зелёные листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю
Движения полна,
Зовут меня….(Весна)
– На уроке мы вспомним рассказы, стихи, сказки о весне или про весну ее приметах, как писали о ней поэты, как изображали ее художники. На уроке вы и поиграете, и сделаете сюрприз. В течение урока за правильные ответы вы будете получать цветные фишки. А в конце урока кто наберет больше всего фишек, тот получит подарок от весны.
3. Лексико-орфографическая работа со словом весна.
— Давайте произнесем слово весна отчетливо, выразительно все вместе.Что слышится вам в этом слове? (Что-то обновляющее, очищающее, ведь весна — это утро года. За этим словом стоят три месяца: март, апрель, май.)
— Подберите однокоренные слова к слову весна
Весна, весной, веснушка, веснянка, весенний, предвесенний, по-весеннему.
4. Какое у вас представление о весне? (Мы любим весну. )
О ней много сложено песен, загадок, прибауток, пословиц и поговорок. В них названы различные приметы весны.
- Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне.
Много снега — много хлеба, много воды — много травы.
Март — с водой, апрель — с травой, а май — с цветами.
В марте курица из лужицы напьется.
Увидел грача — весну встречай.
Весна красна, да холодна.
Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Когда это бывает?
Только снег в лесу сошел, я голубеньки расцвел.(Подснежник.)
5. Беседа учителя и учащихся о весне, ее приметах
—Весна — это победа солнца, света.
— Весна — это победа воды, это весенний разлив. Вода поит землю.
Весна — это победа зелени. Благодаря солнцу появятся почки, из них — зеленые листочки.
—А чем пахнет весна? (Талым снегом, первой водой, цветами, травой)
6. Чтение стихов о весне.
- А теперь вы прочитаете известные вам стихотворения о весне. Помните об интонации, о паузах, о логических ударениях. Правильно подберите темп чтения. (Учащиеся вспоминают и читают выученные наизусть стихотворения о весне Смирнова, Плещеева, и других поэтов.)
7. Игровое упражнение «Подбери стихотворение или рассказ к картинке»
- Посмотрите на картинки. Они подходят к стихотворениям и рассказам, которые мы изучали. Вспомните и назовите их, их автора.
8. Физминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.
9. Беседа о приходе весны в разных странах и местах
- Весна приходит в разных странах по-разному. Вспомните рассаказ, в котором об этом говорится. Как люди определяют приход весны в разных странах?
10. Игровое упражнение «Правильный ответ»
- Я зачитываю отрывок рассказа, сказки, стиха. А вы называете автора и название.
11. Чтение стихотворения «Подснежник»
Выглянул подснежник
В полутьме лесной
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом сонные луга,
Пусть на сонной речке неподвижен лёд-
Раз пришёл разведчик-
И весна придёт!
Знакомство с вестником весны- «Подснежником».
- О каком «разведчике» вы узнали?
- Почему эти цветы так называются?
12. Существует красивая легенда о подснежниках:
Когда на земле появились первые люди, вдруг высыпал снег. Людям было
очень холодно. Они огорчились и подумали, что снег никогда не растает.
Тогда, желая ободрить людей, несколько снежинок превратились в нежные
цветы- подснежники. Люди увидели, сколько стойкости в этих цветах и
поняли, что скоро снег растает. Цветы подарили людям надежду на лучшее.
С тех пор подснежник стал символом надежды на скорейшие перемены в
жизни. Вот такая красивая легенда.
13. Беседа с учащимися.
-Кто такие вестники весны? Кого мы можем назвать вестником весны? Каких
перелётных птиц вы знаете? (показ иллюстраций с изображением птиц: грачи, скворцы, ласточки, жаворонки). Как они радуются весне? Почему?
- Что вы знаете об этих птицах? Как нам нужно приготовиться к прилёту
птиц? Как нужно обращаться с птицами? Почему нужно охранять птиц? Как
вы можете позаботиться о птицах?
- Самыми первыми вестниками весны люди считают грачей и жаворонков. О каком дне мы читали с вами рассказ? Когда это происходит? Что дарят?
14. Изготовление подарка
- Сейчас мы с вами сделаем жаворонков не из теста , а из бумаги. (Вырезание птиц по подготовленным шаблонам из бумаги)
15. Итог урока
- Что вам понравилось, не понравилось на уроке? Какое время года весна? Подсчитаем фишки. Давайте определим победителя – знатока произведений о весне. Итоги за четверть. Награждение всех детей сладкими призами.
Дополнительный материал:
Отгадывание загадок
Подснежник:
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех. (Это подснежник)
Яростно река ревёт,
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель
Кто же к нам пришёл? ( Апрель)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это? ( Май)
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Дан весне давно уж старт,
Что за месяц это? ( Март)
Отгадывание ребусов о весне