СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по физике "Сообщающиеся сосуды"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволит доступным языком рассказать ребятам о сообщающихся сосудах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике "Сообщающиеся сосуды"»

Конспект урока в 7-м классе на тему: "Сообщающиеся сосуды"


Цель: Познакомить учащихся с сообщающимися сосудами и установить закономерность

распределения жидкостей в сообщающихся сосудах.

Задачи:

1. Обучающая:

  • Уметь различать сообщающиеся сосуды, пользуясь определением понятия.

  • Знать закон сообщающихся сосудов (формулировка, формула).

  • Научить выделять существенные признаки сообщающихся сосудов и применять их при выполнении практических заданий.

2. Развивающая:

  • Формирование потребности в новых знаниях, успешности усвоения предмета.

  • Развитие любознательности.

3. Воспитывающая:

  • Воспитать чувство коллективизма, взаимопомощи при работе в группе.

  • Воспитать чувство самоконтроля.

4. Здоровьесберегающая:

  • Применить здоровьесберегающую технологию при проведении урока.


Тип урока: Объяснение нового материала.

Методы: Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, постановка проблемной ситуации, групповая работа,

индивидуальная работа,

Оборудование: Доска, учебник, индивидуальные карточки, ТСО.

Использование таблиц, рисунков:
а) артезианский колодец
б) работа шлюзов
в) работа фонтанов

Демонстрация набора различных сообщающихся сосудов.


Демонстрации:

Демонстрационные опыты:
Опыт №1: равновесие однородной жидкости в одинаковых сообщающихся сосудах с

одинаковой площадью сечения.
Опыт №2: различие уровней разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах.
Опыт №3: равновесие однородной жидкости в сообщающихся сосудах разной площади сечения.

Опыт №4: различие уровней однородных жидкостей в сосудах при движении жидкости.

План урока.


  1. Орг.момент.(2 мин)

  2. Опрос д.з. (5 мин)

  3. Постановка учебной задачи.(1 мин)

  4. Знакомство с новым материалом. (18 мин)

  5. Физкультминутка.(2 мин)

  6. Первичное закрепление нового материала. (5 мин)

  7. Практическая работа. (9 мин)

  8. Подведение итогов.(2 мин)

  9. Инструктаж д.з. (1 мин)




Основные этапы урока

Деятельность учащихся

1. Организационный момент:

Приветствие, проверка готовности, отчет дежурных

Рабочее место ученика.

2. Опрос д.з.

Какую общую тему изучаем на последних уроках? - “Давление”.

Мы знаем о существовании давления твердых тел, о давлении в газах и жидкостях, умеем объяснить причину давления и вычислить его.

От чего зависит давление в жидкости?

Можно ли использовать формулу давления твёрдого тела для расчёта давления в жидкости?

Можно ли использовать формулу давления в жидкости для расчёта давления твёрдого тела?

Один ученик решает задачу на давление в жидкости на доске.



Отвечают на вопросы


3. Постановка целей урока, мотивация деятельности учащихся:

Сегодня, изучая тему “Сообщающиеся сосуды”, мы узнаем еще что-то новое о давлении. Эти знания сможем применить при объяснении явлений и законов природы, которые наблюдаем повседневно. Все записи мы будем заносить в бланк-отчёт (учитель выдаёт каждому ученику дланк-отчёт)



 

Сделать вывод о применении знаний.

4. Объяснение новых знаний

Какая тема урока?

Что означает данное выражение? Какие это могут быть сосуды?

Учитель показывает две трубки, соединённые резиновой трубкой.

Делаем совместный вывод:

Сосуды, имеющие общую, соединяющую их часть, заполненную покоящейся жидкостью, называются сообщающимися.

Установим закономерности распределения жидкостей в сообщающихся сосудах.

Опыт№1.

Наливаем воду в один из 2-х сосудов, уровень жидкости одинаков.

Что вы видите, опишите.

- Почему уровень поверхности одинаков? (Т.к. давление на общую площадь соприкосновения одинаково).

Формула.

P = gh

g - const

жидкость покоится, значит p1=p2, следовательно h1=h2.



А всегда ли уровни в сосудах будут одинаковые?

Проверим гипотезы экспериментально.





Какой делаем вывод?

В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне.



В сообщающихся сосудах, содержащих разные жидкости, высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью. Докажем это: по закону сообщающихся сосудов. Так как p1=p2, где p1=p1gh1 и p2=p2gh2; то p1gh1= p2gh2 или p1h1=p2h2 отсюда: 1/2= h2/h1



Относится ли сосуды в третьем опыте к сообщающимся?



Подведение итогов 4 части.

5. Физкультминутка.

6. Первичное закрепление нового материала.

На карточке выбрать из списка сосудов те, которые относятся к сообщающимся, используя определение сообщающихся сосудов

Подведение итогов 6 части.



7. Практическая работа.

Ученикам раздаются индивидуальные карточки с заданиями на два варианта.



