Тема «Жизнь в Мировом океане»
Цель: Формирование понятий о жизни в океане, об особенностях ее распространения.
Задачи:
-
Образовательная – познакомить учащихся с условиями жизни в океане, сформировать представление о биологических богатствах Мирового океана.
-
Воспитательная – содействовать формированию приемов поддержания работоспособности, навыков ЗОЖ, экологическое воспитание.
-
Коррекционная – развитие зрительного восприятия, логического мышления.
Оборудование:
Карта полушарий, атласы.
Ход урока:
-
Организационный момент. Анаграмма « НОВЕПОРХЫХСТНЫЕ ЯЧИНЕТЕ» Ребята, вы должны расшифровать слово, которое здесь зашифровано. Почему я зашифровала именно это слово?
-
Проверка домашнего задания. Повторение изученного.
Фронтальный опрос с показом по карте:
-
Что такое течение в океане?
-
Какие виды движения воды в океане вам известны?
-
Назовите причины, их вызывающее?
-
Что называют океаническими течениями?
-
Покажите по карте примеры теплых течений?
-
Каким условным обозначением показано на карте?
3. Изучение нового материала
Слово учителя: Океан может быть злобным и грозным, ласковым, тихим и спокойным . Каким бы он ни был, он полон жизни и тайн, поражающих воображение. Многие из них не раскрыты до сих пор. При исследовании морских глубин и сейчас ещё находят организмы, неизвестные науке. Жизнь в океане всепроникающе, но условия жизни от полюсов до экватора, от поверхности до максимальных глубин очень различны
«Что вы можете сказать об условиях жизни в океане? Одинаковы они? Как они различаются? На каких широтах и на какой глубине жизни больше и разнообразней? Условия жизни изменяются от полюсов к экватору, от поверхностных вод к глубинным, поэтому и жизнь также изменяется с условиями. Но что влияет на распространение организмов в океане? Первое условие существования живых организмов – свет. А почему свет? Потому, что свет необходим зеленым водорослям, которые питаются другие организмы. Так как освещенность в океане маленькая, поэтому наиболее населены верхние 50 метров, а также малые прибрежные глубины. Все морские организмы по образу жизни делятся на три группы: нектон, планктон, бентос.
По учебнику (стр. 52-55) запиши определения таблицу:
Вид группы | Место обитания | Способы передвижения | Представители |
Планктон | | | |
Нектон | | | |
Бентос | | | |
Планктон в переводе с греческого означает «блуждающий». Записываем: планктон – это пассивно плавающие животные. Планктон составляют передвигающиеся под воздействием течений многочисленные одноклеточные водоросли, различные простейшие, мелкие рачки, черви и др. крупнейшие животные, в том числе и киты, питаются планктоном.
Нектон в переводе с греческого означает «плавающий». Запишем определение: нектон – это активно плавающие животные. Как вы думаете, что относится к нектону?
Бентос переводится с греческого, как «глубинный». Записываем: бентос – организмы живущие на дне. Какие вы знаете придонные организмы?
А какую роль в жизни человека играют живые организмы океана?
4. закрепление
Ребята, чтобы закрепить то, что мы изучили о Мировом океане, проведем практическую работу. На странице 235 учебника есть план характеристики океана. И по этому плану начинаем описывать океаны, 1 вариант – Тихий океан, 2 вариант – Атлантический океан. Чтобы дать правильную характеристику, используете свои записи в тетрадях, также справочный материал в конце учебника и атласы.
5.Подведение итогов
Проверка практической работы. Выставление оценок.
«Д/з стр.52-55,пар. 10.
До свидания.»