СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по физике на тему: "Агрегатные состояния вещества"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Агрегатные состояния вещества. Материал для урока в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике на тему: "Агрегатные состояния вещества"»













Разработка открытого урока по физике на тему:

«Агрегатные состояния вещества.

Плавление и отвердевание кристаллических тел»







учитель физики:

Майер Нина Александровна



















Рязань,2016



Тип урока: сообщение новых знаний.

Цели урока.

Образовательная:

- вспомнить основные положения о строении вещества;

- научиться объяснять физические свойства агрегатных состояний вещества на основе представления о молекулярном строении вещества;

- выяснить условия перехода из одного агрегатного состояния в другое.

- рассмотреть график плавления и кристаллизации.

Развивающая:

- развитие речевых навыков учащихся;

- умение анализировать;

- умение делать выводы по изученному материалу.

Воспитательная:

- способствовать привитию умственного труда;

- создать условия повышения интереса к изучаемому предмету.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, твердые тела различной формы, сосуды различной формы, мензурки, резиновый шарик, презентация, выполненная в MS Power Point, видео фрагменты.

Ход урока

  1. Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Вы пришли на урок под девизом «Эврика!». Это – клич науки, пароль каждого, кто ищет.



II. Актуализация знаний

- Давайте вспомним «Основные положения о строении вещества». Для этого я вам буду задавать вопросы, а вы, подняв руку, на них отвечать.

1.Из чего состоят все вещества? (молекул и атомов)

2.Как движутся частицы вещества? (непрерывно и беспорядочно)

3.Что значит, что молекулы взаимодействуют друг с другом? (притягиваются и отталкиваются)

III. Мотивация

- Нас окружают различные тела. Тела состоят из различных веществ.

- Какое вещество вы видите на слайде? (вода) Когда вода замерзнет образуется…(лед)

- Лед, какое состояние воды? (твердое)

- Здесь одновременно существует два различных состояния воды – жидкое и твердое. В атмосфере вода содержится в невидимом глазу состоянии – пар. Когда пара становится много, в атмосфере образуются облака.

- В каких состояниях может находиться вода? (твердое, жидкое. газообразное). Эти состояния вещества называются агрегатными.

Сегодня на уроке мы выясним, какими свойствами обладают вещества в различных агрегатных состояниях, познакомимся с видами перехода из одного агрегатного состояния в другое, а также особенностями плавления и отвердевания кристаллических тел.

«Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел»

Откройте тетрадь. Запишите число и теме урока.

IV. Изучение нового материала

- Агрегат – латинское слово, оно значит: внешне единое, но состоящее из более мелких частей. Агрегатное состояние – это физическая форма существования материи.

Итак, различают три основных агрегатных состояния вещества: жидкое, твердое, газообразное.

- Немецкий философ Иммануил Кант сказал «Без сомнения, все наше знание начинается с опыта». Сейчас мы определим свойства жидких, твердых и газообразных тел. (на столах у учащихся лежат шаблоны таблиц, которые они заполняют в течение урока, а затем вклеят эту таблицу в тетрадь)



Агрегатное

состояние

Свойства

вещества

Расположение

молекул

(нарисовать)

Расстояние

между молекулами

Движение

молекул

Твердое





Жидкое





газообразное







- В каком состоянии находятся окружающие нас тела – парты, книги, тетради? (твердом)

- У вас на партах несколько твердых тел. Какую форму они имеют? (правильную, параллелепипеда, цилиндра)

-Попробуйте изменить их форму, сжать или растянуть. Легко это сделать, так чтобы не сломать тело? (нет)

Вывод: твердые тела сохраняют форму и имеют объем.

- Теперь определим свойства жидкостей.

Мы можем перелить жидкость в различные сосуды. (учитель переливает воду в сосуды различной формы)

- Что происходит с формой жидкости? (она меняется) Какую форму принимает каждый раз жидкость? (форму сосуда)

- Изменился ли при этом объем жидкости? (нет)

Вывод: жидкость легко меняет форму, но сохраняет объем.

- Выясним, какими свойствами обладают газы.

(выполняют учащиеся вместе с учителем)

1.Измените объем резинового шарика, немного сжав его. Изменяет ли газ объем?(да)

2.Измените форму резинового шарика, слегка растянув его. Изменяет ли газ форму? (да)

Внимание! При сильном сжатии или растяжении шарик может лопнуть.

Вывод: Газ занимает весь предоставленный ему объем, принимает форму сосуда, в котором находится.

