Майер Н.А.
Рязань, 2015г.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент |
Учитель приветствует класс и проверяет всё ли у них готово к уроку | Учащиеся проверяют свою готовность к уроку | - Регулятивные (самоконтроль) - Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками) - Психологическая готовность и эмоциональная настроенность учащихся на работу |
Постановка темы урока и его целей (мотивационный этап) |
Послушайте несколько высказываний: - у больного повысилось давление; - давление падает, наверно, будет дождь; - внутри жидкости существует давление; - защитники не выдержали давления нападающих; - тонкий каблук женских туфель может произвести очень большое давление; - на человека оказывали психологическое давление. Что общего в этих высказываниях? Верно, но это слово использовано в разных ситуациях и имеет разный смысл. Сегодня мы с вами рассмотрим один из случаев – как каблук женских туфель может произвести большое давление. Тема урока «Давление. Единицы давления. Давление и здоровье». Наша цель-? | Внимательно слушают рассказ учителя. Отвечают на вопрос: везде употребляется слово «давление». Записывают тему урока в тетрадях. Цели: Изучить понятие давление, как определить, примеры (дают ответы) | - Актуализированные знания об опорных понятиях, необходимых для освоения нового учебного материала. логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. - Коммуникативные (умение выражать мысли) - Регулятивные (планирование, целеполагание) |
Изучение нового материала |
Представьте, что вы отправились на лыжную прогулку. Лыжи скользят по снегу, оставляя совсем неглубокий след. Что произойдёт, если снять лыжи? Конечно, вы сразу провалитесь в снег. Давайте разберёмся, почему это происходит. Вес, т.е сила, с которой человек давит на снег, осталась такой же. А что изменилось? Верно. Изменилась только площадь опоры (сравните подошвы ботинок и лыжи). Значит, можно предположить, что результат действия силы зависит не только от самой силы - точки приложения, направления, модуля - но и от площади соприкосновения. | Отвечают на вопросы: -Ноги у человека будут проваливаться в снег - Ноги у человека по площади меньше чем лыжи. Учащиеся делают вывод: результат действия силы зависит не только от ее модуля, направления и точки приложения, но и от площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила. | - Коммуникативные (умение выражать мысли) - Логические - УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
Отношение силы F к площади поверхности S при условии, что сила действует перпендикулярно поверхности, называется давлением. p = F/S | Формулируют определение и записывают его в тетрадь. Записывают формулу для расчета давления. | - Логические УУД (самостоятельное создание способов решения) (анализ) |
Давление - величина скалярная , у давления нет направления. Сила давления - любая сила, действующая на тело перпендикулярно поверхности, чаще всего это вес тела. Единицы измерения давления вычисляем по формуле: 1 Н/кв.м = 1 Па (паскаль). За единицу давления принимают такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м ², перпендикулярно этой поверхности. Единица давления – ньютон на квадратный метр (1 Н/ м ²). Кроме основных единиц, используют также и приставки: Кратные и дольные единицы: 1 кПа= 1000 Па 1Па = 0,001 кПа 1 МПа= 1000000 Па 1 Па = 0,000001 МПа 1 гПа = 100 Па 1 Па= 0,01 гПа | Записывают в тетрадь единицу давления, ее определение, а также кратные и дольные единицы | - Коммуникативные (умение выражать мысли) - Регулятивные (планирование, целеполагание) - Познавательные (структурирование знаний) |
Единицу давления Паскаль назвали в честь Блеза Паскаля Блез Паска́ль (1623-1662)— французский математик, физик, литератор и философ. Классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики. Блез Паскаль сконструировал (1641, по другим сведениям — 1642) суммирующую машину. Один из основоположников гидростатики, установил ее основной закон. На законе Паскаля основано действие гидравлических прессов и других гидростатических машин. | Устная работа в форме диалога. | - Познавательные (структурирование знаний) - Коммуникативные (умение вести диалог со сверстниками и учителем) |
Давайте рассмотрим некоторые значения давлений в природе и быту и как оно влияет на наше здоровье. | Демонстрация отдельных слайдов, которые могут мотивировать учащихся к подготовке проекта по изучаемой проблеме. | - Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний) |
А теперь давайте попробуем выяснить как можно изменить давление. Сначала ответим на вопрос: а для чего это нужно? Вы видели, какие следы оставляют тяжёлые машины, трактора на земле? Такие глубокие колеи возникают как раз из- за высокого давления. Значит, в таких случаях его нужно снижать. Так как давление зависит от силы и площади, изменять его можно, меняя эти величины. Зачем увеличивать давление? Попробуйте тупым ножом порезать хлеб. Чем тупой нож отличается от острого? Конечно, площадью лезвия и создаваемым давлением. Поэтому все режущие и колющие инструменты должны быть очень острыми. | Предлагают свои варианты ответов | - Познавательные (поиск и выделение необходимой информации) - Регулятивные (целеполагание, планирование) -Коммуникативные (принципиальное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли) |
Закрепление |
Для закрепления изученного материала решим несколько задач. Для этого разделимся на группы. Каждой группе дается задание, которое необходимо выполнить в течение 5 минут. 1 группа Пользуясь формулой для определения давления твердого тела, решить две задачи: Определить, с какой силой оса вонзает свое жало в кожу человека, если площадь острия жала равна 3*10-16 м2, а производимое им давление составляет 3*1010 Па. Определите давление, которое оказывает на арену цирковой слон, стоящий на одной ноге. Масса слона 3500 кг, площадь подошвы 0,07 м2. 2 группа Предложите несколько способов уменьшения и увеличения давления, выбрав 2 учеников из группы по определенному параметру. 3 группа Примеры по теме «Давление» в бытовой жизни. Во время работы учащихся в группах учитель выполняет роль консультанта по выполнению заданий. | Класс делится на 3 группы. Каждой группе дается отдельное задание на карточке. Делают расчеты на карточке с задачами; выбирают выступающего. | - Творческое применение знаний, умений и навыков, усвоенных учащимися при изучении новой темы. - Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
Рефлексия |
- Оцените нашу сегодняшнюю работу на уроке. - Какую цель мы ставили в начале урока? - Достигли мы этой цели? | Анализируют свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей массе класса. Внутренне ставят себе отметку. - Изучить давление, единицы давления, способы нахождения давления - Да | - Общеучебные - Регулятивные (оценка) - Личностные (степень правдивости при рефлексии) |
Домашнее задание |
Обязательное домашнее задание – прочитать §33,34, ответить на вопросы, выучить новые определения и формулы, решить задачи индивидуального домашнего задания, количество задач и их номера вы определяете сами. Дополнительное домашнее задание – найти информацию о площади острия шипов растений, когтей, зубов, клыков животных и о площади соприкосновения животных с землей; подготовить доклад о жизни и деятельности Блеза Паскаля. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | Записывают домашнее задание в дневник, тянут карточки с задачами | - Самостоятельный выбор и осмысление учащимися характера и содержания домашней работы |