Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №24»
Адрес гимназии:
652880, Кемеровская обл., г.Междуреченск, ул.Лазо, 33
e-mail: gimnaz1974@yandex.ru
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИКЕ
Тема: Агрегатное состояние вещества
Автор: Митина Марина Анатольевна,
Учитель физики первой квалификационной категории
г. Междуреченск
2014
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Агрегатное состояние вещества».
Урок-путешествие в сказочную лабораторию Снежной Королевы.
Урок с проблемным изложением материала
Цель урока: Познакомить учащихся 8-го класса с агрегатными состояниями вещества ,характером движения и взаимодействия молекул веществ в различных состояниях, научить применять свои знания при решении конкретных задач.
Задачи урока:
Образовательные:
-Обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока – понятие агрегатного состояния вещества, в скольких состояниях вещества могут быть, выяснить исключения.
-Сформировать специальные умения и навыки по данному материалу – объяснить причины превращения веществ различных состояний, применение изменчивости веществ в быту и промышленности.
Формирование общенаучных умений и навыков:
-Учебно-интеллектуальных:
Ученик 8 класса должен:
Уметь «переносить» приобретенные знания в нестандартную ситуацию;
Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
=Обобщать, делать выводы о возможностях применениях агрегатного вещества
Учебно-познавательных (коммуникативных):
=Учебно-информационных:
Уметь «читать» и составлять схемы, таблицы;
Уметь составлять план, тезисы, конспект;
Уметь использовать дополнительные источники информации.
=Учебно-организационных:
Уметь организовать свое рабочие место;
Уметь вникать в смысл учебной задачи;
Уметь осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
Задачи развития:
В целях решения задач: умение выделять главное, формировать умения составлять таблицы, заполнять пропуски в тексте, формулировать вывод;
Сформировать у учащихся 8 класса умения преодолевать трудности в учении;
Развить познавательный интерес, при объяснении нового материала опираясь на имеющие у учащихся знания;
Научить использовать дополнительный материал с интеллектуальной направленностью и предложить ситуацию, требующую переноса полученных знаний и умений в новую ситуацию.
Воспитательные задачи:
Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий -познаваемость мира и природы;
Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока обращение к следующим вопросам: этические нормы поведения;
В целях решения задач развития работоспособности осуществлять смену деятельности на уроке;
Содействовать формированию профессиональной ориентации, формирование интереса к исследовательским и техническим профессиям.
Межпредметные связи:
Биология: Броуновское движение молекул;
История: биографические данные об ученом Роберт Броун
Медицина: изготовление и получение лекарств, использование термометра
Химия: получение новых веществ, выращивание кристаллов.
Материальное обеспечение:
Учебник физики. Автор: Перышкин А.В., «Физика. 8 класс»;
Демонстрация:
Компьютерная поддержка урока (учебная презентация PowerPoint) – приложение №1;
Карточки для индивидуальной работы с использованием тестовых технологий для проверки знаний – приложение №2, 3;
Доклады-сообщения – приложение №4,5;
Компьютерная поддержка докладов-сообщений (презентация PowerPoint) – приложение №6,
Карточка с дополнительным заданием самоподготовки– приложение №8;
Стенд кабинета физики «Сегодня на уроке»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы проведения: беседа, обсуждение проблемных ситуаций, групповая и индивидуальная самостоятельная практическая, индивидуальная работа по обработке информации из различных источников (сообщения).
Методы работы: наглядный, практический, частично-поисковый, исследовательское закрепление.
Оцениваются: успехи (общий вывод – успехи группы, индивидуальная работа над заданием – успехи каждого).
Здоровьесберегающие технологии: проветривание, физминутка.