Газы. Расстояние между молекулами во много раз больше самих молекул, они почти не притягиваются и свободно движутся. Поэтому газы заполняют весь предоставленный объем, не имеют формы и легко сжимаются. Но если их сильно сжать или охладить они переходят в жидкое состояние.







Жидкости. Молекулы расположены близко друг к другу, расстояние между ними сравнимо с размером молекул. Они скачками меняют свое место- «прыгают». Поэтому жидкости не сохраняют форму, они могут течь, их легко перелить. Но сжать их трудно, так как при этом молекулы сближаются и между ними возникает отталкивание.







Твердые тела. Молекулы расположены в строгом порядке, расстояние между молекул сравнимо с размером молекул. Молекулы колеблются около определенной точки и не могут перемещаться далеко от нее. Поэтому твердые тела сохраняют форму и объем.







- Ребята, а кто ни будь из вас слышал еще об одном агрегатном состоянии вещества, которое по сей день изучается? (Плазма) - Видео фрагмент и презентация.

Проверим вашу таблицу:

Сейчас мы послушаем небольшую информацию о плазме, еще одном состоянии вещества.

- «Физкультминутка»



- А теперь давайте подумаем, каким образом вещества могут переходить из одного агрегатного состояния в другое?

Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое называется плавлением. Оно идет с поглощением тепла и увеличением внутренней энергии. Температура, при которой вещество плавится называется температурой плавления вещества.

Процесс превращения жидкости в твердое тело называется кристаллизацией (отвердеванием). Температура, при которой вещество отвердевает (кристаллизуется), называют температурой отвердевания или кристаллизации.

Вещества отвердевают при той температуре, при которой плавятся.

- Работа с графиком:



Пользуясь графиком ответьте на следующие вопросы:

  1. Объясните, что происходит с водой в отрезки времени, соответствующие каждому из участков графика?

  2. Как по графику можно судить об изменении температуры вещества при нагревании и охлаждении?

  3. Какие участки графика соответствуют плавлению и отвердеванию льда?

-Иногда бывает так, что вещество из данного агрегатного состояния переходит в иное, минуя жидкую фазу. Процесс перехода из твердого состояния в газообразное называется сублимацией (возгонкой).

Обратные процессы:

При понижении температуры вещества возможно перевести его сначала из газообразного состояния в жидкое и при дальнейшем охлаждении в твердое.

Процесс превращения пара в жидкость называется конденсацией. Обратный процесс сублимации – десублимация. При этом вещество из газообразного состояния сразу переходит в твердую фазу.



V.Закрепление

- А теперь давайте проверим как вы поняли данную тему.

В каком агрегатном состоянии при комнатной температуре находятся вещества? (устно)

Твердое тело

жидкость

газ

Сахар

Вода

Воздух

воск

ртуть

Водяной пар







- Вода испарилась и превратилась в пар. Изменились ли при этом сами молекулы? Как изменилось их расположение? (молекула не изменилась, расстояние между ними увеличилось, скорость движения молекул увеличилась)

- В одном из стихотворений А. С. Пушкина есть такие строки: Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лед. Почему коньки режут лед?



Работа с таблицей:

Пользуясь таблицей ответьте на вопросы:

1) Почему на Севере для измерения низких температур воздуха пользуются не ртутными термометрами, а спиртовыми?

2) Расплавится ли небольшой кусочек олова, если его бросить в расплавленный свинец?

3) Останется ли кусочек алюминия в твердом состоянии, если его опустить в расплавленную медь?

VI Домашнее задание

№1 Проанализируйте график и ответьте на следующие вопросы: в какие промежутки времени температура вещества изменялась и как? В какие промежутки времени она оставалась постоянной и почему? Какой из участков графика соответствует отвердеванию вещества? Охлаждению после кристаллизации?


№2. Найдите по графику температуру плавления вещества. В каком состоянии находилось вещество через 3 мин после начала охлаждения? Через 5 мин? Через 8 мин? Через 10 мин? Какая точка графика соответствует началу кристаллизации вещества? В течение какого промежутка времени вещество отвердевало? Какой была при этом его температура?

№3. Чем можно объяснить тот факт, что люди научились обрабатывать бронзу раньше, чем железо?

VII Рефлексия: отгадайте загадки:

1.В морях и реках обитают, но часто по небу летают. А как наскучит ей летать на землю падает опять. (вода)

2.Меня вода рождает, а я ее. (лед и вода)

3.Он вошел – никто не видел, он сказал – никто не слышал. Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес. (мороз)

2.Найдите ошибку и объясните ее с физической точки зрения:

«Она жила и по стеклу текла, но вдруг ее морозом оковало,

И неподвижной льдинкой стала, а в мире поубавилось тепла.»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!