Объяснить принцип работы артезианского колодца. (по рис.112)

Объяснить принцип работы шлюза. (по плакату и рис.113 (б))

Для чего отводящим трубкам кухонной раковины придают коленчатую форму?

8. Закрепление

Какие сосуды называются сообщающимися?

Какие два вывода, сделанные нами по проделанным опытам мы установили.

Где применяются сообщающиеся сосуды, а, следовательно, и законы?

9. Д. з. § 39.




Читают с доски название темы урока, высказывают свои предположения.









Записывают в бланк-отчёт.



 

 



 Наблюдают, делают самостоятельный вывод.

 Ответ для них сложен, но через наводящие вопросы могут ответить. Оценки за ответ.

 



 

 Записывают определения в бланк-отчёт.



Рассказывают о наблюдаемом и делают вывод, записывают в бланк-отчёт.

 

 Ученики высказывают гипотезы.

 Все ученики делятся на 3 экспериментальные группы и каждая проводит опыт по проверки гипотезы.

Результаты и выводы запишем в бланке-отчёте.

Вывод по опыту №1: Равновесие однородной жидкости в сообщающихся сосудах разной площади сечения.





Вывод по опыту №2: Различие уровней разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах.





Вывод по опыту №3: Различие уровней однородных жидкостей в сосудах при движении жидкости.

Стараются дать правильный ответ.

  

 

 

 Желающий ученик выходит и отбирает все сообщающиеся сосуды, находящиеся на учительском столе.









Ученики выполняют задания. После выполнения происходит взаимопроверка работ у противоположного варианта.

 

Желающий ученик по учебнику объясняет.

Желающий ученик по плакату объясняет.







Ученики отвечают.







Записывают в дневник д.з.

Самоанализ урока

Цели урока:

1. Показать реализацию метода постановки проблемной ситуации и ее разрешения учащимися в ходе урока, где они учатся формулировать, отстаивать и мотивировать свою точку зрения, используя наблюдения, жизненный опыт и знания.

2. Знать закон сообщающихся сосудов (формулировка, формула).

3. Уметь различать сообщающиеся сосуды, пользуясь определением понятия.

4. Научить выделять существенные признаки сообщающихся сосудов и применять их при выполнении практических заданий.

5. Формирование потребности в новых знаниях, успешности усвоения предмета.

Данный урок является одним из основных в разделе "Давление", т.к. объясняет основной закон сообщающихся сосудов, а этот закон объясняет множество явлений, окружающих нас в быту и практической деятельности.

Тип урока – урок( исследование) изучения нового материала (теория и применение). Основные этапы: создание проблемной ситуации и ее разрешение, получение знаний, выделение главного, закрепление и контроль усвоения.

Формы - фронтальная беседа, наблюдение эксперимента и его объяснение, работа с книгой, групповая работа, самостоятельная работа, применение предыдущих знаний в новой ситуации. Индивидуальные особенности учитывались на всех этапах, как результат восприятия и усвоения: если понял - отвечает, получает оценку деятельности. Не понял - слушает объяснения других, затем делает по образцу, после этого только может быть оценен.

Самостоятельная работа предполагает выяснить уровень усвоения, чтобы скорректировать результат на следующем уроке. Акцент на уроке сделан согласно целям, которые, считаю, реализованы полностью.

Атмосфера на уроке была рабочая, соответствовала уровню класса. Активность учащихся хорошая, учащиеся работали, делали выводы на основе опытов и предыдущих знаний. Между мною и учащимися был хороший контакт, который помог учащимся раскрыться.

Кроме того все выполнили письменную самостоятельную работу. За хорошие работы оценки выставляю в журнал, учащиеся, не справившиеся с данной работой, после коррекции знаний на следующем уроке, напишут еще одну самостоятельную работу.

Главная цель урока по созданию и реализации проблемной ситуации, нахождение выхода из нее учащимися реализована.

















Карточка для индивидуальной работы.___________________________


I вариант

1. Какие сосуды называют сообщающимися?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. На рисунке изображены сообщающиеся сосуды различной формы. Объясните, почему для однородной жидкости (вода, керосин, масло, спирт или др.) поверхность жидкости устанавливается на одном уровне.


____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________ _________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

























Карточка для индивидуальной работы. ___________________________


II вариант

1. Приведите примеры сообщающихся сосудов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. На рисунке изображен кофейник. Какую ошибку допустил

конструктор? Ответ обоснуйте.


________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________






























Бланк-отчёт по проделанной работе на уроке по теме «Сообщающиеся сосуды».


Сообщающиеся сосуды.


Сообщающиеся сосуды -






1 группа


однородные жидкости в сообщающихся сосудах разной площадью сечения.

2 группа


разнородные жидкости в сообщающихся сосудах.

3 группа


однородные жидкости в сосудах при движении жидкости.

рисунок




вывод






Зачеркнуть сосуды не являющиеся сообщающимися:


лейка, стакан, водонапорная башня, фонтан, ведро, батарея отопления, кофейник, речные каналы, старинный угольный самовар, чайник.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!