План урока
№ п/п | Этапы урока | Время (мин) | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент | 1 | Приветствие учащихся, организация рабочего места, включение учащихся в работу |
2. | Проверка подготовленности к занятию – разминка | 8 | Контроль, установление правильности ответов на вопросы и коррекции пробелов в знаниях. |
3. | Подготовка к усвоению нового материала. Мотивация и принятие цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений | 2 | Формирование цели урока, значимость данной темы для жизни. |
4. | Изложение нового материала. Организация, осуществление и контроль учебно- познавательной деятельности. План: Приложения № | 20 | Активные действия учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий: -составление опорного конспекта. - защита докладов-сообщений. -рецензия и дополнение ответов. Вывод. |
5. | Закрепление изученного материала. Выявление неверных представлений о вопросах темы. Установление правильности усвоения нового учебного материала. Применение знаний в измененной ситуации. | 10 | Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся о понятиях новой темы. Систематизация меж предметных связей. Отвечают на вопросы. Решают качественные задачи физики. |
6. | Подведение итогов урока. Анализ достижения цели, перспектива последующей работы. Оценка деятельности. | 2 | Оценочная деятельность учащихся, получение информации о результатах учения. |
7. | Задание на самостоятельную подготовку. Инструкция по выполнению задания самостоятельной подготовки. Запись задания: Прочитать параграф; § 12; задание – по желанию. | 2 | Реализация условий для выполнения домашнего задания, самоподготовки. |
Подробный конспект урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Контроль организации рабочего места (наличие дневника, учебника по физике, рабочей тетради, письменных принадлежностей). Включение в деловой ритм.
2. Проверка подготовленности к занятию.
Разминка: нужно вспомнить из курса 7класса тему «Различные состояния вещества». На демонстрационном столе находятся колба, мяч, пружина.
Вопрос: Как называются эти предметы в физике? (тела)
Вопрос: Что общего между этими телами? (состоят из молекул)
Вопрос: Из чего состоят эти тела? (молекул конкретного вещества)
Вопрос: В чем различие этих тел друг от друга? (сохранение и изменение формы и объема)
Вопрос-Вывод: В скольких состояниях могут находиться эти тела? (жидкости в 3-х, газы в двух, твердые в 2-х).
3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.![](https://fhd.multiurok.ru/2/f/c/2fc0187fdeb32ce6c3e6981b92138aea45ffe5b5/konspiekt-uroka-fiziki-v-7-klassie-po-tiemie-aghrieghatnyie-sostoianiia-vieshchiestva_1.png)
Предложение ребятам на время урока использовать детскую куклу, имя которой Герда, она будет путешествовать по царству Снежной Королевы, которая считает, что сердце Кая возможно растопить, если узнать характер движения молекул и взаимодействия молекул вещества в различных состояниях. За понравившиеся ответы ребята будут получать карточки в форме сосульки или снежинки. Разобравшись с одним состоянием, перейдут в другой зал вещества. Демонстрационный стол -разделен ширмами (зал твердого тела, зал жидкости, зал газа).
Распределение ролей: учитель играет роль Снежной Королевы. Для демонстрации моделей вещества 1ряд-будут молекулами твердого вещества, 2ряд-жидкостями, 3ряд-молекулы газа, ребятам раздают разноцветные кружки (чтобы детально понять, почему одни и те же вещества могут превращаться).
Данный раздел физики имеет очень большое практическое значение. Первые упоминания о строении вещества принадлежат Демокриту и Тит Лукрецию Кару.
Для будущих специалистов в медицине, биологии, экологии, технической промышленности эта тема имеет большое значение.
Эпиграф к уроку:
«Без сомнения, все наши знания начинаются с опыта» Кант Иммануил
Озвучивается тема, формулируется цель урока, эпиграф к уроку и предлагается план урока, озвучивается деятельность учащихся на уроке.
4. Изложение нового материала. Организация, осуществление и контроль учебно- познавательной деятельности учащихся.
1..Зал твердого тела
Речь Снежной Королевы: Я живу среди вечных снегов и нетающих льдов на замерзшем озере, где стоит мой ледяной трон. В моем дворце всегда можно поиграть в игры «Ледяного разума». Если вы ответите на все вопросы, Герда переместится в другой зал, силы мои ослабнут, а Кай будет освобожден. Давайте сначала поместим Герду в Зал твердого тела, а вы ответите на «ЛЕДЯНЫЕ» вопросы.
Вопрос королевы: Скажите, почему мои вещи не тают? (они не тают, потому, что при низкой температуре вода превращается в твердое тело, лед).
Вопрос королевы: У меня в королевстве лед сплошной, а снег сыпучий, почему? (молекулы одинаковые, промежутки разные). Из предложенных предметов, находящихся в «зале твердого тела» предлагается растопить.
ОПЫТ 1: растопление парафина на водяной бане, свинца в ложке.
Снежная Королева: но я не вижу маленьких молекул ни в твердом парафине, ни в жидком. Чем же отличается одно от другого? (промежутками между молекулами).
Какой же опыт можно поставить, доказывающий, что между молекулами есть промежутки?
ОПЫТ 2: Марганцовка (крупинки - твердое тело) растворяется в воде.
