СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока физики по теме "Агрегатные состояния вещества" в 7 классе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока физики по теме "Агрегатные состояния вещества" может быть использован как для проведения урока, так и для внеурочного занятия. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока физики по теме "Агрегатные состояния вещества" в 7 классе»

Урок физики в 7 классе


ТЕМА: Агрегатные состояния вещества: строение газов, жидкостей и твёрдых (кристаллических) тел.


Цель урока: раскрыть сущность понятия «Агрегатные состояния вещества», расширить знания о механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе представлений о молекулярном строении вещества.

Задачи урока:

-обеспечить усвоение знаний о физических особенностях отдельных агрегатных состояниях веществ;

- формировать умение решать задачи с применением знаний об агрегатных состояниях вещества.

Планируемые результаты

Предметные: научиться доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов; приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях вещества.

Метапредметные:

-формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника, использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов,

-формирование умения генерализовать идеи и определить средства, необходимые для их реализации, развивать умение определять цели и задачи деятельности,

-выбирать средства реализации цели и применять их на практике, использовать различные источники для получения информации.

Личностные:

-формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории,

-формирование интереса к физике при анализе физических явлений.

Личностные результаты в части:

1) патриотического воспитания:

- проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;

- ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков;

2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:

- осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного;

3) эстетического воспитания:

- восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности;

4) ценности научного познания:

- осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;

- развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности;

5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

-осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;

6) трудового воспитания:

- интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой;

7) экологического воспитания:

- ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

  • 8) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

- потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;

- стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний.


Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, твердые тела различной формы, сосуды различной формы, мензурки, резиновый шарик, ножницы.


Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим открывать страницы в познании окружающего нас мира.

Эпиграфом урока является слова философа Н. Бердяева «Познать сущее нельзя извне, можно только изнутри»


II.Актуализация новых знаний

Человек издавна пытался объяснить явления, происходящие в природе, познать слышимое и не слышимое, видимое и не видимое. Оглядимся вокруг. Нас окружают различные тела. Тела состоят из различных веществ.

(Демонстрация картинки с изображением воды)

1. Какое вещество вы видите на слайде? (Ответ: Вода)

2. Когда вода замерзает образуется… (лед)

3. Лед, какое это состояние воды? (твердое)

Здесь одновременно существует два различных состояния воды – жидкое и твердое. В атмосфере вода содержится в невидимом глазу состоянии – пар. Когда пара становится много, в атмосфере образуются облака.

4. В каких состояниях может находиться вода? (твердое, жидкое, газообразное)

Эти состояния вещества называются агрегатными. 

Это и будет темой сегодняшнего урока «Агрегатные состояния вещества». 


Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: выяснить какими свойствами обладают твёрдые тела, жидкости и газы.

Итак, все вещества в природе находятся в трех состояниях – твердом, жидком, газообразном. Сегодня на уроке мы выясним, какими свойствами обладают вещества в различных агрегатных состояниях, а также объясним эти свойства.

III. Изучение нового материала

Три агрегатных состояния вещества

Любое вещество, состоящее из атомов или молекул, может находиться в одном из трех агрегатных состояний: а) твердом; б) жидком;

в) газообразном.


- Что вы можете сказать о строении сосульки, воды в стакане и пара над горячей водой?

Каково же строение твердых тел, жидкостей и газов? Одинаково ли оно?

Сравним свойства твердых тел, жидкостей и газов и сделаем выводы о различии в их строении.

Результаты нашей работы мы занесем в таблицу, которую вы видите на экране (такая же таблица у учащихся).


Состояние вещества

Свойства вещества




Газы. Так как газы заполняют весь предоставленный объём, не имеют формы и легко сжимаются, то следует предположить, что расстояние между молекулами во много раз больше самих молекул, они почти не притягиваются и свободно движутся. Это доказывает и диффузия, которая в газах происходит быстрее, чем в жидкостях и твёрдых телах. Но если газы сильно сжать или охладить, они переходят в жидкое состояние.

(Запись вывода на доске и в таблице).


Задание 1: «Исследование свойств газов».

Оборудование: воздушный шарик, медицинский шприц

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

1. Надуйте шарик. Какую часть шарика заполняет воздух? Какова форма газа?

2. Сожмите шарик рукой (измените его форму). Сохранился ли объём воздуха? Сохранилась ли его форма?

3. Заполните шприц воздухом, вытягивая поршень. Закройте отверстие пальцем и попробуйте его сжать. Легко ли сжать газ?


Свойства газов.

  • Выясним, какими свойствами обладают газы. Опыт с резиновым шариком: перевязывают шарик посредине ниткой, надувают одну половину воздухом, затем разрезают нить. Воздух занимает весь шарик.

Итак, газы занимают весь предоставленный объем. Теперь пробуем сжать шарик. Это нам легко удалось.

  • Что можем сказать о свойствах газов?

  • Вывод: Газ занимает весь предоставленный ему объем и легко сжимаем. (Запись вывода в таблицу) Не сохраняют форму и объём


Жидкости. Жидкости не сохраняют форму, они могут течь, их легко перелить. Но сжать их трудно. Это можно объяснить только тем, что при любом сближении молекул между ними возникает отталкивание, т.к. молекулы расположены близко друг к другу, расстояние между ними сравнимо с размером молекул. Они скачками меняют свое место – “прыгают”.


Задание 2: «Исследование свойств жидкостей».