Снежная Королева: Как называется такой процесс? (Диффузия - взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого вещества).
Снежная Королева: в каком движении участвуют молекулы? (беспорядочном, хаотичном, в целом: тепловом). СООБЩЕНИЕ О БРОУНОВСКОМ ДВИЖЕНИИ МОЛЕКУЛ.
Снежная Королева: Герда останется в зале твердого тела, если вы не ответите еще на вопрос: почему разломленную свечу невозможно соединить, а кусочки пластилина можно? (определенное расстояние между молекулами, сила есть, связь прочна, определенное место занимают молекулы).
ОПЫТ 3: склеивание сломанной свечи, соединение кусочков пластилина.
Снежная Королева: какой из металлов может находиться в жидком основном состоянии? (ртуть) в скольких состояниях она может находиться? СООБЩЕНИЕ О РТУТИ.
Снежная Королева: знаете ли вы твердые тела, не поддающиеся плавлению? (дерево)
Задание королевы: 1 ряд продемонстрируйте модель твердого тела (ребята встают в 2-3 ряда, берутся за руки и покачиваются).
Снежная Королева: Вы открыли двери для Герды в ..Зал жидкостей!
2..Зал жидкостей
Снежная Королева: Я ничего не знаю про удивительную воду и жидкость вообще. В скольких состояниях она бывает, как жидкость можно превратить в другое вещество?
ОПЫТ: превращение льда в воду, воду в пар? СООБЩЕНИЕ ОБ УДИВИТЕЛЬНЫХ СВОЙСТВАХ ВОДЫ.
Снежная Королева: в моем королевстве есть озеро, оно замерзло и поднялось выше уровня бывшей в нем воды. Почему? (Решение оформляет ученик. Плотность воды 1000кг/м3, а льда 900кг/м3 , масса льда и воды 1кг, формула V=m|p )
Снежная Королева: теперь я понимаю почему природа позаботилась о том чтобы лед плавал на поверхности водоемов.
Снежная Королева: но не все жидкости одинаковы, например масло растительное. Испаряется медленно, загустевает и в твердое состояние очень сложно превратить.
Задание королевы: задание 2-му ряду, продемонстрировать модель жидкости.
Снежная Королева: Вы вновь открыли двери для Герды, двери в ..Зал газов!
3..Зал газов
Снежная Королева: я читала, что водяной пар невидим, но я видела в доме Кая, как над чайником клубятся пары. В скольких состояниях бывают газы? Какими свойствами они обладают? (легко сжимаемы, не имеют формы, объема)
ОПЫТ: воздушный шарик сжимаем, прокалываем его.
Снежная Королева: каков же характер движения молекул газа? (беспорядочен) Как взаимодействуют молекулы газа? (взаимодйствуют, так как подвижны, и быстрее процесс проходит если их нагреть)
Снежная Королева: Но сердце Кая по-прежнему не растаяло, (демонстрируем лед)вам осталось объяснить характер движения молекул в твердом теле и жидкостях
Поэтому последнее задание Снежной Королевы: Каждому ряду дается лист, на котором вы должны заполнить пропуски в тексте.
Актуализация знаний:
Заполнение пропусков в тексте:
Молекулы в твердых телах и кристаллах расположены………….
Они совершают…………….движение, удерживаясь в определенных местах силами молекулярного притяжения, При нагревании тел средняя скорость движения молекул……………,а колебания молекул……………..,силы, их удерживающие,………………..,вещество переходит из твердого состояния в жидкое, этот процесс называется……………….. Молекулы в расплавленном веществе расположены…………………… они движутся……………………и удерживаются в определенных местах силами молекулярного притяжения. При охлаждении тела средняя скорость движения молекул……………, размах колебаний…………………, а силы, удерживающие их……………., вещество переходит из жидкого состояния в твердое, этот процесс называется…………
Текст зачитывают те, кто быстрее справился с заданием.
ВЫВОД: Сегодня на уроке мы ввели понятие агрегатного состояния вещества, характером движения и взаимодействия молекул веществ в различных состояниях, научить применять свои знания при решении конкретных задач.
7. Задание на самостоятельную подготовку. Инструктаж по выполнению задания самостоятельной подготовки.
Приложение №1 (слайд 14).
Запись задания:
Учить конспект;
§ 22;
Задание в рабочей тетради стр. 56;
Дополнительно: карточка с заданием – по желанию (приложение №8).
8