Оборудование: сосуд с водой, мензурка, 2-3 сосуда разной формы, медицинский шприц. Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

1. Измерьте объём жидкости с помощью мензурки?

2. Переливайте воду в сосуды разной формы? Какую часть сосуда заполняет жидкость? Сохраняет ли жидкость свою форму?

3. Вновь измерьте объём жидкости. Изменился ли её объём?

4. Заполните шприц водой. Закройте отверстие пальцем и попробуйте её сжать. Легко ли сжать жидкость?


Свойства жидкостей.

  • Теперь определим свойства жидкостей. Мы можем перелить её в различные сосуды. (Учитель переливает воду в сосуды различной формы, первый и последний раз в мензурки, для определения объема)

  • Что происходит с формой жидкости? (она меняется)

  • Какую форму принимает каждый раз жидкость? (форму сосуда)

  • Изменился ли при этом объем жидкости? (нет)

Вывод: жидкость легко меняет форму, но сохраняет объем. Эти свойства жидкости применяют при изготовлении изделий из стекла.

(Запись вывода в таблицу). Сохраняют объём, но легко меняют свою форму


Твердые тела. Твердые тела сохраняют форму и объем. Это значит, что молекулы расположены на расстояниях, сравнимых с размером молекул. Молекулы расположены упорядоченно, образуя кристаллическую решётку, при этом они совершают колебания около определенной точки.


Задание 3: «Исследование свойств твердых тел».

Оборудование: набор твердых тел из разного вещества (металла, дерева, пластмассы и т.д.)

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

1. Имеют ли твердые тела свою форму?

2. Сохраняют ли они свой объём?

3. Попробуйте сдавить тело рукой. Легко ли его сжать?


Свойства твердых тел.

  • В каком состоянии находятся окружающие нас тела – парты, книги, тетради? (твердом)

Рассмотрим несколько твердых тел.

  • Какую форму они имеют? (правильную, параллелепипеда, цилиндра)

  • Попробуем изменить их форму: сжать или растянуть. Легко это сделать? (Нет.)

  • Можем мы определить объем твердых тел? Определим объем параллелепипеда.

Вывод: Твердые тела сохраняют форму и имеют объем. (Запись вывода в таблицу). Сохраняют форму и объём



Дополнительная информация

Аморфные те­ла, это тела, которые обладают свойствами твердых тел (прочность, хрупкость, твердость) и свойствами жидкостей (текучесть, не сохраняют формы с те­чением времени). Примеры аморфных тел: куски затвердевшей смолы, янтарь, изделия из стекла.

-Ведь вода, лед, водяной пар – это состояния одного и того же вещества, а значит, молекулы не отличаются друг от друга.

-Следовательно, нам надо выяснить, как эти молекулы расположены и как они движутся. Работа с учебником

Физкультминутка

IV. Обобщение и закрепление нового материала

1. Эстафета «Исключи лишнее».

Из предложенного списка оставьте названия веществ:

  1. ряд - в твёрдом состоянии

  2. ряд - в жидком состоянии

  3. ряд - в газообразном состоянии.


В твёрдом состоянии

В жидком состоянии

В газообразном состоянии

Дерево

Молоко

Воздух

Вода

Дым

Стекло

Железо

Спирт

Кислород

Водород

Медь

Сок

Пластмасса

Ртуть

Углекислый газ


2. Решение качественных задач (устно).

1. Можно ли заполнить газом сосуд на половину его объема? Почему?

 2. Могут ли быть в жидком состоянии при комнатной температуре: кислород, азот?

3. Могут ли быть в газообразном состоянии при комнатной температуре: ртуть, железо?

4. В зимний морозный день над полыньей в реке образовался туман. Какое это состояние вещества?

 5. В комнате, где находится нафталин, всегда чувствуется его запах. Объясните, в каком состоянии пребывает нафталин?


3. Отгадай загадки

  1. Над водою - ушко,

Под водою – брюшко. (Айсберг)

О каких состояниях воды идет речь в загадке? (О твердом и жидком)

  1. Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Может ли воздух быть в твердом и жидком состояниях? (Да)

3. Добывают на дне морском из водорослей, хорошо лечит ранки, а дети его боятся. (Йод)

В каком состоянии может находиться йод: в твердом, жидком или газообразном? (Во всех трех.)

  1. Под острым гребнем из металла

Сосна и липа застонали. (Пила)

Может ли же­лезо быть в газообразном состоянии? (Железо может быть в твердом, в жидком и газообразном состояниях.)



V. Рефлексия

Закончите предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Я научился…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Итак, наш урок подходит к завершению.

VI. Задание на дом

Творческое задание: найти занимательные факты перехода из одного агрегатного состояния вещества в другое.



Используемая литература и источники:

  1. Физика. 7 кл. : учебник / А. В. Перышкин – 3-е изд., доп. – М. : Дрофа, 2014. – 224с. : ил

  2. Физика. 7 кл. Методическое пособие / Н. В. Филонович. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2016. – 189, (3) с.

  3. https://multiurok.ru/index.php/files/otkrytyi-urok-fiziki-v-7-klasse-po-teme-agregatnye.html

  4. https://ya.ru/images/search?lr=47&serp_list_type=all&source=serp&stype=image&text=строение%20вещества%207%20класс%20физика

  5. https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/12/01/agregatnye-sostoyaniya-veshchestva




















Агрегатное состояние

Свойства вещества

Расположение молекул нарисовать

Расстояние между молекулами

Движение молекул

 

 

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!